Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

На правах рекламы:

https://bands-cover.ru


Эдвард Мунк (12 декабря 1863 - 23 января 1944)

Норвежец Эдвард Мунк, по праву считается пионером экспрессионизма в области живописи. В Европе еще в молодости, Мунк был признан создателем новой эпохи. Его живопись становится известной в 1890-х гг, но и последние работы норвежца постоянно привлекают огромное внимание, вдохновляя начинающих художников.

Эдвард Мунк вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Его отец, Кристиан Мунк - брат известного историка П. А. Мунка - служил военным врачом, зарабатывая небольшие деньги. Он был очень религиозным человеком. Его жена, которая была моложе своего мужа на 20 лет, умерла от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет. Сам Мунк, был болезненным ребенком.
Впоследствии, в своем творчестве Мунк снова и снова возвращался к воспоминаниям о болезнях, смерти, печали. После года учебы в художественной школе, Эдвард Мунк становится как никто другой преданным искусству. Он изучал творчество старых мастеров, посещал курсы Королевской Школы Рисования. Заметное влияние на него оказал видный норвежский художник Кристиан Крог. Ранние работы Мунка были основаны на французском реализме.
В 1885г Эдвард Мунк уехал учиться в Париж. В том же году он написал картину "Больной ребенок", которая явилась его первым серьезным творческим прорывом. Эта работа порывала прежнюю связь Мунка с реализмом, и традициями Кристиана Крога. Картина была написана художником о своей сестре. Перед ее написанием, Мунк долго искал мотив для первого впечатления, способного выразить личный болезненный опыт. Критика, последовавшая вслед за публичным представлением картины, носила ярко негативный оттенок.
Его следующие работы, менее провокационны по своей форме. "Ингер на пляже" (1889), раскрывает способность Мунка к изображению лирической атмосферы в духе нового романтического направления. Картина нарисована в Эсгердстранде, маленьком городке, на побережье близ Хортона. Именно характерные мотивы этих мест, можно найти в качестве лейтмотива многих картин Мунка.
В 1889г он написал портрет лидера столичной богемы, Ханса Ёгера. Изображение Мунком Егера, радикального анархиста, послужило поворотной точкой в жизни норвежского экспрессиониста, и в источнике его внутреннего вдохновения. В то время он начинает работать над большим проектом, который он продолжал в течение всей жизни. Целью Мунка, было представить правдивую жизнь человека с ее тоской и агонией - он хотел изобразить его собственную жизнь.
Осенью 1889г Эдвард Мунк представил свою выставку в Кристиании, за что вскоре был награжден государственным грантом. Естественно, он отправляется в Париж. Пребывая во Франции, Мунк учился некоторое время у Л. Бонната, однако куда большее вдохновение он почерпнул из художественной жизни города. То время, в искусстве, было временем постимпрессионизма. Все это раскрепощающе повлияло на Эдварда Мунка. "Камера не может соревноваться с кистью и полотном", писал он "покуда их можно использовать на небесах и в аду".
Осенью первого года жизни во Франции, пришло известие о смерти отца Мунка. В результате картину "Ночь", символизирующую одиночество и меланхолию, можно рассматривать как ответное состояние художника на постигшее его несчастье.
"Крик" часто рассматривается, как первый опыт Мунка в качестве художника экспрессиониста. Эта картина дает отличное представление о типичном творчестве Мунка. Выражение лица во многом зависит от динамики красок. Пейзаж, и в особенности фигура на переднем плане, намеренно искажены и переданы при помощи красок не характерных для реальной жизни. Исходящая из " внутреннего ада" художника, картина олицетворяет собой тревогу и Апокалипсис.

БЕРЛИН Осенью1892г Мунк представляет выставку своих картин, куда были включены плоды его пребывания во Франции. В результате, его приглашают показать эти же работы в Берлине. Выставка обернулась скандальным успехом. Респектабельная публика и мастера классической художественной школы, посчитали Мунка анархистом. Работа выставки была прекращена.
Эти события принесли славу норвежскому художнику, а потому он решает остаться в Германии. Он вступает в общество литераторов, артистов и интеллектуалов, в котором было много представителей Скандинавии. Среди них были: норвежский скульптор Густав Вигеланд, датский писатель Хольгер Дракман, польский поэт Станислав Пржебежевски, германский историк Юлиус Мейер-Графе. Наиболее значимыми для Мунка, были встречи со шведским драматистом Аугюстом Стриндбергом. Они обсуждали философию Ницше, оккультизм, психологию, сексуальность человека.
В декабре 1893г Мунк представил очередную выставку своих работ, среди которых были шесть картин, положивших начало циклу "Фриз Жизни - Поэма о Жизни, Любви и Смерти". Цикл включает в себя такие произведения как, "Роза и Амелия", "Вампир" - мотивы навеяны ночной стороной любви. В основе нескольких картин лежит тема смерти. В качестве примера - "Комната умирающего", нарисованная резкими, но бесцветными красками. На картине изображена финальная сцена, разыгравшейся драмы. Сюжет полотна базируется на воспоминаниях Мунка о смерти его сестры. Представлена вся семья художника, а фокус произведения направлен на фигуру, представляющую самого Мунка. В следующий год, "Фриз Жизни" был пополнен картинами "Тревога", "Прах", "Мадонна" - в основе которых, лежит дух Символизма.
Вместе с Мейром-Графе, Пржебежевски опубликовывает статьи о Мунке, характеризуя его творчество, как "психологический реализм".

XX ВЕК В конце 19 века Эдвард Мунк пытался закончить "Фриз". Он нарисовал ряд картин, некоторые из них - большого формата. Он также написал картину "Метаболизм" (1898). Вместо обычного полотна Мунк использовал деревянный щит со специально вырезанным рельефом. Первоначально эта картина называлась "Адам и Ева", работа раскрывает тему грехопадения, интересовавшую Мунка. Возможно, что на эти картины Мунка, повлияла любовная интрига, захватившая его в то время.
Начало нового века, было временем неустанных экспериментов. Большую популярность приобретает новый красочный декоративный стиль, который демонстрируется Морисом Дэнисом. В 1899г Мунк нарисовал "Танец Жизни", работу, которая рассматривается в качестве смелого проекта, написанного в этом новом стиле.
Эдвард Мунк также писал и пейзажи. Его представления побережья Осло-фьорда, заслужили репутацию северного символизма. Именно там, летом 1901г близ Эсгердстранда, была написана известная картина "Девушки на мосту".

УСПЕХ И НЕУДАЧИ Настоящая слава приходит к Эдварду Мунку, с началом нового века. В 1902г на выставке в Берлине, он впервые демонстрирует все готовые работы из цикла "Фриз". В 1905г была проведена выставка картин в Праге.
Но творческий успех норвежского художника сопровождался личными конфликтами. Настоящей проблемой для него стал алкоголь, и вообще, психологический настрой Эдварда Мунка оставлял желать лучшего. Его мучили воспоминания о трагической любовной интриге, конец которой был драматичен и связан с револьверной сценой в Эсгердстранде, осенью 1902г. Он не показывал, что думает об этом, в течение нескольких лет, но за это время инцидент превратился в навязчивую идею. В 1907г он написал картину "Смерть Марата" (в двух вариантах). Ее сюжет он, видимо, взял из своей жизни. Тема картины - "борьба между мужчиной и женщиной, называемая любовью".
В мае 1906г умирает Хенрик Ибсен. Этот норвежский писатель занимал важное место в сознании Мунка. "Портрет самого себя с бутылкой вина" (1906г), изображает безжизненную, сутулую фигуру, сидящую за столиком в кафе, - трагическая сцена связанная с Освальдом из драмы Ибсена.
Мунк также нарисовал портрет Ницше, а после нескольких визитов в Веймар, - и его сестры, Элизабет.
В то время проблемы с алкоголем достигли критической точки, и Мунк решает пройти 8-месячный курс лечения в Копенгагене. Норвегия, наконец-то поворачивается лицом к своему таланту, и во время пребывания в клинике Мунк был награжден орденом Святого Улафа.

ВОЗВРАЩЕНИЕ В НОРВЕГИЮ С 1909г и до конца жизни Эдвард Мунк поселяется в Норвегии. Сначала он жил в Крагерё, - городок на юго-восточном побережье Норвегии. Там он написал несколько зимних пейзажей, и получил возможность заниматься росписью актового зала ("Аула") столичного университета. В Крагерё он создал художественную студию, где несколько лет работал над дизайном для Аулы. После некоторых колебаний и противоречий, проект Мунка был принят и осуществлен в 1916г.
Согласно замыслу автора, роспись Аулы символизирует неисчерпаемые силы жизни. На заднем плане изображен рассвет над фьордом - такой, каким его видел Мунк у себя, в Крагерё. Палитра ярких цветов подразумевает символ безграничного животворящего света. В Ауле также находятся два больших холста: "История" и "Альма Матер". На одном из них изображен старик, сидящий под большим дубом, на фоне грубого и некрасивого пейзажа. На второй картине пейзаж наоборот, - элегантен. Здесь нарисована женщина, сидящая на берегу моря и кормящая грудью ребенка, в то время как дети постарше исследуют близлежащие окрестности. Эти картины показывают две противоположности - мужчину и женщину. Данная тема оставалась одной из главных на протяжении всей жизни Эдварда Мунка.
Мунк проявлял интерес к зарождавшемуся Рабочему Движению. В 1913-15гг. им была написана картина "Рабочие на пути домой".
В 1916г Мунк покупает собственность Экели, в пригороде Кристиании. Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь в деревне - вот мотивы, которые теперь изображает Мунк, использую четкие и яркие краски.
В Экели художник жил изолировано, независимо от кого-либо, окруженный лишь своими картинами. Из-под его кисти выходило много картин, значительная часть которых экспонировалась на международных выставках. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты...
Перед смертью, Мунк завещал свою обширную коллекцию картин, биографических и литературных заметок столице Норвегии. Впоследствии, созданный в 1963г Музей Мунка, вместил в себя уникальную коллекцию картин и других материалов, отображающих различные периоды творчества знаменитого норвежца. В Национальной Галерее в Осло можно также увидеть изящные полотна, преимущественно ранних лет художника. Много картин находится в Бергене.