Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


В.В. Атаман. «Особенности экономического развития современной Норвегии»

После дерегулирования оптового рынка электроэнергии следующим шагом в реструктуризации энергетической отрасли Норвегии стало дерегулирование розничного рынка, которое в свою очередь прошло два этапа реформирования.

Первый этап охватывает период времени с 1992 по 1996 годы, когда регулирование сетей основывалось на концепции "стоимости обслуживания", предусматривающей возмещение владельцам сетей реальных затрат, включая капитальные. Норвежский Директорат во водным ресурсам и энергетике определял максимально разрешенную норму прибыли на весь капитал, используемый в сети. Этот показатель с 11 процентов в 1993 году изменился до 7,5 процента в 1996-ом [69, Р. 63]. Если действительные доходы превышали или были ниже уровня, необходимого для покрытия реальных затрат, то сетевые компании должны были компенсировать эту границу через соответствующие изменения тарифов за использование сети на следующий год. Суммируя все вышесказанное необходимо сказать, что на временном промежутке с 1992 по 1996 год цена электроэнергии у розничного потребителя складывалась из цены оптового рынка плюс регулируемый тариф на сетевые услуги, плюс регулируемая сбытовая надбавка энергетической компании.

Второй этап дерегулирования норвежского розничного рынка электроэнергии начался 1 января 1997 года и действует в настоящее время. На этом этапе была введена новая система регулирования компаний, владеющих электрическими сетями, суть которой состоит в установлении разрешенного дохода компании. В этом случае владелец сети, если он захочет увеличить прибыль, должен снизить текущие затраты. При этом минимальное значение прибыли установлено в 2, а максимальное — в 15 процентов. Полный пересмотр разрешенного дохода будет осуществляться каждые 5 лет. При этом ежегодно размер разрешенного дохода должен корректироваться в соответствии с предполагаемым ростом объемов поставляемой электроэнергии.

Важным фактором, влияющим на процесс реформирования электроэнергетики в Норвегии является то, что основная доля электроэнергии производится на гидроэлектростанциях (см. Таблица 7). Это оказывает весьма существенное влияние на энергетическую структуры норвежской экономики. Во-первых, сама структура мощностей в Норвегии дает возможность получать электроэнергию по весьма низкой цене в связи с низкими предельными издержками на ее производство. В результате дерегулирование рынка электроэнергии не привело к существенному снижению цен для потребителей. Опыт Норвегии демонстрирует особенности изменения цен на дерегулированном рынке в странах с преобладающей долей гидроэнергии в общей выработке электроэнергии. В таких странах, как правило, при понижении водности рек, наблюдается достаточно существенное повышение цен до уровня цен замещающих импортных закупок.

Таблица 7. Структура генерирующих мощностей в европейских странах в 2001 г. (%).

Страна тэс ГЭС АЭС
Норвегия 1 99
Люксембург 5 95
Швейцария 4 76 20
Австрия 31 69
Швеция 18 51 31
Португалия 50 50
Югославия 63 37
Испания 48 36 16
Греция 66 34
Италия 72 28
Франция 21 22 57
Финляндия 66 18 16
Бельгия 55 9 36
Германия 70 8 22
Дания 100
Нидерланды 97 3

Источник: Доклад рабочей группы президиума Государственного совета по вопросам реформирования электроэнергии «О единой государственной концепции реформирования электроэнергетики» (1 том). —Москва: Репро, 2002, С. 17.

Реструктуризация электроэнергетики в Норвегии не может происходить в отрыве от дерегулирования энергетической структуры стран Европейского Сообщества. Норвегия, являясь членом Европейской ассоциации свободной торговли, по Соглашению о Европейском экономической зоне взяла на себя обязательства по инкорпорированию директив Европейского союза в свое внутреннее законодательство. Поворотным моментом в развитии конкуренции на рынке электроэнергии Европы стала Директива Европейского Союза относительно общих правил функционирования внутреннего рынка электроэнергии от 19 декабря 1996 года, которая определила пути перехода к свободному рынку, означающему свободу для потребителя в выборе продавца электроэнергии. Данный документ поставил целью увеличить долю рынка. К 1999 году предоставить свободу выбора потребителей с годовым объемом потребления свыше 40 ГВтч, что означало предоставление свободы выбора поставщика электроэнергии потребителям с годовым объемом потребления свыше 40 ГВтч. Этот показатель должен был достичь 30% к 2000 году и распространения не для потребителей с годовым объемом потребления свыше 20 ГВтч и к 2003 году для потребителей с годовым объемом потребления более 9 ГВтч. Примером влияния Директивы ЕС от 19 декабря 1996 года является раздельный финансовый учет по видам деятельности (генерация, передача, распределение и сбыт электроэнергии) в энергетических компаниях Норвегии. Введение раздельного учета является обязательным по этой директиве, так как показывает глубину вертикальной дезинтеграции электроэнергетики.

<< Предыдущая страница   [1] ... [36] [37] [38] [39] [40][ 41 ] [42] [43] [44] [45] [46] [47] ...  [64]   Следующая страница >>