Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


«Кнутсен и пряниксен» от Кристин Халворсен

Норвежское правительство предложило новый порядок налогообложения судоходных компаний, аналогичный тому, что применяется в большинстве западноевропейских стран. Объявлено, что эта мера будет стимулировать инвестиции в национальное судостроение и сделает судоходные компании более конкурентоспособными на мировом рынке. Однако новые условия хозяйствования обойдутся норвежским пароходствам примерно в 2,7 млрд евро, которые они должны заплатить в течение ближайших десяти лет.Жить по-европейски

В первой декаде сентября министр финансов Кристин Халворсен и министр промышленности Даг Терье Андерсен представили правительственное предложение о новом порядке налогообложения судоходных компаний. О предстоящем изменении налогового режима было объявлено со времени прихода к власти левоцентристского правительства осенью 2005 года, однако правящей коалиции в течение двух лет не удавалось достигнуть консенсуса. Время от времени происходила утечка информации, которая распространялась в СМИ, поэтому новации обросли слухами и спекуляциями. Самым главным в предложении правительства было введение с Нового года тоннажного сбора на уровне 6 промилле (0,6%), что соответствует налоговой практике, принятой в большинстве стран Европейского союза. Поскольку все остальные норвежские компании должны платить налог на прибыль в размере 28%, отрасль получает значительные налоговые послабления. Некоторые СМИ поспешили назвать правительственный план налоговым подарком.

Однако вместе со сладкой конфетой судовладельцам предписали горькую пилюлю – они должны заплатить государству все отложенные налоги, при этом их накопившийся долг составляет около 2,7 млрд евро. Треть этой суммы судовладельцы могут израсходовать на природоохранные мероприятия, а оставшиеся 1,8 млрд следует заплатить в казну в течение десяти лет. Тем самым правительство рассчитывает увеличить ежегодный норвежский бюджет в ближайшее десятилетие на 180 млн евро. Правительственные новации оформлены в виде законопроекта и представлены в Стортинг (парламент страны) к 5 октября – дате начала рассмотрения бюджета на 2008 год. Бюджет будет принят в конце декабря, и тогда новый закон должен вступить в силу.

На пресс-конференции Халворсен сообщила, что отрасль получает благоприятные экономические условия для развития, а увеличение налоговых выплат не станет серьезной проблемой. «Сегодняшний налоговый режим не стимулирует новых инвестиций в норвежское судостроение. Теперь пароходства получают налоговое освобождение, о котором они просили, но сначала надо заплатить по счетам», – заявила министр финансов. Халворсен имела в виду тот факт, что в последние годы все больше норвежских судов уходили под другие флаги, то есть в страны с более благоприятными налоговыми режимами. С другой стороны, отмечалось, что судовладельцы и сегодня пользуются налоговыми льготами, однако в большем выигрыше оказываются самые богатые. «Это стыд, что они ничего не дают обществу, хотя фактически пользуются его благами», – утверждал министр образования Эйстейн Дьюпедал.

Отложенный долг

Существующий налоговый режим для судовладельцев введен на основании закона, принятого Стортингом в 1996 году. Отметим, что его принятие также было вызвано необходимостью «налогового соревнования» с другими государствами во избежание перерегистрации норвежских судов в компаниях, зарегистрированных за границей. Норвежские пароходства получили освобождение от уплаты налога на прибыль в случае ее реинвестирования в постройку новых судов или модернизацию существующих. Фактически судовладельцы получали от правительства беспроцентный кредит под обязательство норвежской «прописки» судоходной компании. Тем самым судовладельцы были освобождены от любых налогов, если только они не выплачивали дивидендов по акциям. В случае вывода капитала владельцы судов платили стандартный плоский налог по ставке 28%.

Привилегированные условия ведения бизнеса, которые правительство предоставило пароходствам, привели к тому, что судовладельцы Норвегии заняли первые строчки в списке самых богатых людей страны. Как утверждает Министерство финансов, 75% отложенных налогов (которые не поступали в казну, а оставались в распоряжении судовладельцев) приходились всего на 6% компаний, контролируемых небольшой группой акционеров. Получалось, что правительство дотирует одну из отраслей промышленности, создавая неравные условия конкуренции, а следствием этого становится увеличение имущественного расслоения в обществе. Такая ситуация противоречила норвежским принципам социального государства, и еще предыдущим правительством предпринимались попытки проведения налоговой реформы. В конце 2004 года Стортинг постановил провести исследования, в результате которых возникло предложение о новом порядке налогообложения судовладельцев. Теперешние налоговые нововведения во многом основаны на результатах этой работы, выполненной группой экспертов в области экономики и права.

«Судовладельческие компании – не такие, как другие производства, – писала норвежская деловая газета Dagens Naeringsliv. – Когда судовладельцы получают прибыль, у них образуется налогооблагаемая база. Однако, в отличие от других хозяйствующих субъектов, им не требуется платить налоги до тех пор, пока они не захотят вывести эту прибыль или пароходство не „уплывет“ за границу. В результате норвежские судовладельцы остались должны государству внушительную сумму – примерно 20 млрд крон (2,7 млрд евро. – „Эксперт С-З“)».

Следует отметить, что они все равно предпочитали наращивать свои заграничные активы, например самый богатый представитель отрасли Фред Ульсен зарегистрировал компанию на Кипре. Кроме того, в последние годы почти все страны Евросоюза провели налоговые реформы судоходства и перешли от операционных налогов к тоннажным сборам, что обещало норвежским инвесторам более выгодные условия, чем дома. «Я считаю ошибкой то, что богатые судовладельцы должны платить меньшие налоги, чем другие промышленники, из-за угрозы перевода активов в ту или иную страну», – заявил финансовый эксперт входящей в правительство Социалистической левой партии Хейкки Холмос.

Pro et contra

Судовладельцы, в руках которых находится пятый по величине флот мира, выступают с резкой критикой правительственных инициатив. Очевидно, их раздражает не введение тоннажного сбора, а необходимость выплат отложенных налогов. То, что рано или поздно Норвегия перейдет на тоннажный сбор, было ясно большинству представителей отрасли уже давно. Скандинавские страны имеют схожие налоговые системы и часто заимствуют новации друг у друга. Первой ввела тоннажный сбор с судовладельцев Дания, а в феврале прошлого года ее примеру последовала Швеция. Но выплата отложенных налогов явилась специфическим норвежским изобретением. Противники реформ приводят пугающие цифры роста налоговых платежей, а также эмоциональные возражения. Правительство нарушило правила игры – оно не должно отбирать у судовладельцев те средства, которые были инвестированы в создание новых производств и рабочих мест. Если бы так поступали со всеми налогоплательщиками, то наступил бы паралич экономики, утверждают критики реформы.

«Из-за того что правительство требует заплатить так называемый налоговый кредит, вся отрасль чувствует, что ее обманывали в течение десяти лет. Кто поверит, что судовладельцы рискнут вступить в новое соглашение с властями, когда те нарушили договор 1996 года?» – говорится в пресс-релизе Союза судовладельцев Норвегии. Кроме того, оппоненты правительства утверждают, что дополнительная налоговая нагрузка, вызванная выплатами отложенных налогов, приведет к еще большему бегству капитала. «Если судовладельцы перестанут делать заказы в Норвегии, а суда побегут из-под норвежского флага, это будет иметь большие последствия для отрасли, в которой занято 75 тыс. человек», – предупреждает член совета директоров компании Aker Yards Терье Нерас. Вице-президент крупнейшего в мире танкерного оператора BW Gas Андреас Сомен-Пао заявил, что его компания наняла специалистов по налоговому законодательству, чтобы оценить последствия правительственных решений: «Бремя отрасли может быть выше заявленного правительством, поскольку неясно, как выполнены расчеты». BW Gas должен заплатить по налоговому кредиту примерно 640 млн евро, и в числе возможных шагов рассматривается перерегистрация компании за границей. «Мы собираемся серьезно подумать о смене места своего пребывания», – предупредил Сомен-Пао. Представители Союза судовладельцев Норвегии попросили о встрече премьер-министра Йенса Столтенберга, но, судя по реакции сторон, никакого компромисса достигнуто не было.

Однако в Норвегии есть немало тех, кто поддерживает начинания правительства. Профессор Высшей школы экономики Норвегии Гутторн Шьелдеруп считает, что отрасль не имеет права на освобождение от налога на прибыль в 28%, который платят все хозяйствующие субъекты. «Налоговая политика, которая фаворизирует одну отрасль, приводит к более высокому фискальному бремени для других», – считает профессор. Ученый отмечает, что помимо налога на прибыль судовладельцы освобождены от целого ряда выплат: «Судоходство продолжает субсидироваться на уровне примерно 660 млн евро в год». Он не согласен с пессимистическими оценками представителей отрасли и отдает должное министру финансов: «Я не думаю, что реформа приведет к драматическим последствиям для норвежского судоходства. Это люди, которые всегда были выше закона и избегали уплаты налогов. Реформа представляется историческим решением, а Кристин Халворсен сделала больше, чем любой из предыдущих министров финансов».

С тем, что судовладельцы имели слишком большие привилегии, согласны представители многих норвежских СМИ. Финансовая газета Е24 писала в редакционном комментарии: «Большинство из этих послаблений достигнуто за счет весьма профессиональной, дорогой и долговременной кампании, спровоцированной хорошо организованной маленькой группой – судовладельцами. Если судовладельцы переедут за границу, давление этого лобби сильно ослабнет, поэтому государство должно требовать уплаты всего налогового долга. Те пароходства, которые работают в стране, будут подчиняться обычной налоговой системе. Налоги от моряков должны поступать в казну, а не в карманы судовладельцев».

Сама Кристин Халворсен подчеркнула, что необходимость расплатиться по налоговому кредиту существенно затруднит возможности перерегистрации компаний за рубежом и смену флагов на судах. Как утверждал Бенджамин Франклин, в этом мире все непредсказуемо, кроме налогов и смерти. После налоговой реформы в Норвегии в течение десятилетия одной неопределенностью станет меньше.

Cанкт-Петербург – Осло

Адрес статьи в Интернете: http://www.expert.ru/printissues/northwest/2007/37/novye_pravila_igry/