Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Люди в черном

Норвежская культурная общественность разделилась на два непримиримых лагеря. На страницах ведущих газет страны можно найти статьи, одни заголовки которых говорят о скандале невиданного доселе масштаба. Так, газета Dagens Naeringsliv 6 апреля этого года опубликовала на своих страницах статью "Предательство культурного наследия" (Sviket mot kulturarven), которую написал работавший директором Национальной галереи в течение 25 лет, с 1973 по 1995г.г., Кнут Берг (Knut Berg). Пафос его статьи можно облечь в простую формулу: "С приходом нового руководства Норвегия стала единственной страной в Европе, не имеющей своего национального собрания произведений искусства". Что же случилось с Национальной галереей и почему зашла речь о потере страной своей культурной идентичности?

Грандиозная перестройка

В июне 2003 года Норвежская Национальная галерея (Nasjonalgalleriet), основанная в 1837 году, перестала являться самостоятельным культурным учреждением и стала частью Национального музея искусства, архитектуры и дизайна (Nasjonalmuseet for kunst, design og arkitektur). Сам по себе этот факт не имеет существенного значения, однако то, что за этим последовало, наверняка отразится в норвежской культурной летописи. Новые времена для Национальной галерии наступили после того, как ее директором стал швед Сюне Нурдгрен (Sune Nordgren), успешный организатор выставок и большой поклонник современного искусства. Со времен своей студенческой молодости, когда в 60-е годы Сюне изучал историю искусств в университете Лунда, он носит черную одежду. Обликом Нурдгрен немного напоминает разночинца, во всяком случае, тот образ, который пришел к нам из отечественной литературы.

По-видимому, международный успех Нурдгрена, прежде всего как успешного продюсера, вселил большие надежды в его руководителей в Национальном музее и министерстве культуры. Благодаря их поддержке, он получил карт-бланш на грандиозную перестройку экспозиции Национальной галереи. Если провести опрос среди любителей изобразительного искусства на тему о том, какие ассоциации вызывает у них само понятие "национальная галерея", то большинство ответит примерно одинаково. Национальная галерея – это собрание произведений национальных и зарубежных художников, отражающее смену эпох и школ. До последнего времени Национальная галерея вполне подпадала под это определение. Украшением галереи было огромное полотно Кристиана Крога (Christian Krogh) "Лейф Эйрикссон открывает Америку". В двух больших залах – залах Мунка, выставлялись картины этого всемирно известного художника. Проходя из зала в зал, можно было стать свидетелем смен культурно-исторических эпох, жанров и творческих направлений.

Сюне Нурдгрена не вдохновляла узость творческого воображения его предшественников, возглавляших национальное собрание живописи. Юбилей обретения страной независимости должен был явить вклад норвежского искусства в мировое культурное наследие. Как адепта современного искусства его не устраивала ограниченность эспозиции произведений этого жанра. Предвосхищая будущую перестройку, Сюне Нурдгрен позволил себе нелестные отзывы в адрес прежних руководителей галереи. В интервью газете VG 22 декабря 2005 года он заявил, что в галерее практически не было представлено искусство 60-х годов, а в период с 1930 по 1990г.г. картины современных художников вообще не приобретались.

Кнут Берг в упомянутой статье назвал заявления Нурдгрена "лживыми и не соответствующими историографии". Берг обратился с письмом к руководству музея, в министерство культуры и непосредственно к Нурдгрену с требованием опровержения этих заявлений. Среди прочего, Берг отмечал тот факт, что новые руководители галереи не имеют специального искусствоведческого образования и опыта работы организаторами музейного дела. Формальный ответ пришел только от руководителя Национального музея, в котором выражалось сожаление о содержании интервью. Факты, приведенные Бергом и опровергающие утверждения Нурдгрена, были "приняты к сведению".

Проповедь модернизма

Проведению самой перестройки письмо Берга помешать не могло; в феврале 2005 года в Национальной галерее открылась новая экспозиция, названная ее директором "Все говорят о музее" (Alle snakker om museet). Драматические перемены коснулись практически всей экспозиции: картины Мунка оказались разнесенными по разным залам, а произведения многих других известных норвежских художников вообще очутились в запасниках или переехали в другие музеи. В числе последних оказалось и знаменитое полотно "Лейф Эйрикссон открывает Америку". Газета Klassekampen позволила себе в этой связи не очень веселую первоапрельскую шутку: она поместила объявление о том, что картина Крога будет выставлена на продажу, поскольку государство более не считает ее национальным достоянием.

Как на деле удалось Сюне Нурдгрену реализовать свои грандиозные замыслы и в чем состоят причины столь резкой критики его оппонентов, можно узнать из статьи "Пастырь модернизма", опубликованной 17 апреля в газете Dagbladet. Ее автор – соотечественник Нурдгрена, шведский писатель Хокан Санделль (Håkan Sandell), постоянно живущий в Норвегии.

"Я живу в Осло, недалеко от Национальной галереи и привык ненадолго заскакивать туда пару раз в месяц. С приходом нового директора Национальной галереи, Сюне Нургрена, музей стал предметом драматической реорганизации. Реорганизация галереи и новая экспозиция получили свое название - "Все говорят о музее". Я посетил галерею один раз и больше не собираюсь этого делать. Почему?", - так начинает свою статью Санделль.

Изменения, привнесенные в галерею, можно заметить прямо с парадной лестницы, продолжает писатель. Громадное полотно отца норвежского реализма Кристиана Крога "Лейф Эйрикссон открывает Америку" исчезло. Эффект от этого исчезновения примерно такой же, как если бы из экспозиции Стокгольмского Национального музея вдруг исчезла картина Карла Ларссона "Жертвоприношение". Сюне Нургрен считает, что картина "не является важным элементом отражения поликультурной Норвегии в юбилейном 2005 году" - так он выразился в интервью, данном газете Dagbladet 2 апреля этого года. В устах Нургрена это прозвучало так, как будто речь идет о новом летоисчислении. "Долго же Норвегия ждала своего мессию!", - иронически отмечает шведский писатель.

Прежнее расположение картин было мотивировано искусствоведческими позициями в норвежской культуре, а не качеством эстетического восприятия. Нургрен забыл о том, что Кристиан Крог был первым профессором Академии искусств после обретения страной независимости. Не менее спорным является факт, что из двух залов Мунка частично убрали старые картины, а вместо них развесили картины следующего века – авангардное искусство. Прекрасная "Мадонна" Эдварда Мунка расположилась рядом с натюрмортом Гогена. Другая знаменитая картина Мунка "Танец жизни" теперь висит рядом с известным в Европе и почти наверняка поддельным автопротретом Ван Гога.

Нургрен обосновал свои пертурбации желанием показать норвежскую культурную историю в международной перспективе. Что это, новая тенденция, заключающаяся в том, что экспозиция должна строиться сообразно мотивировке? "Я согласен с тем, что реорганизация позволила получить новое впечатление. Почему же я не хочу туда возвращаться впредь?", - задает себе вопрос Санделль и сам отвечает на него.

Когда Суне Нурдгрен вместе с новой администрацией поломал музейное разделение на эпохи, он ставил своей целью углубить историческую связь норвежского искусства с международной культурой. Музей стал шкатулкой, своего рода культурным супермаркетом. Галерея превратилась в нечто среднеэстетическое, и, словно надутый пузырь, полностью пустое. Теперь невозможно пройти от полотен современного искусства к картинам норвежских национальных романтиков или к русским иконам, поскольку получаешь какие-то совершенно другие впечатления.

Картины, представляющие единственное в Норвегии богатое собрание классического искусства, были сняты со стен и заменены на картины 1950 – 1970-х годов. По-видимому, в представлении нового директора музея культура начинается в лучшем случае на рубеже 19 века. После его вмешательства Норвегия обладает теперь двумя музеями современного искусства и не имеет больше национально-исторических коллекций. "Результат абсолютно неудачный, поскольку без видения культурной ретроспективы можно стать лишь рабом современности", - считает Санделль.

Культурный шок

"Норвегия не имела традиции собраний искусств королевских и дворянских династий, чем известны, например, соседние Дания и Швеция. То немногое, что имелось в Норвегии, можно было увидеть в Национальной галерее: чудесная картина Эль-Греко, которую я не смог найти снова. Я спросил, где теперь находятся произведения мастера 15 века Луки делла Робиа, его прекрасные, покрытые глазурью терракотовые рельефы? Экспонаты перемещены в подвал, отвечал запутавшийся смотритель. А Гойя, а художники школы Веласкеса? Собраны в запасники. По-моему мнению, такая перестройка - на грани воровства и хуже, чем вооруженная кража картин Мунка в прошлом году. Теперь, когда я прохожу через вновь открытый музейный магазин, я обращаю внимание на вновь появившийся стандартный реквизит модернистского китча, зонты вкупе с "Мэрилин" Энди Ворхола, кубические дизайнерские корзины для бумаг, выполненные из пластмассы, и т.д. Ну что же, Национальная галерея попала в русло всепоглощающей международной тенденции" – делает свой горький вывод шведский писатель.

О ценностях прошлых эпох судят только по тому, как они смогли привести к модернизму. Тёрнер и Делакруа становятся всего лишь предшественниками модернизма, сродни первым поселенцам-колонизаторам, насаждавшим новую культуру и ценности на неведомую дотоле землю. Мнение о том, что именно современное искусство – пик развития человеческих ценностей, поддерживается международной культурной элитой и влиятельными деятелями искусства. Эти тенденции пестуются и насаждаются средствами массовой информации, которые манипулируют общественным мнением и навязывают свое представление гражданам, не заботясь о том, что те не в состоянии дать адекватный отпор.

"Шведы тоже оказались подвержены этому современному течению и оказались под воздействием "модернистского проекта". Это было одной из главных причин, которые заставили меня переехать в Норвегию восемь лет назад. Теперь сюда незаметно прокрался Сюне Нурдгрен и говорит о том "долге", который не исполнили "непросвещенные норвежцы". Будет интересно посмотреть, как дальше будет развиваться борьба за Национальную галерею", - замечает писатель и анализирует расклад сил на норвежском культурном "фронте". С одной стороны находится Сюне, поддержанный молодыми искусствоведами, работающими в различных учреждениях. Они обычно получают образование за границей и стыдятся отсталой, провинциальной Норвегии. Вероятно, он получит поддержку со стороны министерства культуры и музейного руководства.

А с другой стороны находятся не только консерваторы и "хранители ценностей", но и исконно норвежские факторы, которых абсолютно нет в Швеции и которые не знакомы Нордгрену. За сохранение национального наследия выступают общества народной музыки, Общество хранителей старины и классик норвежской живописи Дал, который стоял у истоков Национальной галереи. Нетрудно найти сторонников патриархальных ценностей и в самом облике норвежской столицы: рядом с Национальной галлереей расположены Национальный театр и старинный отель, имеющий название "Крестьянский двор".

"Эти радикальные столпы норвежской культуры могут сыграть плохую шутку с руководителем Национального музея, не считающего себя обязанным изучать норвежскую историю. Нургрен в своих черных одеждах художника хочет показать себя носителем свежих идей и веяний, своего рода проповедником новой эры, однако лавровый венок, который он на себя примеряет, вполне может оказаться терновым венцом", - заключает писатель.

Пока трудно говорить о том, чем закончится перестройка Национальной галереи. В дискуссии не поставлена точка, и борьба далеко не закончена. Урок, который следует извлечь из данной истории, прост: культурное наследие – это не только собрание материальных и духовных ценностей, которые по крупицам собирали предшествующие поколения. Культурное наследие – это неотрывная часть истории страны. Отношение к нему должно быть соответствующим – бережным и деликатным.


Адрес статьи в Интернете: http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2040