Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


«Впечатления под водой»

Впервые за последние полвека на экраны выйдет новая картина величайшего классика мирового кино.

45-минутный фильм о подводном мире, итог четвертьвекового увлечения Лени фон Рифеншталь подводными съемками, содержит в себе материалы, которые режиссер (летом 2002 года ей исполнится сто лет) сняла с 1974 по 2000 годы. В начале своей карьеры эта кукольного вида блондинка-танцовщица снималась, а потом и снимала так называемые горные фильмы – о любви и героизме бравых немецких альпинистов на фоне романтических пиков и ущелий (наибольшей известностью пользуется «Голубой свет»).

В 1932 году, познакомившись с Гитлером, тогда еще даже не рейхсканцлером Германии, Рифеншталь была поражена его волей и гипнотизмом и предложила работать для диктатора кинооператором. Через три года на экраны вышел «Триумф воли» – главный шедевр Рифеншталь, абсолютная классика, фильм, отрывки из которого вошли в десятки советских, европейских и американских фильмов. Эта лента вдохновила Михаила Ромма снять его прославленный «Обыкновенный фашизм» (именно оттуда он взял изрядную часть кадров) и стала одним из главных пропагандистских успехов нацистской Германии. Шестой съезд нацистской партии был преподнесен зрителю как фантастически красивый и завораживающий парад сверхлюдей. В фильме есть масса уникальных для своего времени технических находок, в частности впервые успешно была применена столь масштабная съемка с нескольких камер.

Второй шедевр вышел в 1938 году и назывался «Олимпия» (две серии – «Праздник народов» и «Праздник красоты»). Он повествовал об Олимпийских играх в Берлине 1936 года (его не ставят «в строку» режиссеру, он был вполне, как бы сейчас выразились, политкорректным, в частности, когда дело касалось побед «расово неполноценных» спортсменов). «Олимпия» и «Триумф воли» принесли своей создательнице массу престижных призов, в том числе награды венецианского фестиваля, медаль на всемирной выставке в Париже в 1937 году и многие другие.

Между этими шедеврами вышел менее известный, но тоже красивый фильм с гордым названием «День свободы». Речь в нем, правда, идет не о работе, которая освобождает, а о маневрах вермахта в 1936 году – Рифеншталь тогда была личным кинооператором Гитлера.

Последняя лента Лени Рифеншталь вышла в 1954 году во Франции: из Германии были вывезены и смонтированы пленки с материалами к художественной картине «Низина» – переложению оперы Эжена д`Альбера, которые Рифеншталь снимала до 1940 года, когда произошел ее идейный разрыв с Гитлером (режиссер не желала работать войну) и она отошла от дел.

Несмотря на это, после войны кинокарьера великой кинематографистки была полностью разрушена. Рифеншталь занялась художественной фотографией, путешествовала по всему миру, снимала потрясающие фоторепортажи в Африке (она пятнадцать лет исследовала нубийские племена, фотографировала, проводила этнографические исследования и т. п.). В 70-е годы начала заниматься подводным плаванием и подводными съемками.

И вот к своему столетию летом 2002 года Рифеншталь монтирует «Впечатления под водой», фильм, который станет итогом двадцати шести лет подводных съемок (все кадры сняты лично госпожой Рифеншталь, последние погружения она совершила в 2000 году, в 98 лет). Наверняка снова найдутся люди, которые снова постараются объявить бойкот этой фантастической женщине. Организаторы фестивалей, приглашающие Рифеншталь как почетного гостя, до сих пор рискуют провалить свои мероприятия (проводившийся 2001 году питерский фестиваль «Послание к человеку» вынужден был снять «Триумф воли» с публичных показов из-за отвратительной шумихи, поднятой отечественными «патриотами»), в Германии до сих пор просмотр ее фильмов считается чудовищно дурным тоном, да и вообще Рифеншталь для европейцев настолько прочно ассоциируется с Гитлером, что к показу ее нового фильма объединенные европейцы могут устроить шоу почище российского.

Только Лени Рифеншталь это вряд ли затронет. Художник, проживший полстолетия в условиях постоянной травли, может попросту не заметить еще одну идиотскую выходку.

Газета.ру, 08 января