Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Межнациональные отношения в Норвегии

Норвежским межнациональным отношениям присущи все основные проблемы, свойственные развитым постиндустриальным государствам. Однако происхождение этих проблем отнюдь не всегда связано с глобализацией и вряд ли может быть исчерпывающе описано простыми моделями типа "Север-Юг" и "золотой миллиард против остального мира". Беглый взгляд на историю Норвегии позволяет отметить тот факт, что иммигранты очень много сделали для развития этой страны. Достаточно отметить христианство, которое принесли в Норвегию ирландские монахи; достижения в горнодобывающем деле и другие ремесла завезены в Норвегию немцами; голландцы и французы учили норвежцев строить флот и армию на современном уровне.
Однако долгое время Норвегия оставалась полуколониальной страной, формально государство получило независимость только в 1905 году. Такое положение, а также низкий уровень жизни не способствовал превращению Норвегии в место паломничества иммигрантов. Напротив, в конце девятнадцатого века почти четверть населения Норвегии отправились за океан в поисках лучшей жизни. Результат переписи населения США в 1990 г. показал, что 80723 американских граждан владеют норвежским языком, этот редкий язык оказался здесь на 32 месте среди наиболее употребительных.
Норвегия долгое время оставалась почти мононациональным государством, при этом по отношению к немногочисленным представителям нетитульной национальности проводилась жесткая политика ассимиляции.
Подкрепим этот тезис историческими доказательствами и рассмотрим, каким образом проводилась политика в отношении саамов, цыган и евреев, и каким изменениям она подверглась. Наибольшее количество саамов, по разным оценкам, от 20000 до 40000, живет в Норвегии, здесь их число превышает общее число саамов во всех остальных странах – Швеции, Финляндии и России. 23 процента из них проживает южнее Тронхейма, 5000 человек – в Осло. Лишь немногие из саамов сейчас обеспечивают себя за счет традиционного промысла – оленеводства. Кочевой образ жизни привнес в саамскую культуру много удивительных вещей, например, в их одежде присутствуют яркие восточные цвета, женщины украшают себя яркими шалями наподобие марокканских. Саамские свадьбы играются три дня, традиционной едой саамов является бидос – блюдо, приготовленное из оленьего мяса.
Распределение саамов по разным государствам произошло в 18 веке, когда им пришлось определяться с национальной идентификацией вследствие укрепления границ между соседними странами. По отношению к тем, кто остался в Норвегии, проводилась жесткая политика норвегизации. К саамам относились как к слаборазвитому народу, им приписывались такие негативные качества как нечистоплотность, глупость и агрессивность. Саамов называли уничижительными прозвищами "лапп" и "финн". В то же время считалось, что они умеют колдовать. Было официально запрещено традиционное саамское музыкальное искусство, преподавание на саамском языке в начальной школе находилось под запретом, продажа земли разрешалась только тем, кто владел норвежским языком. Ситуация стала меняться к лучшему только в 60-х годах, а значительного улучшения положения удалось добиться только в 80-е годы, когда в центре внимания общественности оказались поддержанные многими акции в защиту уникальных природных богатств саамских земель, на которых уже было собрались строить промышленные предприятия. В 1988 г. было законодательно закреплено равноправие саамского языка в тех областях, где компактно проживает этот народ, был образован саамский парламент – Саметинг, открыт саамский университет. Сегодня правительство выделяет значительные средства на поддержание традиций саамской культуры, ремесел, языка и образа жизни.
Другим древним народом, подвергавшимся национальным притеснениям, являются цыгане. Норвежцы называют их "татере", поскольку раньше думали, что пришедшие к ним через Францию цыгане являются татарами. Одежда и традиции быта цыган сильно отличаются от традиционных норвежских: женщины носят цветастые юбки, множество золотых украшений, мужчины - широкие шляпы, кинжалы за широким поясом. В 1890 году был принят закон о запрещении пребывания цыган в Норвегии, им невозможно было получить паспорт и законно проживать в стране. В 1930-е годы в Норвегии, как и почти во всей Европе, стала популярна идея "расовой гигиены". По отношению к цыганам эти идеи вылились в активизацию Норвежской миссии помощи бездомным, которая пыталась насильственно приучить цыган жить оседло и работать на постоянной основе (вообще же цыгане традиционно занимались такими ремеслами как, например, лудильное дело, но не чурались и менее законных промыслов, например, занимались конокрадством).
Большинство цыган покинуло Норвегию в 30-годы. Бывшие узники концлагерей из числа цыган попытались вернуться на родину в 1953 году, но получили отказ. Разрешение на возвращение они получили только в 1956 году после принятия нового закона об иностранцах. Политика насильственной ассимиляции проводилась вплоть до 1986 года, более 1500 цыганских детей были отобраны у семей для помещения их в детские дома и воспитания в традиционном европейском духе. Созданные министерством социального обеспечения департаменты по развитию цыган были закрыты только в 1990 году. Политика в отношении традиционного уклада цыган изменилась, теперь им, в частности, законодательно разрешено разбивать таборы на государственных необрабатываемых землях в течение двух суток. Надо отметить, что проблемы ассимиляции цыганского населения не решены и по сию пору. Выяснилось, что значительное число цыганских детей не посещают школу. В то же время цыгане овладели средствами современной цивилизации, у них имеется организация, защищающая их права, со своим интернет-сайтом. Проблема интеграции цыган не решена и в странах-соседях Норвегии. О схожих проблемах говорила недавно президент Финляндии Тарью Хеллонен.
Антисемитизм также оставил след в современной истории Норвегии. В самой прогрессивной по тем временам конституции 1814 года имел место запрет на проживание евреев в стране. Им был разрешен въезд в Норвегию только в середине 19 века. Тогда сюда начали переселяться евреи из Польши, Германии, скандинавских стран. Во время второй мировой войны многие евреи были депортированы из Норвегии, сейчас, по официальным данным, их в стране около тысячи. На официальном уровне антисемитизм в Норвегии не проявляется, недавно на церемонии открытия восстановленной после ремонта синагоги выступил премьер-министр Бунневик. Однако на бытовом уровне антисемитизм присутствует, его всплески связаны как с ростом исламского населения Норвегии, так и с недвусмысленными заявлениями норвежских лидеров в поддержку Организации освобождения Палестины.
Современные проблемы в национальных отношениях связаны с иммиграцией по экономическим и политическим причинам. Первая значительная волна беженцев появилась в Норвегии после прихода к власти нацистов в Германии. Послевоенное развитие Норвегии и успехи в экономическом развитии привели страну к необходимости привлечения рабочей силы из-за рубежа, особенно в те отрасли экономики, где были востребованы неквалифицированные специалисты. В отличие от Западной Германии, которая сделала ставку на выходцев из Турции, в Норвегию приглашались большей частью пакистанские граждане. Среди "новых норвежцев" есть также выходцы из африканских государств, больше всего среди них бывших граждан Сомали. После развала Советского Союза население Норвегии пополняется также за счет русскоязычных граждан. На сегодня в Норвегии официально проживает 5888 бывших россиян, 4153 женщин и 1735 мужчин. Выходцев с Украины – 776 человек. Получивших норвежское гражданство из них всего 1141 человек, что составляет 19,4 %.
Интеграция иммигрантов в норвежское общество проходила не очень гладко. В отличие от США, Канады, Австралии или Новой Зеландии, Норвегия не имела сколь-нибудь существенного опыта построения многонационального государства. Напротив, вследствие исторических причин, норвежцам всегда была свойственна большая любовь к природе, чем к общению с представителями иных культур. В 80-е годы возник тезис о необходимости строительства "мостов" между представителями разных культур. Для того чтобы облегчить интеграцию прибывающих иммигрантов была разработана целая система мер, способная, по замыслу ее создателей, создать "поликультурное общество". Процесс обучения местным правилам общежития и культурным особенностям касался иммигрантов всех возрастов, поскольку в той или иной степени все прибывающие должны были учить норвежский язык. Была написана целая серия учебных книг, одни названия которых говорят о целях их изучения – "Новичок в Норвегии", "Типичный норвежец", "Жить в Норвегии" и т.д. Обучение норвежскому языку в этих книгах происходит на фоне ознакомления иммигрантов с историей и жизнью Норвегии. Для лучшей адаптации вновь прибывших выпускается даже специальная газета, Klar Tale, использующая ограниченную лексику. Газета пользуется популярностью не только среди иммигрантов, но и среди изучающих норвежский иностранцев. Информационные ресурсы, направленные на пропаганду построения "поликультурного общества", многократно выросли после появления сети Интернет. Как известно, скандинавские страны являются лидерами в деле всеобщей "информатизации" населения. К сожалению, Интернет стал также местом общения и средством агитации для экстремистов всех мастей и красок.
Модель "поликультурного общества" предполагает в идеале сохранение иммигрантами традиций и языка. Власти поощряют работу различных национальных общин, в многонациональном Осло открыты 29 школ с преподаванием на национальных языках. Стортинг принял в июне 2003 г. новый закон о первичной адаптации, который предусматривает серьезную реформу муниципалитетов по интеграции вновь прибывших беженцев. Все вновь прибывшие беженцы и их семьи теперь получают права и обязанности участвовать в программе первичной адаптации, которая должна содействовать тому, чтобы они учили норвежский и нашли себе подобающее место в трудовой и общественной жизни. Кроме того, осуществляется ряд мер, которые должны способствовать интеграции и препятствовать обособлению иммигрантов от норвежского общества. Часть этих мер указана в правительственном плане действий против расизма и дискриминации. Правительство также разослало на обсуждение предложение о том, чтобы все взрослые иммигранты, прибывающие в Норвегию, для получения возможности обрести вид на жительство (разрешение на поселение) и в перспективе - норвежское гражданство, изучили норвежский язык и обществоведение в объеме 300 часов.
С начала 70-х по 1987 год приток иммигрантов составлял стабильную величину, примерно 5000 человек в год. При этом для простого воспроизводства населения Норвегии требуется не менее 10000 человек иммигрантов. В 1987 г. наступил пик иммиграции: право на проживание в стране попросило 143 тысячи человек. После такого резкого всплеска Норвегия значительно ужесточила свое считавшееся довольно либеральным законодательство. В 1988 г. Стортингом был принят новый закон об иностранцах, который регулирует, какие иностранцы после подачи прошения могут получить разрешение посетить Норвегию или разрешение на поселение и работу в ней. Практически полностью остановлена иммиграция по экономическим причинам. Получить убежище в Норвегии могут только те, кто реально нуждается в защите от преследований по политическим, религиозным или иным мотивам. Если сравнить современное иммиграционное законодательство трех скандинавских стран - Дании, Норвегии и Швеции, то наиболее либеральными следует признать шведские законы. Дания имеет одни из самых жестких законов в мире, а Норвегия занимает промежуточное положение. Общий тенденцией для всех стран Западной Европы является очевидный уклон в сторону ужесточения требований к прибывающим из незападных стран.
В последнее время правительством предложены дополнительные меры по ужесточению процедуры предоставления статуса беженца и выдачи вида на жительство в стране. Среди этих мер выделяются следующие:
  • приостановление рассмотрения дел для просящих убежище из Афганистана, Сомали и Чечни;
  • ужесточение практики предоставления статуса беженца сомалийским и чеченским иммигрантам;
  • предъявление экономических требований к тем, кто просит убежища по гуманитарным обстоятельствам при воссоединении семьи;
  • отмена исключения об уровне доходов для вступающих в брак до 24 лет;
  • прекращение бесплатного обучения норвежскому языку лиц, ожидающих результатов рассмотрения дел;
  • прекращение экономической помощи семьям с детьми после отрицательного решения по делу;
  • выдворение из приемников семей без детей после отрицательного решения по делу;
  • в течение первых двух-трех недель пребывания просящим статус беженцев не будут выплачиваться наличные деньги;
  • разрешение на выдворение получивших отказ в течение 72 часов без судебного рассмотрения апелляции;
  • разрешение полиции на использование взятых у беженцев отпечатков пальцев при рассмотрении дел о нарушениях закона;
  • введение правила о том, что при рассмотрении дела возрастом заявителя считается тот, которого он достиг в момент принятия решения по делу;
  • применение теста на возраст для не достигших 18 лет;
  • предложение о проведении теста на генетические исследования для лиц, ходатайствующих о воссоединении семей;
  • исключение "правила 15 месяцев", заключавшегося в автоматическом предоставлении статуса беженца лицам, срок рассмотрения дел которых превышал 15 месяцев;
  • ужесточение наказания за криминальные действия; высылке из страны должны подвергаться все, кто нарушил норвежские законы, предусматривающие срок до шести месяцев;
  • введение обязательного обучения норвежскому языку для взрослых иммигрантов;
  • проведение информационных кампаний на русском и украинском телевидении;
  • введение процедуры 24-х часовой процедуры депортации для лиц, не имеющих веских оснований для получения убежища;
  • предложение с 1 января 2005 года ввести "скрининг" тех дел, по которым можно быстро вынести решение об отказе.
В соответствии с данными Центрального статистического бюро, на начало 2003 г. в Норвегии проживало около 330 000 человек с иностранными корнями – 7,3 % населения. 30 % иммигрантов – выходцы из западных стран, 70% - из незападных. 277000 самостоятельно иммигрировали в Норвегию, тогда как 56000 – рожденные в Норвегии, имеющие обоих родителей-иностранцев. Большинство иммигрантов проживает в Осло, в частности, именно там живет наибольшее количество людей с пакистанскими корнями. За 2002 год население Норвегии увеличилось за счет иммиграции на 21300 человек. С 1990 года количество иммигрантов западного происхождения выросло на 21000, тогда как число иммигрантов из незападных стран увеличилось на 144000 человек. Наибольший прирост достигнут за счет выходцев из Восточной Европы. Самые многочисленные группы иммигрантов в Норвегии составляют выходцы из Пакистана, Швеции, Дании и Ирака. Пакистанцы, вследствие большего опыта проживания в стране, первыми почувствовали реальные трудности на пути строительства "мостов" и "поликультурного общества".
За последние несколько лет значительно возросло число желающих получить убежище по политическим мотивам. Если в середине девяностых годов их было немного, то затем их количество резко увеличилось, достигнув пика в 2002 году. Тогда почти 17500 человек ходатайствовали о предоставлении убежища в Норвегии. В 2003 г. число желающих получить убежище несколько снизилось. Фактически, многие из просящих в реальности беженцами не являлись. В 2001 г. и начале 2002 г. многие из желающих получить убежище, более 40%, прибывали из безопасных стран, прежде всего, из Восточной Европы. Такие эффективные меры, как ускоренное рассмотрение дел, уменьшение денежных пособий и информационные кампании, привели к тому, что на сегодня из этих стран прибывает менее 10% желающих получить убежище. В первой половине 2003 года большинство желающих получить убежище прибыло из Сербии и Черногории, Сомали, Афганистана, Ирака и России. Среди российских граждан преобладали выходцы из Чечни, одно время им почти автоматически присваивался статус беженцев. В последнее время эти преференции были отменены.
Рассмотрение проблемы межнациональных отношений необходимо дополнить картиной религиозной жизни в стране. Каков в настоящий момент религиозный "срез" норвежского общества? Статистика приводит следующие данные по состоянию на 2003 год:
Общая численность населения: 4,5 миллиона
Религии Оценка Формальное членство
Христиане-4 050 000 (90%)
Норвежская протестантская церковь-3 850 000 (85.7 %)
Другие протестантские церкви-прим. 100 000
Католическая церковь-44 200
Православная церковь- 4 900
Свидетели Иеговы-14 600
Мормоны -4 000
Гумано-этический союз-69 700 (1.5 %)
Ислам115 000 (2.5 %)75 800 (1.7 %)
Буддизм 15 0008 900
Индуизм 10 000 3 300
Сикхизм 2 500 2 400
Иудаизм 1 500900

"Страновой" срез мусульманского населения Норвегии:

Пакистан - 16 000
Босния - 16 800
Ирак - 14 100
Иран - 13 900
Турция - 14 000
Сомали - прим. 10 000
Косово - 7 800
Марокко - прим. 14000
Другие страны Азии и Африки - 27 200

Как видно, при доминирующем положении Норвежской государственной церкви и христианства в целом ислам стал второй по численности религией страны. Наибольшее количество проблем в межнациональных отношениях связано с приверженцами именно этой религии, что роднит Норвегию с другими странами Западной Европы. Для Норвегии также стали актуальны дискуссии о ношении хиджабов в школах, о раздельном обучении юношей и девушек, об открытии мусульманских школ. Отношение к мусульманам значительно ухудшилось после событий 11 сентября 2001 года и последующих террактов в Мадриде и России. Имеет место и бытовой расизм: для граждан пакистанского происхождения придумана обидная кличка – pakkis; ненорвежцев, особенно мусульман, чаще задерживает полиция, им могут отказать при найме квартиры и т.д. Норвежское слово neger стало именем нарицательным, оно стало популярным собирательным образом для всех иностранцев независимо от цвета кожи.
Несмотря на активную работу профсоюзов и правозащитных организаций, иммигранты подвергаются дискриминации при приеме на работу, их зарплата в среднем на 23% меньше, чем у коренного населения. Даже на вершине социальной пирамиды ощущается неравенство: процент иностранцев среди топ-менеджеров норвежских представительств иностранных компаний значительно уступает среднеевропейским показателям. Справедливости ради отметим, что большинство жителей благожелательно относятся к иммигрантам. Популярным стал лозунг "Мы все – иммигранты", напоминающий малосведущим о недалеких временах, когда многие норвежцы были вынуждены покинуть родную страну в поисках лучшей жизни.
В настоящее время в стране развиваются дискуссии по поводу усиления националистических настроений среди разных слоев населения. В Норвегии нет запрета на деятельность экстремистских организаций, хотя нет и политических партий, открыто пропагандирующих насилие и расизм. Популистскую "Партию прогресса" нельзя считать чисто националистической партией, хотя многие часто сравнивают ее лидера, Карла И. Хагена, с Ле Пеном и Й. Хайдером. Хаген более осторожен, никогда не высказывает расистских взглядов и претендует на буржуазную респектабельность, отмежевываясь от экстремистов. Его партия быстро набирает силу и пользуется популярностью примерно у 25% населения. Недавно Хаген резко высказался по поводу ислама, сравнив эту религию с гитлеризмом. Активность расистов и экстремистов особенно видна в Интернете. Антирасистский центр Норвегии следит за распространением расистских материалов в Интернете. Согласно его данным, число правоэкстремистских веб-сайтов увеличилось с прошлого года с 39 до 50. Если учесть, что, по официальным данным, в Норвегии насчитывается от 200 до 300 активных экстремистов, то каждый шестой из них управляет одним из веб-сайтов. Очевидно, что радикалы считают Интернет важным инструментом для пропаганды и вербовки, очень велика активность расистов в Интернет-чатах, форумах и конференциях. Норвежская полиция, призванная бороться с экстремизмом, вяло реагирует на подобные факты. Как отмечал Антирасистский центр, в отчетах полиции за последние три года ни разу не встретилось слово "расизм". Полиция планировала также установить экстренную обратную связь для информации о расистских веб-сайтах. Однако до настоящего времени специального телефона так и не выделено.
26 января 2001 года в Норвегии произошло событие, которое стало водоразделом для страны. В тот день произошло первое в истории Норвегии убийство на расовой почве: в Осло пятеро норвежских неонацистов убили темнокожего подростка Бенджамена Хермансена, отцом которого был выходец из Ганы, а матерью – норвежка. Бенджамен был случайно выбран убийцами, вышедшими на охоту в поисках подходящей жертвы. Его несколько раз ударили ножом в грудь и живот. По черной иронии судьбы Бенджамен Хермансен ранее оказался в центре общественного внимания в своем районе проживания после активных выступлений против расизма в Норвегии. Король Харальд и наследный принц Хокон, заявив, что потрясены этим инцидентом, призвали своих соотечественников к проведению кампании общественного протеста против расизма. Тогдашний премьер-министр страны Йенс Столтенберг выступил с заявлением, осуждающим убийство и предупреждающим об угрозе, которую представляют для норвежского общества расизм и нетерпимость. На следующий день около 30 тысяч жителей Осло прошли с зажженными факелами в марше протеста, равного которому норвежская столица в современной истории еще не знала. Члены королевской семьи и премьер-министр страны присоединили свои голоса ко всеобщему хору протестов. Жители города выразили, таким образом, свое возмущение убийством молодого норвежца африканского происхождения. "Нож убийцы отнял жизнь Бенджамина, но он сделал и другое: ударил по нашим базовым ценностям", - сказал Столтенберг, обращаясь к участникам демонстрации. Аналогичные манифестации прошли почти в каждом крупном городе Норвегии. День убийства Хермансена стал ежегодно отмечаться в Норвегии, его именем назван фонд, который ведет активную борьбу против ксенофобии.
В одной короткой статье невозможно оценить всю сложную палитру межнациональных отношений в Норвегии. В ней тесно переплелись как сугубо норвежские особенности, связанные с периодом длительной изоляции Норвегии от центров мировой политики, так и современные проблемы, обусловленные резко возросшей миграцией. По сравнению со многими странами Норвегия являет собой образец толерантности и уважительного отношения к другим культурам. Однако бытовой национализм имеет весьма крепкие корни, и его проявления доходят до крайних форм. Противостоять вызовам времени можно только на глобальном уровне: построить отдельно взятый рай на земле не под силу даже богатой и процветающей Норвегии.
Опубликовано 05.10.2004 на сайте www.brcinfo.ru