Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Вершки и корешки

Чем дольше иммигранты живут в Норвегии, тем они становятся более зависимыми от социальной помощи - такой неожиданный результат получила исследователь Тюра Экхауген в своей докторской диссертации по экономике. Результаты ее исследований, относящиеся в первую очередь к иммигрантам из стран третьего мира, способны поставить под сомнение успехи Норвегии в области интеграции и утверждения о том, что страна может решить проблемы нехватки рабочей силы за счет притока иммигрантов.

Лучшая страна в мире

Поскольку редкий автор пользуется теперь авторучкой для написания статей, нам не удастся применить расхожее клише о невысохших чернилах на нашей последней статье о Норвегии. И, тем не менее, некоторые из персонажей публикации "Зеленая карта" снова сойдутся в дискуссии о том, чем оборачивается иммиграция для Норвегии – средством заполнить вакансии на рынке труда или дополнительным бременем на плечах работающего населения.

Перед тем как дать слово сторонникам разных мнений отметим важный, но ставший уже привычным факт: Норвегия пятый год подряд признана ООН лучшей в мире страной для проживания. Полный список стран с оценками качества жизни в них официально не публикуется до 7 сентября. Однако новый руководитель Программы развития ООН Кемаль Дервиз (Kemal Dervis) во время посещения Осло объявил о том, что Норвегия в очередной раз обошла все страны мира по уровню жизни; этот показатель складывается, в том числе, из доходов граждан, доступности образования и продолжительности жизни. Дервиз отказался назвать страны, которые идут вслед за Норвегией. Норвегия занимает первое место с 2001 года. В прошлом году за Норвегией расположились Швеция, Австралия, Канада и Нидерланды, в то время как зaпадноафриканская страна Сьерра Леоне заняла последнее 177-е место.

Среди критериев, которыми пользуются эксперты Программы развития, важное место отведено расходам на социальную поддержку населения. По этому показателю Норвегия опережает почти все страны мира, а средний норвежец получает вдвое больше средств на социальное обеспечение, чем его европейские соседи. Социальные выплаты в расчете на одного жителя Норвегии обходились в 2002 году в 11755 евро. Это на 4754 евро больше чем в Исландии, 4658 евро больше чем в Финляндии, 2427 евро больше чем в Швеции и 1551 евро больше чем в Дании. В сравнении с другими европейскими странами различия еще больше. Ежегодные социальные выплаты в расчете на одного норвежца превышают итальянские на 48000 норвежских крон.

Социальная поддержка населения Германии, Великобритании, Австрии, Нидерландов и Бельгии находится на уровне финской и исландской. До расширения ЕС, страны союза расходовали на социальные выплаты от 20,1 до 31,3 процента валового национального продукта. Норвегия занимает промежуточное положение в сравнении со странами ЕС: страна расходует на социальные выплаты 25,6 процента ВНП.

1,3 миллиона живущих на пособия

Какая часть населения может вкусить от общественного пирога, называемого "социальной помощью"? Как показали недавно опубликованные статистические данные, 1,3 миллиона норвежцев, или 35 процентов всего населения старше 16 лет, живут на социальные пособия. Данные обобщили сведения, полученные из Государственной службы социальной защиты (Rikstrygdeverket), Центрального статистического управления (Statistisk sentralbyrå) и службы занятости (Aetat).

Пенсия по старости и нетрудоспособности выплачивается 73,8 процентам получающих пособия. 625 000 человек сегодня являются пенсионерами по старости, а 315 000 - по нетрудоспособности.

95 000 норвежцев сейчас либо полностью безработные, либо охвачены мероприятиями по поиску работы, только 60 000 из них получают пособия по безработице (dagpenger). Оставшиеся должны полагаться на другие средства. 91 000 человек зарегистрированы как нетрудоспособные, и 60 000 из них получают средства на проживание из службы занятости.

В 2004 году работники пропустили из-за болезни 25 миллионов рабочих дней, что соответствует 96 000 человеко-лет. Государственная служба социальной защиты выплатила в 2004 году пособия по инвалидности 49 000 человек, всего для 66 800 человек социальные выплаты являлись основным источником дохода.

"Размеры социальных выплат настолько велики, что практически достигли болевой точки. Если они вырастут еще больше, то это может поднять популистские выступления. Мы должны ограничиваться поддержкой тех, кому деньги действительно необходимы. Сейчас получающих пособия так много, что это представляет опасность для социального государства", - считает профессор Норвежской школы бизнеса Рольф Йенс Брюнстад (Rolf Jens Brunstad).

На данный момент в Норвегии 2,3 миллиона работающих, которые должны содержать 1,3 миллиона получающих пособия. Каждого живущего на пособия обеспечивают 1,8 работников. "Это показывает, как много тех, кто является обузой для работающей части населения", - говорит Брюнстад.

Вершки – иммигрантам?

Напомним читателю, что иммигранты составляют 5,7 процента населения Норвегии, или немногим более 368 000 человек. 265 000 из них, или 72 процента, являются выходцами из незападных стран, из этого количества 61 000 человек прибыло из стран Восточной Европы. Как известно, большинство стран Восточной Европы, включая даже новых членов ЕС, по-прежнему считаются в Норвегии "незападными странами".

4 сентября газета Aftenposten опубликовала статью "Иммигранты больше всех получают социальную помощь" (Innvandrere på trygdetoppen), рассказывающую о полученных Тюрой Экхауген (Tyra Ekhaugen) результатах. По мнению автора статьи, результаты исследования столь представительной части населения, которая, как считается, достигла больших успехов в интеграции и нашла место в жизни, являются приговором норвежской интеграционной политике, проводимой в последние 10-20 лет. На чем же основан такой вывод? Экхауген, в соответствии с устоявшейся традицией, также делит всех иммигрантов на три группы: беженцы/просители убежища, другие иммигранты из незападных стран (как правило, это люди, приехавшие по причине воссоединения семей) и иммигранты из западных стран. Последние две группы иммигрантов, как считает исследователь, - это рабочая иммиграция, однако иммигранты из западных стран официально имеют право на трудоустройство в стране, а из незападных – используют для этого право на воссоединение с родственниками. Если посмотреть на группу "иммигрантов из незападных стран", которые прибыли в Норвегию в период 1966-75г.г., еще до пика иммиграции, то примерно 50 процентов из них получали тот или иной вид социальной помощи после 25 лет проживания в Норвегии.

В исследовании рассматриваются следующие виды социальной помощи: социальное пособие (sosialstønad), пособие по нетродоспособности (uføretrygd), пособие по безработице (arbeidsledighetstrygd) и пособия для восстановления трудоспособности (attføring-/rehabiliteringspenger), получаемые минимум один месяц в году, и/или пособия по больничному листу, получаемые минимум три месяца в течение года.

По мнению исследователя, большие группы иммигрантов из стран третьего мира становятся все более зависимыми от социальной помощи по мере увеличения длительности их проживания Норвегии. Вот наиболее важные результаты, полученные из диссертации.

После пяти лет проживания в Норвегии 60 процентов иммигрантов, прибывших в 1992-96 г.г., получают тот или иной вид социальной помощи. При этом получателями социальных пособий оказываются 36 процентов выходцев из незападных стран и только 18 процентов – из западных.

После восьми лет проживания в Норвегии 55 процентов беженцев, прибывших в 1992-96 г.г., получают социальную помощь. Среди иммигрантов, приехавших в 1966-85 г.г. и достигших возраста 20 лет, получателями социальной помощи являются 40 процентов человек.

Получается, что среди иммигрантов из незападных стран получателями помощи оказываются больше половины населения. Среди норвежского населения таковыми являются 27 процентов. При этом представители этой группы населения старше любой группы иммигрантов. По мнению исследователя, многие частные выводы из работы демонстрируют, что социальные выплаты иммигрантам растут с течением времени вместо того, чтобы снижаться. В целом, даже после 17 лет проживания в Норвегии, иммигранты из незападных стран обогнали по размерам социальной помощи самую нуждающуюся часть населения – беженцев.

Тюра Экхауген сама удивлена многими новыми "открытиями", которые она совершила во время исследования. "Я не ожидала того, что социальная помощь группе иммигрантов из незападных стран настолько выросла с течением времени. Мое исследование ясно демонстрирует, что пока иммиграция функционирует подобным образом, нет оснований надеяться на то, что социальное бремя работающих в Норвегии уменьшится", - говорит Экхауген.

Против течения

Выводы Экхауген противоречат взглядам большой группы политиков, которые в течение многих лет утверждают, что Норвегия может решить проблемы нехватки рабочей силы за счет роста иммиграции. "Если норвежская интеграционная политика не претерпит изменений, рост иммиграции будет сопровождаться увеличением социальных выплат, другими словами способствовать росту бремени выплат со стороны работающего населения, а не его снижению", - считает Экхауген. Исследователь отмечает, что Норвегия продуктивно использовала возможности иммигрантов из стран третьего мира только в периоды экстремально высокого уровня спроса на рынке труда.

На вопрос автора статьи: "Есть ли у Вас соображения относительно того, как с этим можно справиться?" исследователь ответила так: "Проблемы с иммигрантами возникают из-за барьеров на рынке труда. Если иммигрантский ресурс будет более востребован, то Норвегия получит двойной эффект: страна сможет принимать больше иммигрантов вследствие гуманитарных обстоятельств и уменьшить социальные издержки на их содержание. Следует надеяться на то, что так называемая помощь на обустройство (introduksjonsstønad) сыграет свою позитивную роль".

"Как стало возможным, что эксперты Центрального статистического управления приходят к иным выводам?", - таков был следующий вопрос. "Я не могу этого сказать, пока не познакомлюсь лучше с их результатами. Но в целом можно сказать, что очень важно черпать информацию из многих источников, а не из ограниченного числа", - ответила Тюра Экхауген.

Черт скрывается в деталях

Газета Aftenposten обратилась за комментариями относительно результатов Тюры Экхауген к одному из экспертов в области иммиграции и интеграции, сотруднику Центрального статистического управления (ЦСУ) Ларсу Эстбю (Lars Østby). Ларс Эстбю –сторонник проводимой Норвегией политики интеграции, в своих статьях он довольно успешно разоблачает укоренившиеся мифы об опасностях иммиграции для страны. Мы ссылались на его мнение в статье "Зеленая карта".

Комментарий в Aftenposten получился достаточно коротким, по-видимому, Эстбю не успел подробно ознакомиться с работой Экхауген. "Важно подчеркивать разноообразие" (- Viktig å få frem variasjoner) – так назвал свой комментарий эксперт. Эстбю указал, что результаты Экхауген не отличаются от того, что уже хорошо известно. "Картины жизни иммигрантов", которые представляет Центральное статистическое управление, базируются в первую очередь на анализе образования, положения на рынке труда и безработицы, доходов и демографических факторов, а не только на количестве получающих социальную помощь, пишет Эстбю.

"Работа в этой связи – самый важный фактор, мы видим, что от первого поколения к последующему растет занятость и снижается безработица. С увеличением времени проживания иммигрантов в стране естественным образом увеличивается число тех, кто получает пособия по нетрудоспособности", - считает Эстбю. Он указывает на то, что важен анализ структуры групп, получающих пособия по нетрудоспособности. "Результаты Экхауген не являются свидетельством плохой интеграционной политики. Число тех, кто получает социальную помощь, должно рассматриваться во взаимосвязи с тем, каков совокупный доход получающих эту помощь. Факт получения социальной помощи не обязательно связан с тем, что человек полностью зависит от нее. Наши расчеты, которые базируются на тех же исходных данных, которые использовала Экхауген, показывают, что доля социальных выплат в общем доходе уменьшается по мере увеличения времени проживания в стране. В дальнейших исследованиях очень важно проанализировать большой разброс параметров и связать его с тем, из какой страны прибыли иммигранты", – пишет Эстбю.

Есть все основания ожидать, что "иммиграционная" полемика, вызванная публикацией Экхауген, продолжится. Мы присоединяемся к мнению Эстбю и считаем, что детальный анализ положения иммигрантов из разных стран позволит Норвегии проводить более гибкую интеграционную политику. Полагаем также, что важным шагом в этом направлении был бы отказ от применения термина "незападные страны", вместо этого можно предложить, например, региональную классификацию иммиграционных потоков. Или использовать такое деление, которое характеризует страны по степени сложности получения норвежских въездных и рабочих виз.

Адрес статьи в Интернете: http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2196