Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Правила вождения автомобиля при гололеде

Стремительно приближается время, когда дороги покроются коркой льда или мокрого снега и у большинства автолюбителей возникнет головная боль, связанная с вождением машины в этих непростых условиях.

Мой личный опыт вождения в Норвегии показывает, что несмотря на стандартность ситуации, повторяющейся каждый год и общей заторможенностью норвежских водителей, довольно много народа здесь совершает грубые ошибки, периодически приводящие к авариям. Для того, чтобы с Вами этого не случилось, примите к сведению ряд нехитрых правил вождения машины в условиях снега и гололеда.

Во-первых - необходимо соблюдать дистанцию. На скользкой дороге дистанция между автомобилями должна соответствовать удвоенной скорости движения. То есть если Вы движетесь со скоростью 30 км/ч, то расстояние до идущего впереди авто должно быть 60 м. В городских пробках (а в Осло они бывают) это трудновыполнимо, но старайтесь хотя бы не "дышать впереди идущему в затылок".

Важную роль играют приемы торможения, которые в гололед отличаются от торможения на сухой дороге. Сцепление шины с покрытием достигает максимума в момент перехода от качения к проскальзыванию. Опытный водитель, "играя" тормозами, ухитряется удержать колеса на грани юза, добиваясь наиболее эффективного торможения. Если нажимать на педаль грубыми рывками, остановочный путь увеличится. И все же на льду это лучше, чем тормозить, удерживая педаль нажатой до упора. Колесо, идущее юзом, неуправляемо. Прерывистое торможение, когда на миг ослабляется нажим на педаль, более эффективно, колеса начинают нормально катиться, и к машине возвращается управляемость.

Можно тормозить двигателем, не выключая зажигания и передачи. Делать это рекомендуется в следующей последовательности: сбросить подачу топлива (газ), не выключая сцепления, выжать сцепление, включить низшую передачу и снова включить сцепление. Автомобиль увеличит обороты и будет постепенно сбавлять скорость. При этом можно плавно подтормозить рабочей тормозной системой. Такое суммарное действие создает не меньшую тормозную силу, чем колодки.

На полноприводном автомобиле замедление, достигаемое обоими способами, практически одинаково. Более того, если применить их одновременно, замедление останется тем же. Водители переднеприводных автомобилей, в той или иной степени освоив новую технику, часто переоценивают ее. Пока передние колеса создают тяговую силу, машина послушна, но при прохождении скользкого поворота сбрасывать газ не рекомендуется.

Хорошо иметь машину с АБС - антиблокировочной системой торможения. Действует АБС так: если в процессе торможения какое-либо колесо становится заблокированным, то датчик тут же отметит изменение его угловой скорости. Компьютер выдает команду растормозить колесо, чтобы не допустить дальнейшей блокировки. В итоге АБС позволяет водителю сохранить контроль над автомобилем. Правда, мой личный опыт говорит о том, что переоценивать АБС тоже не стоит, особенно не нужно давить на тормоза до упора - в этом случае АБС ведет себя не совсем адекватно.

Еще один немаловажный прием – маневры на льду. Насколько эффективным может быть маневр, если всю силу сцепления колес тратить только на него? Иначе говоря, крутим баранку при постоянной скорости, не разгоняясь и не тормозя. Если это делать медленно, машина следует за рулем, слушается управления. Если руль повернуть быстро, машина будет двигаться в прежнем направлении, потому что в контакте шин с дорогой происходит срыв в скольжение. Особенно заметно это, когда руль поворачивать на большой угол. А какой угол поворота безопасен в случае гололеда (скорость 60 км/ч, коэффициент сцепления на льду -0,15)? По известным из школьного курса физики формулам можно вычислить минимальный радиус дуги, двигаясь по которой автомобиль еще будет сохранять управляемость. Оказывается, он равен 190 метрам! Маневрировать на льду можно, но очень плавно, деликатно, без резких движений.

Каким бы Вы ни были мастером, техническая поддержка не повредит. Зимой лучше не ездить на "лысой" резине. В сильные морозы лед "удерживает" шину лучше, потому что подтаивает под протектором меньше. Именно пленка влаги обусловливает скользкость льда. Одну и ту же нешипованную шину лучше "держит" шершавый лед, хуже гладкий, еще хуже бугристый. Заметьте, опасно заблуждение некоторых автолюбителей, будто шина с крупным "внедорожным" рисунком протектора хороша на льду. На скользком покрытии лучше "держат" шины с мелкорасчлененным рисунком протектора. Особенно хороши эластичные шины радиального типа. На чистом льду глубина протектора не имеет большого значения: если блокированы хотя бы передние колеса, - автомобиль неуправляем!

Автор: Ice.
В статье использованы материалы Центра высшего водительского мастерства, г.Москва