Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Отличник северизации

Норвегия намерена стать мировым лидером в освоении Крайнего Севера. Укрепление сотрудничества с Россией – одно из важнейших положений стратегии норвежского правительства
 
 
Норвежское правительство рассматривает развитие северных регионов как главную стратегическую задачу своей внутренней и внешней политики. В ближайшие десятилетия Северная Норвегия должна стать не только основной нефтегазовой житницей страны, но и местом создания новых технологий, знаний и рабочих мест. Укрепление сотрудничества с Россией – одно из важнейших положений стратегии норвежского правительства. Среди конкретных мер предлагается создание общей Поморской экономической зоны, развитие транспортной инфраструктуры, укрепление научно-технического сотрудничества и обмена студентами, упрощение визовых и пограничных процедур.
Политико-географические дефиниции
С точки зрения норвежской политической географии понятие «северные регионы» подразумевает территории и акватории, расположенные на севере Норвегии, Финляндии, Швеции и России. Этот ареал простирается к северу от Полярного круга и включает в себя Гренландское, Баренцево и Печорское моря со всеми островами и архипелагами. Внешнеполитические аспекты северной политики касаются отношений Норвегии с северными странами (Швеция, Финляндия, Дания и Исландия), Россией, США и Канадой, а также с Европейским союзом; страна является участником Совета министров северных стран, Совета Баренцева / Евро-Арктического региона, Арктического совета и программы «Северное измерение».
Вынужденная миграция
Известная поговорка гласит, что норвежцы рождаются с лыжами на ногах. Этой зимой жители Осло так и не смогли насладиться лыжными прогулками, зато имели возможность наблюдать, как зеленела трава. Но в течение ближайших лет многим норвежцам предстоит переехать в Северную Норвегию – губернии Трумс, Финнмарк и Нурланн, где в зимнее время есть снег и можно наблюдать северное сияние. Миграция на север вызвана не пристрастием к зимним видам спорта, а экономической необходимостью: деловое развитие и социальное благосостояние страны в значительной мере зависит от добычи углеводородов на континентальном шельфе. В последние годы резервы Северного моря истощились, и продолжение норвежской «нефтяной сказки» связано с разработкой запасов нефти и газа в Баренцевом море, где и будут размещаться основные добывающие мощности. По оценкам Американского геологического общества, в Арктике сосредоточено до четверти всех мировых запасов углеводородов и в недалекой перспективе Северу предстоит стать ведущей мировой нефтегазовой провинцией.
Пример для подражания
Важность Севера для экономики Норвегии была осознана и декларирована еще предыдущим правительством, состоявшим из представителей правых партий. До ухода в отставку в октябре 2005 года, произошедшего в результате парламентских выборов, правительство подготовило и утвердило в Стортинге программу «Возможности и вызовы на Севере». Однако воплощать документ в жизнь предстояло уже левым политическим оппонентам. 1 декабря прошлого года премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг озвучил в Трумсё правительственную Стратегию развития северных регионов (далее – Стратегия), предусматривающую комплекс мероприятий, способствующих созданию в Северной Норвегии новых технологий, знаний и рабочих мест.
В интервью газете Aftenposten, вышедшей 2 декабря, Столтенберг так охарактеризовал разработанный документ: «Стратегия – это не кризисный план для Северной Норвегии, это план развития важнейшей для правительства сферы долговременного приложения сил». Глава правительства считает, что Норвегия станет мировым лидером в области освоения ресурсов Крайнего Севера, залогом чего являются современные оффшорные технологии, а также природоохранная практика: «Мы должны стать мировыми лидерами в знаниях о Севере. Мы обязаны соблюдать самые жесткие экологические нормы и правила добычи ресурсов, наша практика станет отправным пунктом для всего мира. Технологии добычи углеводородов должны и дальше развиваться, нам необходимо лидировать в соблюдении прав коренных народов. И мы должны укреплять отношения с Россией». Столтенберг обратил внимание на то, что природоохранные власти двух стран уже сообща работают над созданием единого плана устойчивого развития Баренцева моря.
Основные положения норвежской Стратегии развития северных регионов – Обеспечение присутствия вооруженных сил и усиления береговой охраны на Севере. Соблюдение международных и национальных обязательств по договорам о военно-политическом сотрудничестве.
– Координация политики в рамках международного сотрудничества, использование возможностей двухлетнего председательства в Арктическом совете для принятия мер по предотвращению изменения климата.
– Развитие технологий разведки и добычи нефти и газа, поиск новых месторождений, выделение дополнительных средств на проведение научных исследований. Постройка большого ледокольного судна, обеспечивающего возможность круглогодичного картографирования шельфа и мониторинга изменения климата.
– Обеспечение мер развития биотехнологий и отраслей, вырабатывающих новые продукты из морских биоресурсов.
– Упрочение сотрудничества с Россией и другими странами по предотвращению незаконного промысла морских биоресурсов, укрепление суверенитета Норвегии в акватории Шпицбергена.
– Создание общей с Россией Поморской экономической зоны между Киркенесом и Печенгой.
– Развитие проекта грузового коридора Азия – Северная Америка с пунктом перегрузки в порту Нарвика, улучшение межграничной транспортной инфраструктуры, включая строительство железной дороги между Киркенесом и Никелем.
– Увеличение числа научно-исследовательских проектов в рамках проекта «Баренц-2020», обеспечение дополнительного притока российских студентов в норвежские вузы.
– Упрощение визовых и пограничных процедур.
Жить не по «Гамлету»
Несмотря на разочарование решением «Газпрома» самостоятельно разрабатывать Штокмановское газоконденсатное месторождение, в Стратегии достаточно много места уделено взаимодействию с Россией. Вместо практиковавшейся ранее помощи отдельным российским регионам предлагаются конкретные проекты экономического и научно-технического сотрудничества.
Один из проектов заключается в создании общей экономической зоны между Киркенесом и Печенгой, названной норвежцами Поморской. 30 декабря министр иностранных дел Норвегии Юнас Гар Стёре опубликовал в газете Nordlys статью, в которой доказывал, что необходимо выстраивать с нашей страной отношения, не зависящие от сиюминутной экономической и политической конъюнктуры. Он пишет: «Говоря о северных регионах, можно позволить себе планировать на длительное время, соизмеримое с жизнью нескольких поколений. Кто-то потушил свет, когда русские захотели развивать Штокмановское месторождение без иностранного участия. Но превращать Штокмановский проект в дилемму, „быть или не быть“ нашим взглядам на Север, бесперспективно».
Два пишем, один в уме
Слова главы МИДа, которого часто называют «министром северных регионов», не расходятся с делом: политическое руководство Норвегии намерено продолжать лоббировать участие в Штокмане, отстаивая интересы теперь уже одной компании. Буквально через пару дней после объявления о слиянии Statoil и Norsk Hydro стало известно о предстоящем весной визите Столтенберга в Россию. В интервью телерадиокомпании NRK Юнас Гар Стёре заявил, что было естественным осуществить визит премьер-министра после его переговоров с президентом Владимиром Путиным, состоявшихся в Финляндии несколько недель назад. Гар Стёре подтвердил, что Штокман может войти в повестку дня новых переговоров: «Сотрудничество в области энергетики обсуждается постоянно. Мы следим за развитием ситуации в России, и оттуда приходят сигналы о том, что русские намерены вернуться к этому вопросу в 2007 году. Что они собираются делать со Штокманом и как они будут развивать проект? Я полагаю, что мы не должны упускать этого из виду».
Губернатор дает добро
Власти Мурманской области поддерживают создание российско-норвежской экономической зоны между Финнмарком и Печенгским районом, заявил 15 января губернатор Юрий Евдокимов. По сообщению агентства Regnum, на конференции, посвященной итогам 2006 года, Евдокимов положительно оценил проект Поморской зоны: «Выход к Баренцеву морю имеют Норвегия и Россия. Поэтому мы хотели бы работать в первую очередь с норвежцами. В первой половине 2007 года норвежский премьер Столтенберг будет обсуждать с руководством России предложение по созданию Поморской зоны трансграничного сотрудничества. Цель – проведение общей логистики, развитие совместных производств по освоению шельфа, по производству цветных металлов, сжижению газа». Евдокимов, тем не менее, не уверен в скором успехе начинания: «Вряд ли этот проект будет быстро реализован. Между Норвегией и Россией много противоречий – военно-политических, экономических. Норвежцы хотят поставлять грузы в США через свои территории, а не через Мурманск. Более очевидно создание двух анклавов – российского и норвежского». Отметим, что подобный проект потребует внесения изменений в российское законодательство.
Стратегией предусматривается также строительство железной дороги от Киркенеса до Никеля. Для соединения железнодорожных сетей двух стран необходимо проложить всего 40 км рельсов, что сделает возможной реализацию грузового коридора Азия – Северная Америка, так называемого проекта NEW (Northern East West Freight Corridor). Это предложение Норвегия делала и ранее, однако мурманские областные власти неизменно выступали против, поскольку в этом случае порты Нарвика и Киркенеса станут конкурировать с Мурманском. Как заявил в беседе с корреспондентом «Эксперта С-З» первый заместитель руководителя департамента промышленности и транспорта правительства Мурманской области Сергей Леос, осенью этого года будет проведена оценка обоснования требуемых инвестиций в развитие Мурманского порта. «Возможно, когда-то в будущем этот проект и будет реализован, но сначала мы должны понять, как будут развиваться наши мощности», – отметил Леос. Чиновник согласен с одним из норвежских экспертов, который считает более выгодной для обеих стран модернизацию существующей автомобильной трассы между Никелем и Киркенесом.
Санкт-Петербург – Киркенес – Мурманск
Адрес статьи в Интернете: http://www.expert.ru/printissues/northwest/2007/01-03/razvitie_severnyh_regionov/