Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


В рекламе турфирмы увидели чужой знак

Количество дел, связанных с защитой торговых марок в туристической отрасли, продолжает расти, несмотря на кризис. На днях Управление Роспотребнадзора по Омской области оштрафовало местную турфирму за использование бренда «Магазина Горящих Путевок» (МГП). Любопытно, что инициатором данного дела стала вовсе не управляющая компания «МГП», а омский франчайзи этой сети. При этом оштрафованная фирма утверждает, что не использовала в своей рекламе фирменного начертания «Горящих туров», а само дело против неё является заказным и направлено исключительно на устранение конкурента.

Как сообщили корреспонденту в пресс-службе омского Роспотребнадзора, к ним в управление поступило обращение от компании «МГП» о том, что турагентство «Дискавери» незаконно используется товарный знак «Горящих». Это подтверждалось размещением товарного знака на вывеске у входа в помещение турфирмы с надписью «бюро Горящих путевок», рекламой на троллейбусах маршрута № 4, а также на визитных карточках, которыми пользовались работники «Дискавери». «По данному обращению проведена внеплановая документальная проверка, которая установила, что турагентство «Дискавери» использует товарный знак «Горящих», однако никаких договорных отношений между ООО «Дискавери» и ООО «Сеть магазинов горящих путевок» по поводу использования этого товарного знака нет. В результате проверки был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака)», - сообщили в пресс-службе. Материал был направлен на рассмотрение в Арбитражный суд Омской области, который вынес решение о привлечении ООО «Дискавери» к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 30 000 рублей без конфискации.

В головном офисе «МГП» нам подтвердили, что инициатором расследования стал омский франчайзи сети. «От наших партнёров из Омска, которые входят в сеть, поступила информация о том, что некая компания «Дискавери» использует наш логотип. В результате мы обратились в Роспотребнадзор и в ФАС, которые выявив данное нарушение, наказали виновника», - сообщил Сергей Агафонов, гендиректор сети «МГП». В тоже время в самом турагентстве «Дискавери» виноватыми себя не считают. «На самом деле мы не использовали бренд «МГП» на незаконных обстоятельствах. Хотя нами было использовано словосочетание «горящие туры», но использовали мы его в другом графическом формате, шрифте и даже цвете. Ведь само это словосочетание используется в туризме повсеместно и в текстовом виде патентнопригодным сочетанием вообще не является. Тем не менее, после разбирательств мы удалили эти слова из своей рекламы», - рассказала Галина Гатченко, директор турагентства «Дискавери». При этом собеседник уверена, что с помощью таких методов в Омске решаются вопросы конкуренции. «Обратите внимание, что в этом деле был замешан не головной офис «МГП», а их местный франчайзи. Таким нечестным способом у нас ведётся борьба против конкурентов», - считает г-жа Гатченко.

Тем не менее, претензии к ООО «Дискавери» имеют и другие турфирмы региона. «Данная компания использует наше имя, однако мы были зарегистрированы на 1 год раньше. Тем не менее, мы сначала не стали подавать на них в суд, а решили просто поговорить. Однако они отказались от перерегистрации, мотивируя это тем, что не хотят платить за новую регистрацию и вывеску», - рассказал Роман Актюрин, директор другой омской туркомпании «Дискавери». В то время в компании решили это дело «спустить на тормозах», так как клиентура у обоих агентств не пересекалась. «Но теперь наши названия стали пересекаться в рекламе, и ничего хорошего в этом я не вижу. На данный момент у нас было несколько консультаций с юристами, и вероятнее всего мы всё-таки обратимся в суд», - добавил Роман Актюрин.

Напомним, что количество судебных дел, направленных на борьбу с двойниками турфирм, резко возросло в стране за последние два года, сразу после вступления в силу в 2008 году 4-той части Гражданского Кодекса. При этом алгоритм борьбы с двойниками выглядит примерно следующим образом. «Если изображение, которое используется без разрешения, тождественно с зарегистрированным товарным знаком до степени смешения, это является нарушением законодательства. В ведомстве, которое оформляло регистрацию товарного знака, заявителю выдается справка о такой тождественности. В противном случае, ни о каком нарушении не может идти речи. Если говорить о другом исполнении изображения, другом сочетании слов или цветовой гаммы и прочее, то всё это подлежит проверке на тождественность. Тут голословных утверждений быть не должно, т.к. речь идёт о возможном возмещении убытков правообладателю. Но в любом случае, тождественность придётся сначала доказывать в Роспатенте, а затем и в суде при предъявлении требований о возмещении убытков», - пояснил Георгий Мохов, гендиректор юридического агентства «Персона Грата».

НАША СПРАВКА: В истории российского турбизнеса известны несколько громких случаев судебного разбирательства по защите торговых марок.

Так, почти целый год шёл конфликт между «МГП» и сетью «Горячие туры» (см. ленту новостей от 04.12.06). Впервые свою претензию к конкурирующему бренду владелец «МГП» Андрей Озолинь высказал летом 2005 года. Тогда же «МГП» заказал экспертизу, подтвердившую сходство марок «Горячих» и «Горящих» до степени смешения. Однако делу был дан ход лишь в конце декабря 2005 года, когда стало ясно, что «Горячие» окончательно отвергают все обвинения в плагиате в свой адрес. Тогда в Палату по патентным спорам Роспатента была подана жалоба «МГП» на неправомочность регистрации знака «Горячих». В конце весны Палата удовлетворила жалобу. Однако для вступления её в законную силу не хватало подписи председателя Палаты, которая так и не была получена. Параллельно «МГП» пытался воздействовать на «Горячих» экономическими методами, ставя туроператоров перед выбором партнера по ретейлу: либо их туры продают «Горячие», либо «Горящие». «МГП» также пыталось надавить на туроператоров отказаться публиковать логотип «Горячих» в своей рекламе. Конфликт длился почти год, и лишь в конце 2006 года стороны пошли на мировую.

В 2007 году началась судебная тяжба между американской гостиничной сетью «Best Western» и российской компанией «Best Eastern Hotels». Американцы обвинили российскую компанию «Best Eastern Hotels» в использовании наименования, сходного до степени смешения с их маркой отелей. Ответчиком значилась палата по патентным спорам Роспатента, а в качестве третьих лиц были привлечена туркомпания «Академсервис», которой и принадлежит знак «Best Eastern Hotels» (см. ленту новостей от 04.04.07).

Еще одним из наиболее активных защитников своего бренда на российском туристическом рынке является туроператор «Астравел». «Мы зарегистрировали свой знак в патентном ведомстве ещё в 1994 году, однако до сих пор от двойников не избавились. Чтобы активизировать этот процесс, в декабре прошлого года фирмам, носящим аналогичные названия, нами были направлены письма с требованием немедленно изменить названия, дабы не вводить в заблуждение клиентов», - ранее рассказал нам Геннадий Котов, исполнительный директор московского туроператора «Астравел» (см. ленту новостей от 10.02.09). Теперь против не сменивших название турфирм «Астравел» планирует начать судебные дала.