Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Северное сияние

4 января в конференц-зале гостиницы " Отель "Скандинавия" Рэдиссон САС" в Осло прошло мероприятие, которое с некоторой натяжкой можно назвать собранием партийно-хозяйственного актива Норвегии. Ведущие политики, капитаны бизнеса, эксперты и журналисты не могли обойти стороной ежегодную конференцию Союза промышленников и предпринимателей Норвегии (Næringslivets Hovedorganisasjon – NHO). Во многом это связано с повесткой дня мероприятия, которая была полностью посвящена проблеме развития северных регионов. Как указывалось в приветствии, конференция "Северное направление" (Oppdrag nord), ставила целью рассмотрение вопросов внешней политики, освоения ресурсов и развития народного хозяйства в едином ключе.

При внешней схожести с отечественными мероприятиями подобного рода, норвежский партхозактив выглядел значительно менее формальным, а главное действующее лицо – премьер-министр Йенс Столтенберг, не открывал конференцию, а был последним из выступающих. В нашей публикации мы будем следовать регламенту конференции и расскажем о выступлении Столтенберга в заключительной части.
Отголоски газовой войны
Регламент конференции и состав ее участников были определены еще до начала острой фазы российско-украинского газового конфликта, в который оказались втянутыми страны Евросоюза. Однако это событие не осталось вне комментариев участников мероприятия. Бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт (Carl Bildt) считает, что Норвегия должна стать членом Евросоюза для противодействия попыткам России использовать газ в качестве средства политического давления. "Тот факт, что Норвегия находится вне штаб-квартиры ЕС в Брюсселе, вызывает сожаление", - заявил Карл Бильдт на открытии конференции. Как считает Бильдт, российско-украинский конфликт показал, что вопрос поставок русского газа в Европу не только бизнес, но также сильный политический элемент. Бывший премьер-министр и миротворец обратил внимание на тот факт, что Австрия, председательствующая в ЕС, получает 60 процентов газа из России.
"Свою роль на Севере Норвегия должна рассматривать исходя из этой картины. Во время холодной войны Норвегия была на Севере под защитой США. Сейчас она в одиночестве. В солнечные дни это может быть удобным. Но если погода изменится и ветер принесет шторм, ситуация может стать совсем не такой комфортной", - предупредил своих соседей Бильдт. Для защиты своих интересов на Севере Норвегия должна в будущем стать членом Евросоюза, заключил бывший шведский премьер-министр.
США вне конфликта интересов
Карл Бильдт получил на ежегодной конференции NHO косвенную поддержку от руководителя Центра стратегических и международных исследований в США Джона Хэмри (John Hamre), который выразил мнение, что политики в Вашингтоне не рассматривают северное направление в качестве приоритетного направления своей внешней политики. Как считает Хэмри, сам имеющий норвежские корни, большую часть энергии американские политики вынуждены тратить на Ирак, взаимоотношения с Китаем и Индией, а также на борьбу с террором и распространением оружия массового поражения. В этом списке, как утверждает ученый, места Северу не находится. Поэтому норвежским политикам будет нелегко говорить с США, чтобы получить их поддержку в отстаивании норвежских требований на Севере, когда дело касается, например, нефти, газа или рыбы, считает Хэмри.
Норвегия – российский стратегический партнер
"У нас есть деньги, но еще не хватает технологий и опыта. Этим владеет Норвегия", - заявил в своем выступлении посол России в Норвегии Александр Панов. Российский посол дал ясно понять, что наша страна рассматривает Норвегию как своего стратегического партнера на Севере, тем самым дипломат еще раз подтвердил тезис, впервые высказанный президентом Путиным летом прошлого года. В своем выступлении посол не обошел проблему отсутствия договора о морской границе в Баренцевом море. "Территориальные разногласия между Норвегией и Россией – наиболее трудный участок наших отношений, но интенсивные переговоры продолжаются. Мы продвигаемся вперед очень быстро", - отметил Панов, который не исключил возможности нахождения решения в ближайшем будущем. Российский дипломат подчеркнул, что переговоры позволяют обсуждать и находить вероятные компромиссы. Выступление Хэмфри Панов прокомментировал следующим образом: "Мы рассчитываем на позитивное отношение США и ожидаем, что американский рынок откроется для нашего газа".
Нужен компромисс
С тем, что неурегулированный территориальный спор является одним из самых болезненных вопросов развития северных регионов, согласны многие участники конференции. В частности, мнение российского дипломата разделяет директор Норвежского института внешнеполитических исследований (NUPI) Сверре Лодгор (Sverre Lodgaard). "У России и Норвегии различные представления о том, где должна проходить морская граница", - отметил Лодгор, который предложил в качестве альтернативы определить линии сотрудничества. "Мы должны искать гармоничного сосуществования для всей акватории", - рекомендовал Лодгор, который особенно выделил вопросы сохранения окружающей среды.
Схожие предложения были выдвинуты на конференции представителем известной консалтинговой компании ECON, которая по заказу NHO подготовила двадцатилетний сценарий развития северных регионов. В представленном докладе "2025 год – круги на воде" (2025 - Ringer i vannet) Норвегии предлагается в ближайшие двадцать лет принять несколько очень важных внешнеполитических решений. Среди прочего ECON предлагает превратить всю акваторию, являющуюся предметом спора между двумя странами, или ее часть, в общую норвежско-российскую зону. В качестве прецедента приводится в пример известное соглашение о рыболовной "серой зоне".
Вот важнейшие положения сценарного развития Северной Норвегии, разработанного компанией ECON, к 2025 году:
  • Баренцево море станет важнейшим газовым регионом Европы;
  • Северная Норвегия займет лидирующие позиции в хозяйственной жизни страны и создании новых рабочих мест;
  • Население этой части страны будет обладать уникальными знаниями;
  • Будет наблюдаться значительный приток людских ресурсов как из других частей Норвегии, так и из-за границы;
  • Денежные потоки развернутся от юга к северу – сейчас нефтяные деньги текут в обратном направлении;
  • Газ станет главным источником энергии в регионе;
  • За счет жестких мер по охране окружающей среды и борьбы с незаконным промыслом получит новое развитие рыбодобывающая отрасль.
"Кругами на воде" образно назван синергетический эффект от начала разработки энергоресурсов в Баренцевом море и прихода Северную Норвегию нефтяных капиталов и технологий.
Новое – хорошо забытое старое
Присутствовавший на конференции норвежский министр иностранных дел Юнас Гар Стёре сомневается в реальности договоренностей на основе создания "общих зон", но он верит в возможность выработки некого "свода правил" ("code of conduct", как выразился Стёре по-английски), регламентирующего добычу нефти и газа. "Я верю в договоренности на основе свода правил. Общие правила будут затрагивать не только добычу углеводородов, но и регламентировать охрану окружающей среды и транспортные потоки". Как видим, во взглядах норвежских экспертов и политиков наметился некоторый сдвиг: ранее они категорически отвергали какие-либо возможности ведения хозяйственной деятельности, исключая рыболовную, в спорных акваториях. В частности, прежним политическим руководством Норвегии было отвергнуто предложение бывшего премьер-министра СССР Николая Рыжкова о начале совместной добычи углеводородов до окончательного установления морской границы.
Арктический лидер
Министр иностранных дел Юнас Гар Стёре считает, что Норвегия должна занять лидирующие позиции среди стран, активно присутствующих в северных регионах. Гар Стёре полагает, что Норвегия имеет все предпосылки для того, чтобы явить надлежащий пример развития нефтегазовой отрасли на Севере. "В эту сферу вовлечены разные страны, но на Севере есть единая экологическая система. Норвегия должна стать проводником единого взгляда на проблему сохранения окружающей среды в Баренцевом море", - полагает Гар Стёре, который обосновывает этот тезис следующим образом: "Норвегия – лидер знаний в области нефте- и газодобычи на Севере. Поскольку Север - единая экосистема, мы должны доказать, что мы лучшие, поскольку никто не знает лучше нас, как сохранить окружающую среду".
Гар Стёре также ознакомился с выступлением американского исследователя Джона Хэмри, который утверждал, что США не проявляют существенного интереса к делам на Севере. Министр иностранных дел Норвегии так прокомментировал это выступление: "Хэмри абсолютно прав, если говорить о малом числе американских радарных установок. Но США будут интересоваться регионом при любых обстоятельствах. Сегодняшнее недостаточное внимание к Северу предоставляет Норвегии больше возможностей".
Январские тезисы Столтенберга
Завершающий доклад премьер-министра "Северные регионы – море возможностей" напоминал выступление на митинге, поскольку большей частью состоял из коротких и простых предложений. Скорее всего, по этой причине полный текст выступления Столтенберга на официальном сайте премьер-министра был заменен на краткое изложение его отдельных положений. Лидер страны определил шесть важнейших направлений развития народного хозяйства Северной Норвегии, поставив на первое место рыболовство. Другими пятью направлениями являются: энергетика, хозяйственная деятельность, интересы коренного населения, развитие экономики знаний. Столтенберг подчеркнул важность норвежского подхода к установлению рыбоохранной зоны вокруг Шпицбергена и заверил собрание в дальнейшем укреплении сил береговой охраны. Столтенберг не обошел стороной проблему санитарного запрета на экспорт норвежской рыбы в Россию: он пообещал сделать все возможное для скорейшего разрешения конфликта. В частности, министр иностранных дел Гар Стёре намеревается посетить столицу России не позднее февраля.
Отметив необходимость налаживания энергетического диалога с Россией, премьер-министр обещал оказать политическую поддержку обеим норвежским нефтегазовым компаниям – "Статойл" и "Норск Гидро", с тем, чтобы они стали участниками разработки Штокмановского месторождения. Кроме того, Столтенберг выразил желание политического руководства усиливать норвежское присутствие в Баренцевом море; премьер-министр заявил, что еще до пасхальных каникул будут определены 19 новых морских участков, которые будут выставлены на концессионный аукцион. Тем самым Столтенберг продемонстрировал отсутствие разногласий между участниками трехпартийной правительственной коалиции относительно добычи углеводородов в "море возможностей".
Вместе или по отдельности?
Не кажется странным, что лидеры ведущих оппозиционных партий, также присутствовавшие на конференции, поддержали основные направления северной политики правительства. Прежде всего, это связано с тем, что Норвегия считает необходимым воспользоваться негативным эффектом от российско-украинского конфликта и упрочить свои связи с ЕС. Так, сразу после новогодних праздников начались норвежско-польские переговоры о поставках газа, кроме того, Польша заявила о начале строительства терминала для приема судов со сжиженным природным газом.
В этих условиях для России, провозгласившей себя гарантом энергетической безопасности промышленно развитых стран, было бы тактически правильно координировать свою политику в этом направлении с Норвегией. В качестве первого шага можно было бы рассмотреть возможность объединения газопроводных систем наших стран на Севере. Как известно, с этим предложением неоднократно выступали как политики, так и бизнесмены Норвегии. Приняв предложение наших соседей, Россия могла бы решить две важнейшие задачи: диверсифицировать газотранспортные потоки и склонить на свою сторону Норвегию в вопросе строительства Северо-европейского газопровода.

Адрес статьи в Интернете:
http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2348