Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

На правах рекламы:

Планкен прямой из сосны купить недорого с доставкой в Москве цены от производителя . Доска сухая строганная хвоя: 20x90 мм - сорт AB, цена за м.п. 45 р уб. Планкен скошенный хвоя: 20x140 мм - сорт AB, цена за 1м² 500 р уб.


Т.Л. Петрова. «Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 1814 г.»

В 1319 г. на шведский престол был избран малолетний Магнус Эрикссон. В связи с избранием его на престол светские и духовные магнаты в особой «вольной грамоте» изложили свои условия его избрания: сохранение незыблемости феодальных привилегий. Эти условия, приобрели с тех пор силу закона, своего рода феодальной Конституции. Они закрепили сам принцип выборности Королей.

Таким образом, сословная монархия с ограниченной королевской властью надолго утвердилась в Скандинавии. После 1319 г. дочь Хокона V герцогиня Ингеборг отстранила от дел Государственный совет Норвегии, игравший роль регента при ее сыне, короле Магнусе Эрикссоне, но Государственный совет, следуя шведскому прецеденту, низложил ее (1323 г.) В 1343 г. Государственный совет Норвегии заключил соглашение о том, что сын Магнуса Хакон VI станет Королем Норвегии, а также принял решение разорвать личную унию со Швецией. В 1355 г. Хакон VI, достигнув совершеннолетия, включил Государственный совет в состав правительства. Впоследствии Хакон VI заключил брак с Магреттой, дочерью датского Короля Вольдемара Аттердага. Сын Хакона VI и Магретты Олав был избран Королем Дании, а позднее, в 1380 г. унаследовал от отца норвежскую корону. Так Норвегия была вовлечена в личную унию с Данией, продолжавшуюся до 1814 г.

Королева Магретта фактически стала регентом при своем сыне Олаве, а после его смерти в 1387 г., в 1387—1388 гг. Государственный совет провозгласил ее правительницей трех королевств — Швеции, Дании и Норвегии. Магретта, несмотря на то, что со смертью ее сына Олава исчезли всякие правооснования на корону, добилась в 1389 г. возведения на престол своего внучатого племянника Эрика Померанского. Таким образом, Норвегия продолжала оставаться наследственной монархией, несмотря на то, что в 1343 г., а также в 1388—1389 гг. Государственный совет фактически взял на себя роль выборщика, как и Советы Дании и Швеции.

С 1388 г. все скандинавские королевства оказались под властью Магретты. В 1397 г. стараниями правительницы Магретты Коронный совет светской и духовной знати, проходивший в г. Кальмаре, провозгласил Эрика Померанского Королем трех государств. Государственные советы Королевств, играющие в период регенства Магретты активную, а в некоторых случаях даже решающую роль, отныне были оттеснены в сторону жесткой промонархической политикой. Прононархическая политика Королевы Магретты отразилась и на политко-правовом положении Норвегии, которая из самостоятельной страны стала управляемой территорией.

Эрик Померанский продолжал промонархическую политику Магретты настолько противоречивыми методами, что это привело к восстанию Энгельбректа в Швеции и к низложению Короля Государственными советами Швеции и Дании. Вместо него в 1439 г. на престол был возведен его племянник Кристофер Баварский. Норвежский Государственный совет весьма неохотно последовал примеру советов Швеции и Дании, и лишь в 1442 г. норвежский совет признал Кристофера Королем Норвегии.

Таким образом, поскольку фактически нового Короля от лица народа и государства избрал Государственный совет, на какое то время к нему возвратилась решающая политическая роль, что противоречило абсолютистской политике характерной для Кальмарской унии. В 1439—1442 гг. Государственный совет Норвегии во главе с наместником Короля Дании-Швеции-Норвегии Сигурдом Юнссоном обладал всей полнотой власти. В этот период времени юрисдикция Государственного совета была определена наиболее четко. Одно отделение Совета располагалось в г. Бергене, оно распространяло свою юрисдикцию на области к западу от Лангфьеллы и к северу от гор Довре, второе — в г. Осло, на остальную территорию страны. Данное положение сохранилось и после провозглашения в 1442 г. Королем Дании-Швеции-Норвегии Кристофера. Государственный совет уделял особое внимание торговой политике и сохранению самобытности и законов страны. Кроме того, Король впервые предоставил членам Государственного совета полномочия осуществлять правосудие от его имени, заседая в суде высшей инстанции. На период с 1439 г. по 1450 г. Норвегия вновь фактически превратилась в самостоятельное государство с конституционной формой монархии.

В 1448 г. Король Кристофер, умер не оставив наследника, что привело к распаду Кальмарской унии. На шведский трон был избран Карл Кнутссон, на датский — граф Кристиан Ольденбургский, Норвегия же некоторое время оставалась под управлением норвежского Государственного совета. Внутри и вне Государственного совета шла борьба между сторонниками датской и шведской линиями. Чтобы обеспечить себе поддержку Совета, обе стороны разработали «капитуляции» или «хондфестнинги» (handfesting), — хартии, издаваемые Королем при вступлении на престол, в которых давались обещания обеспечить конституционализм Государственного совета. В борьбе за норвежский трон победил Король Дании Кристиан I, он был коронован в древнем соборе Трондхейма Нидароссе и после коронации принял в г. Бергене разработанное Государственными советами Дании и Норвегии соглашение о вечной унии двух равноправных Королевств. Норвегия отныне объявлялась выборной монархией, а Государственный совет выполнял роль коллегии выборщиков. Кристиан I проводил политику укрепления монархии, он старался вновь объединить три скандинавских Королевства, но, несмотря на попытки датских Королей вернуть Швецию в унию, Швеция осталась самостоятельным Королевством, а после убийства датским Королем Кристианом II в Стокгольме в 1520 г. членов шведского Государственного совета и бюргеров, Швеция была окончательно потеряна для Дании.

В период с 1450 г. по 1536 г. влияние норвежского Государственного совета в целом падало. Государственный совет все еще играл определенную роль в периоды междуцарствия и добивался удовлетворения некоторых своих требований благодаря предвыборным обещаниям датских Королей. Тем не менее, ни один из правящих монархов так и не признал основополагающего тезиса всех принятых предвыборных хартий: участия Государственного совета в управлении государства. Государственному совету была оставлена лишь функция отправления правосудия на своей территории.

<< Предыдущая страница   [1] ... [6] [7] [8] [9] [10][ 11 ] [12] [13] [14] [15] [16] [17] ...  [42]   Следующая страница >>