Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Богатые тоже плачут

Шведский морской инспектор в течение длительного времени обеспечивал норвежских бизнесменов сертификатами на управление судами. Поскольку большинство соискателей были весьма занятыми людьми, он шел им навстречу и принимал экзамены в Осло, при этом сдача всех необходимых дисциплин проходила быстро и беспроблемно. Естественно, бизнесменам приходилось идти на дополнительные расходы, однако желающие превратить нудный экзамен в формальный акт получения сертификата не переводились. Одним из обладателей документа, полученного за "вознаграждение", стал миллиардер Хьелль Инге Рёкке (Kjell Inge Røkke), о котором мы писали в статье "Норвежские элиты".

Газета Dagens Næringsliv опубликовала свои разоблачительные материалы еще в августе 2001 года, статья оказалась столь доказательной, что шведский инспектор-взяточник был вынужден вскоре уволиться со службы. Однако до судебного разбирательства дело дошло только сейчас: в начале прошлой недели все участники так называемого "дела о сертификате" собрались в городском суде Осло. Вероятно, известное положение Римского права "Festina lente" - "Поспешай медленно" - норвежская Фемида поняла слишком буквально.

"Экзамен экстерном"

21 мая 2001 года. В офисе Хьелля Инге Рёкке на Акер Брюгге (одна из самых красивых набережных норвежской столицы) все готово для сдачи экзаменов. Вокруг овального стола в конференц-зале сидят три соискателя желанного документа: ассистент Рёкке Юн Инге Валанн (John Inge Valand), судовой механик Роберт Матус (Robert Matos) и сам миллиардер. Для приема экзамена, позволяющего управлять судами длиной более 15 метров, из Стокгольма прибыла важная персона – инспектор Клас Паллин (Claes Pallin). Судовой маклер Эрик Эйе (Erik Øye) сидит в углу помещения и наблюдает за сдачей экзамена "экстерном". Эйе и Паллин - давние друзья. Экзамен заканчивается через пару часов, все соискатели успешно справились с заданиями. Скоро все трое учащихся получат сертификаты на допуск к самостоятельному управлению судами. Клас Паллин обеспечит их необходимыми документами, подтверждающими посещение всех необходимых теоретических и практических занятий и успешную сдачу экзаменов.

Позднее судовой маклер Эрик Эйе, бывший посредником в сделке, признается: "Цена составляла 100 000 крон, Паллин получил свои 60 000 крон, а я 40 000. Я получил все деньги через два дня. Никто не просил выписать квитанцию на получение денег". На родине Паллина плата за соответствующий экзамен, правда, сданный надлежащим образом, составляет менее 1000 крон за одного человека. Рёкке был не единственным, кому оказались полезны шведский инспектор и норвежский судовой маклер. Счастливыми обладателями шведских судовых удостоверений стали многие норвежские бизнесмены.

Операция "Фредрик Андерсен"

Каким образом журналистам газеты Dagens Næringsliv стала известна эта история, мы, наверное, никогда не узнаем: как правило, СМИ не раскрывают источников получения подобной информации. Однако в игре против Хьелля Рёкке, на которую решилась редакция, требовались убедительные доказательства. Умение Рёкке выходить сухим из воды стало притчей во языцех. Журналисты организовали самую настоящую операцию "под прикрытием" для того, чтобы выйти на Эрика Эйе и его шведского подельника Паллина. Только получив убедительные доказательства вины "сладкой парочки", можно было дотянуться до главного фигуранта "дела о сертификате".

8 августа 2001 года. Журналисты Dagens Næringsliv под вымышленными именами вошли в контакт с Эриком Эйе. Эйе продавал большие суда и обеспечивал богатым покупателям "комплексное" решение проблемы: вместе с судном клиенту гарантировали быстрое получение шведского судового сертификата.

Вот каким был первый телефонный разговор:

"Здравствуйте, это Фредрик Андерсен. Мы узнали из газеты Aftenposten, что Вы продаете прекрасные суда".

"Уточните, пожалуйста, что Вы имеете в виду", - попросил Эйе.

Журналисты желали купить судно, большое судно, длиной более 15 метров. Судно, на управление которым требуется сертификат. Журналисты спросили, не мог бы Эйе помочь им с получением шведского сертификата.

После некоторой паузы Эйе ответил: "Обычно мы помогаем решить эту проблему. Однако эта услуга предоставляется только тем, кто покупает наши суда. Если мы встретимся с вами завтра, то сможем обсудить все детали".

Днем позднее состоялась встреча "покупателей" с Эйе. Для придания соответствующего антуража журналисты взяли в аренду 500-й "Мерседес". После обмена приветствиями Эйе отдал журналистам два буклета с описаниями судов. Одно судно продавалось за 4,5 миллиона крон, а второе - за 9 миллионов. После этого он протянул журналистам то, что они желали получить в действительности – синий сертификат.

"Я могу организовать вам получение такого сертификата за три-четыре дня. Это обойдется вам в 20 000 крон. Если вы захотите конвертировать шведский документ в норвежский, то должны будете заплатить еще 40 000 крон. Найдется добрая сотня желающих приобрести такие удостоверения. Но я помогаю только своим клиентам, которым продаю суда", – заявил Эйе. "Единственное, что от вас требуется, это быть дома в течение пары уик-эндов. Тем самым мы обеспечим ваше посещение специальных курсов: противопожарной безопасности и оказания первой помощи". Вся беседа продолжалась не более 10 минут. Партнеры договорились о следующей встрече; маклер желал получить деньги наличными.

"Обучение судовождению"

Двумя днями позднее состоялась встреча в "Гранд Кафе". Эйе встретил клиентов хорошими новостями.


"Все в порядке?", - спросили журналисты.
"Да, я все организовал", - ответил Эйе, озираясь.
"Мы бы хотели уточнить одну деталь… Если кто-нибудь спросит нас об экзаменаторе, что мы должны отвечать?", - задали следующий вопрос "клиенты".
"Клас Паллин", - ответил тихо Эйе и не произнес больше ничего, никаких объяснений не последовало.
"Мы можем узнать, кто он такой и как выглядит?", - продолжали настырные "покупатели".
"Ничего этого вам не требуется. Ваше дело получить свою синюю книжку-сертификат".

Журналисты сообщили, что деньги у них с собой, но Эйе захотел получить их в другом месте. Передача денег благополучно состоялась, взамен наличных журналисты получили квитанцию об оплате услуг "обучения судовождению". "Сертификат будет готов в четверг", - сказал маклер, прощаясь.

В четверг Эйе позвонил журналистам и сообщил, что синяя книжка прибыла экспресс-почтой из Стокгольма. Получение сертификата состоялось за столом на террасе перед домом маклера. Эйе раскрыл книжку и попросил "Фредрика Андерсена" вписать в документ свое имя печатными буквами и поставить подпись. Документ подтверждал право владельца на самостоятельное управление большими судами по всему миру. Документ удостоверяла подпись инспектора Класа Паллина.

Неторопливая Фемида

По "горячим следам" журналисты отправились в Стокгольм для того, чтобы получить признания от Паллина. На вопрос о том, принимал ли он экзамен у "Фредрика Андерсена", Паллин ответил:


"Все верно, я принимал экзамен у Фредрика Андерсена".
"Как он выглядит?"
"Я не помню".
"Где проходил экзамен?"
"На Акер Брюгге", - ответил Паллин.
"Это неправда. Этот сертификат был куплен газетой Dagens Næringsliv. Без всякого экзамена".
"Мне нечего скрывать".
"У вас остались ответы на экзаменационные вопросы, которые вы задавали Хьеллю Инге Рёкке?", - продолжали допрос журналисты. "Нет. После сдачи экзамена я беру ответы с собой домой. И выбрасываю их. Я так поступаю на всех экзаменах. Нет смысла хранить эти ответы", - отвечал Паллин.
"Вы получили плату за экзамен Хьелля Инге Рёкке?"
"Нет".
"Вы получили 60 000 крон от Эрика Эйе за сдачу экзамена на Акер Бригге?".
"Я не желаю комментировать это", - заявил Паллин.

Журналисты довели собранные сведения, включая фальшивый сертификат, до руководства Паллина, и вскоре он был вынужден уйти со своего поста.

Помощь Класа Паллина позволила Хьеллю Инге Рёкке не только получить шведский сертификат, но и в рекордно сжатые сроки обменять его на норвежский аналог. Ведь в документах подтверждалась полная идентичность якобы прослушанных Рёкке дисциплин с теми, что требуются для получения норвежского документа.

Редакция Dagens Næringsliv обратилась в полицию с требованием провести полное расследование. Однако по разным поводам судебные заседания неоднократно откладывались. То в дальнем плавании оказывался судомеханик Роберт Матус, у которого не было денег для возвращения домой, то невозможно было допросить Класа Паллина. Поскольку бывший инспектор не желал добровольно отправляться в Норвегию, требовалось получить согласие шведских властей на его принудительный привод в суд.

Судебная волокита длилась почти четыре года, и только 2 мая 2005 года состоялось долгожданное судебное заседание. Адвокаты Хьелля Инге Рёкке, которые сначала полностью отрицали вину подзащитного, озвучили новую версию злополучного экзамена. Оказывается, их патрон болен редкой болезнью – дизлексией, при которой невозможно правильно складывать слова в предложения. Этой болезнью страдает, в числе прочих, шведский король. Так вот единственная вина Паллина заключалась в том, что он придумал, как преобразовать письменный экзамен Рёкке в нечто подобное устному с обилием иллюстраций и возможностью выбора разных ответов. О том, что сам экзамен был сплошным фарсом, речи не шло.

В случае доказательства вины, Паллину и Эйе грозит тюремное заключение сроком до шести лет. Какое наказание ждет взяткодателя, купившего фальшивый сертификат себе и коллегам, пока неизвестно. Открытым остается и ответ на вопрос: "все ли норвежские звери равны или среди них найдутся такие, которые окажутся более равными, чем прочие"? Высокооплачиваемым адвокатам Рёкке неоднократно удавалось вытаскивать своего клиента из сложных положений. Остается отдать должное норвежским журналистам: без их усилий и постоянного понукания властей дело могло вообще не дойти до суда.

Адрес статьи в Интернете: http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2059