Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Т.Л. Петрова. «Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 1814 г.»

«Познание любого социального феномена, в том числе государства права, предполагает применение к нему принципа историзма. Одна из существенных характеристик социальных явлений — наличие у них исторического измерения. Правда, одной истории для изучения государства, права, экономики и т. п. недостаточно, но без нее познание не может претендовать на статус научного исследования». В связи с этим анализ первой Конституции Норвегии не будет полным без изучения причин возникновения государственности в Норвегии, исследования этапов развития государства и социально-политических аспектов эволюции государственности Норвегии.

Первое упоминание о норвежцах как о нации содержится в «Англосаксонской» хронике Короля Уэссекса Альфреда Великого VIII—IX вв.. Хроника содержит сведение о рассказе северо-норвежского вождя Оттара, посетившего Англию примерно в 890 г. Сведения, содержащиеся в «Англосаксонской» хронике и других устных источниках, записанных в позднее, а также данные археологических раскопок в сочетании с топонимикой позволяют предположить, что в VIII—IX вв. в Норвегии, как правило, одна большая патриархальная семья проживала на территории одного сельскохозяйственного поселения. Остатки раскопанных поселений, а также правовых обычаев, записанных в XII—XII вв., свидетельствуют о запретах на переход земельных владений за пределы широкого круга родственников, совместно участвовавших в несении многочисленных повинностей. Родство наследовалось как по мужской линии, так и по женской. Существовала также категория «самостоятельных женщин», которые являлись главами индивидуальных семей, так как наследовали имущество после смерти всех ближайших родственников по мужской линии.

Такая система наследования не способствовала формированию структурированных родовых сообществ. Тем не менее, родство играло важную социальную роль: оно обеспечивало каждому безопасность и защиту, а также объединяло индивидов и семьи в более крупные группы. «Древние обычаи и законы, законы Гюлатинга и Фростатинга в XII в., а позже, примерно в 1270 году, законы Магнуса Лагабетера, определяли род как некое коллективное объединение, которое должно заботиться о взаимном материальном обеспечении поколений. Таким образом, семья и род должны были создавать своеобразную, сильно децентрализованную систему «социального обеспечения». А поскольку не все члены общества попадали в эту систему, бедняки не имели родственников, то эта обязанность ложилась на общество как таковое».

Исключительно родовые связи не могли обеспечить должное количество рабочей силы для экстенсивного ведения хозяйства, поэтому можно с полным основанием говорить о наличии в усадьбе достаточного количества зависимых сельскохозяйственных работников — трелей (рабов). Глава домохозяйства был безусловным господином несвободного и распоряжался им по своему усмотрению. Вследствие этого раб-трель не мог иметь имущество в собственности. Однако бесправие и личная несвобода реализовывались, прежде всего, на уровне внутрисемейных отношений, но до тех пор, пока раб был включен в семейный коллектив, за пределами домохозяйства его рассматривали как представителя интересов этой социальной ячейки. Чем выше был официальный статус хозяина, тем лучше был защищен раб от посягательств третьих лиц.

Патриархальная норвежская семья не обязательно состояла из родственников и несвободных. В ее состав могли входить посторонние свободные люди, которые в силу своей социальной и экономической слабости особенно нуждались в поддержке какого-либо социального коллектива. Это могли быть лица, нуждающиеся в материальной опеке, или же это были работоспособные люди без собственного хозяйства. Они не имели родственников, и глава семьи являлся их наследником. И те, и другие были связаны с семейным коллективом в хозяйственном плане и подчинялись всем его распорядкам. Со своей стороны семья была заинтересована в имуществе или в труде этих людей.

Таким образом, семья представляла собой сплоченный коллектив домочадцев, как родственников, так и других членов семейного коллектива, в пределах одного домохозяйства. Семья не только представляла собой социально-экономическое сообщество, семья и род с древнейших времен являлись важнейшими институтами материального обеспечения своих членов.

Норвежские поселения (норвежек. — bygder) в VIII—IX вв. состояли из нескольких родовых усадеб и представляли собой более крупные социальные объединения, связанные общими религиозными, юридическими и оборонительными интересами. Постепенно данные условия способствовали развитию на раннем этапе истории более или менее крупных региональных сообществ, возглавляемых вождями. Таким путем могли объединяться несколько областей — фюльке. Присущая этим сообществам тенденция к экспансии способствовала созданию все более крупных социальных объединений.

Таким образом, в эпоху викингов род потерял свое значение как субъект собственности. Норвежцы стали жить малыми поселениями, и на территории Норвегии широко распространился хуторской тип поселения. Пахотные земли вокруг хутора отгораживались и наследовались главой семьи. Поселение было организовано на основе самоуправления, однако каждая патриархальная семья, каждая родовая усадьба обладала своей коллективной собственность, распоряжался которой патриарх. При этом индивидуально-семейная собственность сочеталась с коллективной собственностью соседей на «альменинг» — луга, леса, реки и т.п.

Родовые связи были важнейшим элементом зарождавшейся более широкой организации общества. Это подтверждает устными стихотворными источниками — сагами. Согласно им, первые княжества в Норвегии возникли на рубеже VI—VII вв. Норвежские и исландские стихотворные памятники рассказывают о междоусобных войнах князей — конунгов, о «королевствах» рода Инглингов.

Именно на этой почве возникла новая форма социальной организации — вождество (англ. — chiefdom), т.е. «социальный организм, состоящих из группы общинных поселений, иерархически подчиненных центральному, наиболее крупному из них, в котором проживает правитель (вождь). Последний, опираясь на зачаточные органы власти, организует экономическую, редистрибутивную, судебно-медиативную и религиозно-культовую деятельность общества». Такая организация зависела от могущества предводителей и имела более выраженный аристократический характер. Сообщества, руководимые вождями, постоянно оспаривали друг у друга ресурсы и территорию. Это в первую очередь связано с географическим положением Норвегии. Только 3% из всей территории Норвегии можно обрабатывать как пахотную землю. Всякое расширение патриархального хозяйства были сопряжены здесь с тяжелым трудом, небольшая окультуренная территория могла прокормить сравнительно ограниченное число людей. Быстрый рост населения в VIII—IX вв. повлек за собой передел земельных ресурсов. Люди, не способные прокормить себя на земле, искали новых источников существования, а знатные люди — новых источников наживы и эксплуатации.

<< Предыдущая страница   [1] [2] [3][ 4 ] [5] [6] [7] [8] [9] [10] ...  [42]   Следующая страница >>