Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Норвежский бином Ньютона

Раздор среди правых партий – главная интрига на парламентских выборах  в Норвегии

Фифти-фифти
14 сентября норвежцам предстоит избрать депутатов Стортинга. В странах с парламентской демократией партийный состав правительства зависит от того, чьих депутатов окажется больше. Норвежский расклад выглядит незамысловато: в Стортинге 169 мест, и те, кто сможет провести в парламент не менее 85 депутатов, сформируют правительство. Остальным придется ждать четыре года – норвежская конституция не позволяет досрочно распускать парламент. Можно, конечно, надеяться на кризис внутри правительственной коалиции, но такие случаи в норвежской истории случались нечасто.
 Очевидна и расстановка сил: за большинство борются «красно-зеленые» и «буржуазные» партии - так их принято называть на местном политическом сленге. К красно-зеленым относятся партии левоцентристской правительственной коалиции - Рабочая партия, Социалистическая левая партия и партия Центра. Буржуазными считаются право-ориентированные «Хёйре», «Венстре», Христианская народная партия и партия Прогресса.
 У норвежского избирателя нет третьей альтернативы (если не считать возможность игнорировать выборы) – ему предстоит выбор между левым и правым правительствами. Никакая «широкая» партийная коалиция, подобная германской, не обсуждается даже гипотетически. Тем не менее, накануне 14 сентября предсказывать, каким будет следующий кабинет министров, не пытались даже самые авторитетные эксперты. И тому есть две основные причины. Во-первых, опросы общественного мнения попеременно отдавали предпочтения то красно-зеленым, то правым партиям. Рейтинг тех и других колеблется вблизи 50%, поэтому победа на выборах определится лишь небольшим преимуществом голосов. Кроме того, оппозиция не сумела договориться о том, каким будет правительство в случае ее победы. Поэтому с уверенностью можно утверждать лишь одно: если «красно-зеленые» сохранят парламентское большинство, то у власти останется нынешнее правительство премьер-министра Йенса Столтенберга. 
 Йенс, мы сможем!
Столтенберг - лидер социал-демократической Рабочей партии (РП), которая является ядром правительственной коалиции: из 20 министерских постов представители РП занимают половину. На протяжении трех послевоенных десятилетий Норвегию даже именовали «государством одной партии», а Голда Меир как-то охарактеризовала местные выборы как «всего лишь перевыборы». Былая гегемония осталась в прошлом; тем не менее, РП остается самой популярной в стране, и за нее голосуют свыше трети избирателей. Но для однопартийного правительства этого недостаточно, поэтому на прошлых выборах Столтенберг впервые в истории своей партии решился на создание коалиции. Объединившись с Социалистической левой партией (СЛП) и партией Центра (ПЦ), он был вынужден отказаться от желания привести страну в Европейский союз. И ПЦ, и СЛП являются последовательными противниками европейской интеграции (http://www.vg.no/pub/skrivervennlig.hbs?artid=564020). Младшие коалиционеры также были вынуждены стать сговорчивее: СЛП больше не выступает ни за выход Норвегии из НАТО, ни за вывод войск из Афганистана. ПЦ, в свою очередь, смягчила свою природоохранную политику, например, она больше не возражает против строительства газовых электростанций. Красно-зеленым удалось сработаться, об этом говорят опросы общественного мнения, а также желание идти на выборы в прежнем составе.
Популярность левых в значительной мере объясняется деятельностью самого Столтенберга - по всем опросам он с большим отрывом лидировал и как лучший кандидат в премьер-министры, и как наиболее умелый участник предвыборных дебатов (http://www.aftenposten.no/nyheter/iriks/politikk/partiene/arbeiderpartiet/article3241430.ece). «Всю предвыборную борьбу мы разъясняли нашу позицию в вопросах сохранения рабочих мест, социальной поддержки пожилых, школьном образовании. Перед самыми выборами люди должны вновь осознать, насколько решение этих вопросов связано с Йенсом. Сейчас не время для экспериментов с премьерами, которых мы не знаем. Помните, что финансовый кризис еще не закончился», - с таким призывом к избирателям обратился однопартиец премьера - министр иностранных дел Юнас Гар Стёре (http://www.dagbladet.no/2009/09/10/nyheter/valg_2009/valg09/politikk/innenriks/8041648/). Кризис, очевидно, сыграл в пользу левых, поскольку лозунги сохранения рабочих мест и поддержки общественного сектора экономики звучат сейчас более чем актуально. Кроме того, РП активнее конкурентов провела предвыборную кампанию: по всей стране колесили специальные автобусы, агитаторы раздали норвежцам полмиллиона роз (http://www.abcnyheter.no/node/94296), а лидеры вели блоги в социальных сетях и не сходили с экранов телевизоров. Сторонники Столтенберга даже приспособили знаменитый слоган Барака Обамы к норвежским реалиям, скандируя на митингах: «Jens, we can!».
 Кто правее
До выборов 2005 года на правом фланге также все было по-скандинавски традиционно. Наибольшей популярностью пользовалась консервативная «Хёйре», близкая по политическим взглядам к немецкой ХДС. В последнее правое правительство входили также представители «Венстре» и Христианской народной партии (ХНП). Первые считают себя либералами и экологами, а вторые проповедуют традиционные христианские ценности. Консерваторы, как и положено, выступают за снижение роли государства и развитие частного предпринимательства. Сегодня они предлагают убрать налоги на имущество и основной капитал предприятий, а также допустить частный сектор в школьное образование и здравоохранение. Прежде правые достигали парламентского большинства благодаря поддержке партии Прогресса (ПП), но относились к ее представителям с осторожностью (что взять с маргиналов и популистов?) и не включали в правительство. Однако в сентябре 2005 года ситуация в лагере норвежской «буржуазии» кардинально изменилась: ПП получила в Стортинге свыше 20% голосов, и ее фракция стала второй по численности после РП. Прогрессисты заявили, что больше не будут поддерживать правые правительства, в которых не будет их представителей (http://www.aftenposten.no/nyheter/iriks/politikk/article3259231.ece).
Однако «старые» правые, особенно «Венстре» и ХРП, считают работу в одном правительстве с ПП невозможной. Ведь те предлагают не только кардинально снизить налоги и акцизы, но и расходовать средства нефтяного фонда на повышение благосостояния, социальные выплаты и развитие инфраструктуры. Ответственные политики, что правые, что левые всегда относились к активам нефтяного фонда как к сбережениям для будущих поколений. Системные партии не могут согласиться с коньком прогрессистов - запугиванием обывателя нашествием иммигрантов, особенно беженцев из стран третьего мира. «Ситуация, по-видимому, выглядит благоприятной с правительственной колокольни, но народ на улицах наблюдает все возрастающий поток беженцев, которые торгуют наркотиками и набрасываются на девушек. Социалистическое правительство лишь спокойно сидит и наблюдает за происходящим», - обращалась к избирателям лидер ПП Сив Йенсен. (http://www.an.no/valg09/article4572546.ece). Просящих в Норвегии убежище прогрессисты предлагают либо помещать в закрытые приемники (где они должны безвылазно находиться до полного рассмотрения дел), либо открывать для них лагеря в Африке (http://www.dagbladet.no/2009/07/11/nyheter/innenriks/politikk/frp/asylpolitikk/7150068/). Столтенберг считает такое отношение к беженцам противоречащим Конвенции ООН по правам человека: «Человек может быть лишен свободы только по решению суда, а факт прошения убежища в Норвегии не является правонарушением». В этом с ним согласны и его правые оппоненты. Некоторые аналитики считают даже, что программа «Хёйре» меньше отличается от программы РП, чем от установок партии Прогресса.
Лидер «Хёйре» Эрна Сульберг, однако, по-прежнему надеется на создание правого правительства большинства. Она рассчитывает, что «Хёйре», «Венстре» и ХРП получат на выборах больше голосов, чем ПП, что сделает их несистемного союзника более сговорчивым. Однако достичь компромисса внутри четверки, да так, чтобы при этом никто не потерял лица, будет очень непросто. «Если вы в очередной раз не разобрались, в каком составе  собираетесь фотографироваться после выборов, то как избирателям понять, где ваши союзники?», - задал Эрне Сульберг риторический вопрос Йенс Столтенберг (http://www.an.no/valg09/article4572546.ece). Премьер прав: неразбериха в рядах оппозиции увеличивает шансы левых остаться у власти даже в том случае, если правые добьются парламентского большинства.