Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Арктическая сага I –

Проблема делимитации морской границы в Баренцевом море связана с различными толкованиями Россией и Норвегией статуса двухсотмильной акватории вокруг архипелага Шпицберген. После инцидента с попыткой задержания российского траулера "Электрон" в октябре прошлого года в Норвегии возобновилась дискуссия о придании этому ареалу статуса исключительной экономической зоны. Норвежский МИД сформулировал свою позицию: существующий статус акватории пересмотру не подлежит и позволяет Норвегии контролировать рыболовство, а также управлять ресурсами. Несмотря на ясность и логичность, такая точка зрения имеет ряд правовых изъянов.
Спор за акватории: краткая история вопроса
В своих публикациях мы неоднократно останавливались на причинах возникновения спора за акватории Баренцева моря и различного толкования статуса двухсотмильной зоны вокруг Шпицбергена. Тем не менее, напомним вкратце существо разногласий сторон:
  • Pоссия и Норвегия придерживаются разных подходов к принципу делимитации морской границы. Россия отстаивает секторный принцип раздела акваторий и считает, что граница должна проходить по линии долготы от сухопутной границы до Северного полюса. Норвегия выступает за делимитацию морской границы по линии, проходящей на равном расстоянии от восточных островов архипелага Шпицберген, с одной стороны, и от островов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, принадлежащих России, - с другой.
  • Различие в принципах раздела акваторий привело к появлению т.н. "спорной зоны" размером порядка 175 000 кв. километров (по другим данным – 155 000 кв. км). В спорной зоне введен мораторий на разведку и добычу минеральных ресурсов, но начатые в начале 80-х годов работы подтверждают наличие здесь огромных запасов нефти и газа.
  • СССР и Норвегии смогли договориться о совместном рыболовстве в спорной зоне: с 1978 года ежегодно продлевается договор о т.н. "серой зоне" размером 67 500 кв.км. "Серая зона" включает в себя часть спорной зоны и части норвежской и российской экономических зон. Тем самым создан прецедент совместного управления частью спорной акватории.
  • Несогласие России с норвежским принципом деления акваторий основано, в том числе, на особом статусе Шпицбергена. Несмотря на то, что Норвегия обладает суверенитетом над архипелагом, Парижский договор 1920 года устанавливает равные права всех государств-подписантов (их сейчас сорок) на ведение хозяйственной деятельности как на островах архипелага, так и в территориальных водах. Следуя этой логике, все государства-подписанты имеют равные права на доступ и к 200-мильной зоне.
  • Норвегия, напротив, считает, что суверенитет над архипелагом дает ей право устанавливать особый статус 200-мильной зоны. В 1977 году она в одностороннем порядке ввела там "рыбоохранную зону", а в последнее время на самом высоком уровне обсуждается вопрос о придании рыбоохранной зоне статуса исключительной экономической. Статус двухсотмильной зоны вокруг Шпицбергена признают только две страны в мире – Финляндия и Канада, а против нее выступают Россия, Исландия и большинство стран Евросоюза.

Норвегия: статус рыбоохранной зоны пересматриваться не будет
"У Норвегии есть основания воспользоваться нормами международного морского права, поэтому мы постоянно изучаем возможность объявления акватории вокруг Шпицбергена исключительной экономической зоной", - такое заявление сделал заместитель министра иностранных дел Хьетиль Скугранн (Kjetil Skogrand) на конференции о проблемах развития северных регионов 2 февраля в Трумсё. В связи с последними событиями мы должны принимать более быстрые решения, отметил заместитель главы норвежского МИДа.
"В 1977 мы по собственному выбору установили рыбоохранную зону вокруг Шпицбергена, это понятие означает что-то меньшее, чем исключительная экономическая зона. Наше решение должно рассматриваться в свете продолжавшейся тогда холодной войны и значительной военной активности в Баренцевом море как на воде, так и в воздушном пространстве. Было выбрано решение, которое в наименьшей мере могло спровоцировать обострение обстановки. Но мы постоянно оценивали, не ограничен ли статус рыбоохранной зоны", - отметил заместитель министра иностранных дел. Скугранн добавил: "Осенние события с "Электроном" и двумя испанскими судами в рыбоохранной зоне положили начало новым временам и новым веяниям, и я полагаю, что норвежские власти будут обдумывать этот вопрос значительно быстрее".
Как выяснилось позже, высокопоставленный чиновник высказал на конференции свое собственное мнение, во всяком случае точку зрения тех сотрудников МИДа, которые полагают, что существующий статус зоны не достаточен для обеспечения полного суверенитета Норвегии над этой акваторией. С этой позицией пока не соглашается руководитель внешнеполитического ведомства Юнас Гар Стёре. Во время своего визита в Россию в середине февраля, Стёре ясно дал понять, что изменений рыбоохранного режима в акватории вокруг архипелага Шпицберген не предвидится, но Норвегия не собирается придавать этому ареалу статуса исключительной экономической зоны. "Мы считаем, что у нас есть полное право на введение рыбоохранной зоны вокруг Шпицбергена. Мы имеем право на придание этой акватории статуса исключительной экономической зоны, но пока нашими планами это не предусмотрено", - заявил министр.
Позднее Юнас Гар Стёре ознакомил общественность с юридическими аргументами в обоснование норвежской позиции. 7 марта министр иностранных дел выступил на конференции актива профсоюза работников рыбной промышленности (Norges Fiskarlags Sekretærkonferanse) с докладом "Перспективы развития северных регионов". Касаясь вопроса о придании двухсотмильной зоне вокруг Шпицбергена статуса исключительной экономической, он отметил:
  • В последнее время я посвятил много времени оценке юридических аспектов этого вопроса, мы можем также обнаружить большое внимание прессы к проблемам важнейших принципов отстаивания нашего суверенитета. СМИ полагают, что Норвегия находится в одиночестве. Однако Норвегия имеет хорошую позицию, базирующуюся на международном праве. В будущем возникнет проблема добычи ресурсов. И здесь возрастет поддержка нашей позиции со стороны многих стран.
  • Право устанавливать морские зоны вытекает из суверенитета над территориями. С помощью сил береговой охраны Норвегия, основываясь на международном праве, имеет право установить двухсотмильную экономическую зону вокруг Шпицбергена.
  • Установление экономической зоны вокруг Шпицбергена – наше полное право, вытекающее из Парижского договора 1920 года. Договором, однако, не определены континентальный шельф или экономические зоны, которые были введены в морское право десятилетиями позже. Точное понимание существа договора позволяет установить, что его действие не распространяется за пределы территориальных вод вокруг архипелага. Охранная зона и эвентуальная исключительная экономическая зона находятся поэтому вне сферы применимости договора.
  • Важнейшая цель установления охранной зоны связана с правом на ответственное управление и защиту рыбных ресурсов в акватории. Так же как в случае с островом Ян Майен, введение рыбоохранной зоны позволяет защитить наши рыбные ресурсы, в том числе для будущих поколений. В обеих зонах действуют одинаковые правила.
  • Установление экономической зоны вокруг Шпицбергена не предоставляет нам бóльших возможностей, чем те, которые у нас уже имеются и которые позволяют нам управлять ресурсами и контролировать рыболовство. Это также предоставляет нам возможность установить недискриминационный режим, который действует в рыбоохранной зоне, поэтому учреждение экономической зоны не приведет к изменению отношений с другими участниками Парижского договора. Мы, конечно, продолжаем оценивать потребности в дальнейшем углублении наших прав на эти ареалы.
Позиция Осло ясна и логична, однако бесспорной ее не назовешь. Во-первых, статус рыбоохранной зоны не регулирует другие виды хозяйственной деятельности, например, добычу минеральных ресурсов. Как справедливо отмечают некоторые норвежские эксперты, в настоящее время у Норвегии нет правовых рычагов для того, чтобы воспрепятствовать какой-либо из стран, подписавших Парижский договор, начать добычу нефти или газа в водах архипелага.
Во-вторых, ряд стран, в числе которых Испания и Исландия, постоянно угрожает инициировать вопрос о законности статуса рыбоохранной зоны в Международном суде в Гааге. Норвегия устами своего министра иностранных дел подчеркивала, что не боится исков и уверена в том, что имеет все шансы выиграть дело в Гаагском суде. Вместе с тем, сама Норвегия не считает необходимым самой возбуждать этот процесс, заявлял Юнас Гар Стёре. Однако сама дискуссия Норвегии со странами-подписантами Парижского договора показывает наличие вакуума в международном морском праве и необходимость многостороннего обсуждения вопроса статуса акваторий вокруг Шпицбергена.
Адрес статьи в Интернете: http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2476