Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


ООН как спаситель человечества от ада

В соответствии с Уставом ООН в третий вторник сентября, который в этом году выпал на 13-е число, в Нью-Йорке открылась юбилейная, 60-я, Генеральная Ассамблея организации. На следующий день начался трехдневный саммит глав государств, призванный определить пути предотвращения глобальных угроз человечеству и дать дорогу реформе самой ООН. Инициатором преобразований, которые призваны сыграть историческую роль в судьбе организации и всей структуры международной безопасности, выступил ее Генеральный секретарь Кофи Аннан.

Реформы Аннана

Важность встречи на высшем уровне отражают слова самого Кофи Аннана: «Для мировых лидеров саммит 2005 года — единственная на нашем веку возможность собраться вместе и принять меры в отношении серьезных глобальных угроз. Саммит дает нам также шанс активизировать работу самой Организации Объединенных Наций. Если говорить вкратце, то эта встреча открывает уникальные возможности перед всем человечеством».

Кофи Аннан является седьмым по счету Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций. В отличие от своих предшественников он до назначения на самый высокий пост уже работал в структурах ООН ни много ни мало тридцать пять лет. Получив политологическое и управленческое образование, Кофи Аннан смог хорошо изучить как сильные, так и слабые стороны работы организации. Его деятельность была отмечена в 2001 году Нобелевской премией мира, однако Аннан не стал почивать на лаврах и спокойно дожидаться окончания второго пятилетнего срока. Благодаря его усилиям

60-я юбилейная Генеральная Ассамблея ООН и саммит глав государств могут положить начало крупнейшим в послевоенной истории преобразованиям.

С тем, что реформы в ООН давно назрели, почти никто не спорит, однако дальше констатации этого факта дело не продвигалось. Некоторые горячие головы склонны даже считать, что ООН стала устаревшим политическим механизмом, поскольку за шестьдесят послевоенных лет мир кардинальным образом изменился. ООН часто и справедливо упрекали в бессилии и невозможности быстро принять эффективное решение в кризисных ситуациях. Достаточно сказать о ее неспособности помешать военным интервенциям в Югославии и Ираке и невмешательстве в кровавую этническую резню в суданском Дарфуре. Сегодня трудно представить, что ООН может предотвратить намечающиеся кризисы, вызванные, например, ядерными программами Ирана и КНДР. Организация не выступает надежным защитником прав человека и пока не предложила эффективные меры по борьбе с международным терроризмом.

И тем не менее Генеральный секретарь ООН считает, что в мире не существует другой организации, способной служить чаяниям большинства живущих на нашей планете людей. Эту мысль Кофи Аннан сформулировал следующим образом: «Вы можете быть действительно свободными лишь в том случае, если вам не грозят война и насилие и если ваши основные права и чувство достоинства защищены законом. Права человека, развитие и безопасность взаимосвязаны, и в совокупности они и обеспечивают условия большей свободы. Они также образуют... ясные и понятные цели, которые, несомненно, важны для простых людей, будь они жителями Лондона или Нью-Йорка, опасающимися еще одного террористического нападения, или жителями трущоб или деревень в Латинской Америке или Африке, где голод, болезни, опустынивание и гражданские конфликты представляются более вероятной угрозой».

По мнению Генерального секретаря, ООН необходимо реформировать и привести ее деятельность в формат, отражающий реалии сегодняшнего дня. Свое видение реформы Аннан изложил в 26-страничном докладе, названном «При большей свободе». В нем предлагается осуществить пакет правовых и организационных мер, направленных на решение самых важных проблем человечества: преодоление нищеты, голода и болезней, а также предотвращение международного терроризма и его проявлений. В дополнение к этому реформа направлена на создание эффективного механизма защиты прав человека и совершенствование управленческой структуры самой ООН.

Наибольшее внимание политиков и средств массовой информации привлек раздел доклада, посвященный изменению структуры ключевого органа ООН, отвечающего за поддержание всеобщего мира, — ее Совета Безопасности. Однако сам Генеральный секретарь подчеркивает, что реформу необходимо проводить в пакетном режиме, постоянно контролируя ход выполнения принимаемых и уже принятых ООН решений. Приоритеты ООН Кофи Аннан определяет следующим образом: развитие, безопасность, права человека.

Развитие

Выходец из Ганы, Кофи Аннан хорошо понимает необходимость борьбы с нищетой, от которой ежедневно умирают 20.000 человек. Он представил Генеральной Ассамблее доклад, посвященный ходу выполнения принятой ООН в 2000 году «Декларации тысячелетия», определившей следующие цели: ликвидация крайней нищеты и голода; обеспечение всеобщего начального образования; поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин; сокращение детской смертности; улучшение охраны материнства; борьба со СПИДом, малярией и другими заболеваниями; обеспечение экологической устойчивости; фор-мирование глобального партнерства в целях развития.

Однако, для того чтобы реализовать определенные декларацией цели и добиться выполнения поставленных задач к 2015 году, развитые и развивающиеся государства должны заключить «большие договоры о взаимной ответственности», предполагающие удвоение финансовой помощи в обмен на выработку национальных стратегий развития.

Докладом предусмотрено завершение начатых переговоров о либерализации торговли. В качестве первого шага наименее развитым странам разрешается беспошлинный и неквотируемый экспорт всей продукции. Предлагается также осуществить списание долгов беднейших государств до уровней, обеспечивающих их экономическое развитие. ООН считает необходимым профинансировать созданный под эгидой организации глобальный фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией и принять ряд неотложных мер, в числе которых бесплатная раздача антималярийных сеток.

К целям развития отнесены также меры по укреплению экологической безопасности, в частности предлагалось продлить действие Киотского договора, срок действия которого истекает в 2012 году.

Мир и безопасность

Главными целями создания ООН являлись поддержание мира и обеспечение всеобщей безопасности. Организация была призвана не допустить возрождения угрозы со стороны «вражеских государств» и предотвращать международные войны и конфликты. Сегодня к угрозам человечеству, существовавшим 60 лет назад, прибавились терроризм, распространение оружия массового поражения и трансграничная преступность. В докладе отмечено, что обеспечение развития и безопасности есть взаимодополняющие составляющие единого процесса: развитие очень важно для укрепления международной и национальной безопасности, а безопасность является ключевым условием для развития. Террористические угрозы отдельным государствам и регионам рассматриваются как угроза всей системе коллективной безопасности и поэтому должны пресекаться совместными действиями.

Доклад призывает мировое сообщество разработать конвенцию по борьбе с терроризмом, а в качестве первого шага дать ясное и согласованное определение этого понятия. Террористические угрозы должны пресекаться с помощью системы мер, включающей среди прочего лишение террористов материальной поддержки и предотвращение помощи со стороны государств, а также укрепление национальных и международных систем противодействия.

Членам ООН предлагается продолжить сокращение ядерных вооружений и сохранять мораторий на ядерные взрывы, усилить полномочия Международного агентства по атомной энергии, а также подписать договор о прекращении производства расщепляющихся материалов. Для сохранения мира в странах, вышедших из войн, рекомендовано учредить специальную Комиссию по миростроительству.

Во избежание кризисов, подобных иракскому, Совету Безопасности ООН предложено принять резолюцию с изложением принципов, применяющихся при принятии решения о применении силы или выдаче соответствующего мандата. И, наконец, из Устава ООН будут исключены упоминания о «вражеских государствах» — Германии и Японии, что многими признается символическим шагом, знаменующим окончание послевоенной истории.

Права человека

Доклад Генерального секретаря ООН подтверждает известный факт, что многие международно признанные документы, касающиеся соблюдения прав человека, часто остаются пустым звуком. Тысячи людей на Земле стали жертвами военных преступлений, пыток и издевательств. Жители многих стран по-прежнему лишены возможности участвовать в свободных выборах. В докладе подчеркивается, что демократия не должна ограничиваться какой-либо страной или регионом, а является универсальным правом каждого человека.

Для реализации этих целей предлагалось заменить Комиссию по правам человека меньшим по составу и обладающим большими полномочиями Советом Организации Объединенных Наций по правам человека. Государства — члены ООН принимают на себя обязательства коллективной ответственности за творящийся где-либо геноцид, этнические чистки или преступления против человечности.

Под эгидой ООН создается специальный Фонд демократии, призванный оказывать финансовую и техническую помощь странам, выбравшим демократический путь правления. Предложено также значительно укрепить управление Верховного комиссара ООН по правам человека.

Совершенствование структуры

Созданная в 1945 году организация до сегодняшнего дня сохранила свой Устав и структуру управления и применяет неизменную процедуру принятия решений, хотя число членов ООН выросло с тех пор с 51 до 191. Ключевую роль в принятии этих решений играет Совет Безопасности, в состав которого входят пять постоянных членов — Великобритания, Китай, Россия, Соединенные Штаты и Франция и непостоянные члены, избираемые Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок.

Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех государств, входящих в организацию, а сам орган наделен всеми полномочиями по поддержанию мира и безопасности. Уставом ООН в Совете Безопасности ООН закреплено правило «единогласия великих держав», которое часто называется «правом вето». За всю историю ООН состав стран — членов Совета Безопасности расширялся всего один раз. В 1963 году он был увеличен с 11 до 15 членов, причем расширение распространилось только на непостоянных членов.

Вопрос о расширении Совета Безопасности и принятии в него новых членов, обладающих правом вето, являлся и продолжает быть самым труднорешаемым. На сегодня существует как минимум три варианта изменения его «штатного расписания». Наиболее вероятным кажется принятие в состав новых членов Германии, Японии, Индии и Бразилии и увеличение его членов до 25 стран. О согласии поддержать кандидатуру Германии заявил в ходе недавнего визита в эту страну президент России Владимир Путин.

Свое принципиальное согласие с изменением структуры Совета Безопасности Россия ограничивает рядом условий. Прежде всего это касается неприемлемости какого-либо ущемления статуса нынешней пятерки постоянных членов Совета Безопасности. Наша страна выступает также против предоставления права вето новым постоянным членам без определения конкретного состава как постоянных, так и непостоянных членов Совета.

Для принятия решения о расширении «мирового правительства» необходимо не только согласие всех пяти нынешних постоянных членов, но и поддержка двух третей голосов всех стран ООН. Как среди «пятерки», так и на региональном уровне у таких стран, как Япония и Индия, есть много противников.

Однако до обсуждения организационных перемен в структуре ООН дело так и не дошло. За месяц до начала работы 60-й Генеральной Ассамблеи ООН делегация Соединенных Штатов внесла в документ 750 поправок. Замечания США касались всех аспектов доклада «При большей свободе»: они не считали необходимым обсуждать ход выполнения «Декларации тысячелетия», выступали против призывов к борьбе с глобальным потеплением и не поддержали усилий по ядерному разоружению. Соединенные Штаты хотели акцентировать внимание мирового сообщества на борьбе с терроризмом, защите прав человека и продвижении демократии. Поддерживая создание Совета ООН по правам человека, Вашингтон считает, что место в нем должно предоставляться только тем странам, где «соблюдаются демократические ценности».

В ходе встречи выявились большие разногласия между рядом делегаций, поэтому в итоговую декларацию вошла лишь часть мер, предлагавшихся Генеральным секретарем ООН. Подписанный руководителями 160 стран документ провозглашает повышение «эффективности, подотчетности и авторитета системы Организации Объединенных Наций». В документе утверждаются положения о создании Совета по правам человека, Комиссии по миростроительству, а также принимается обязательство международного сообщества применять силу в ответ на геноцид и военные преступления в отношении гражданского населения.

Итоговая декларация «Саммита-2005» включает также осуждение терроризма «во всех его формах и проявлениях, кем бы, где бы и с какой бы целью он ни осуществлялся, поскольку он представляет одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности». В декларации содержится призыв к ООН использовать «региональный и национальный потенциал по борьбе с терроризмом», хотя о содержании самого термина «терроризм» договориться не удалось. Объединенные Нации обязались в течение года принять всеобъемлющую конвенцию по борьбе с международным терроризмом.

Участники саммита выступили в поддержку скорейшего реформирования Совета Безопасности, «чтобы сделать его более представительным, действенным и прозрачным и тем самым повысить его эффективность». В документе совсем не упоминаются задачи ООН в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения.

В конечном итоге успех или неуспех реформы ООН зависит от политической воли основных мировых игроков. Как говорил Даг Хаммаршельд, один из предшественников Кофи Аннана, ООН изобрели не для того, чтобы доставить человечество в рай, а для того, чтобы спасти его от ада. Тем, кто создал ООН шестьдесят лет назад, это во многом удалось. Остается надеяться, что их последователи окажутся на уровне современных вызовов и смогут сделать сегодняшний мир чуть безопаснее.

Павел ПРОХОРОВ, эксперт Балтийского исследовательского центра.

http://www.spbvedomosti.ru/doSPAMent/?id=8164&folder=106