Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Т.Л. Петрова. «Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 1814 г.»

Объединение Норвегии шло параллельно с общеевропейскими событиями, которые привели к образованию малых и средних государств, основанных на территориальном единстве под королевской и княжеской властью. В Скандинавии объединение Дании и Швеции произошло примерно в тот же период, что и в Норвегии.

В борьбе за политическое лидерство каждая из воюющих сторон обращалась за помощью к соседним Королевствам. В эпоху викингов наиболее сильным было Датское Королевство, основанное датскими Королями завоевателями, у которых были территориальные претензии как на норвежские, так и на шведские земли, и как следствие, оказавших влияние на политическое развитие обеих стран. Датские Короли имели власть над различными, большими или меньшими, районами Норвегии, в первую очередь над Виком (ближайшей к Дании областью Осло-фьорда). Олаф Харальдссон не сумел отстоять свою власть в борьбе с Королем Дании и Англии Кнутом Могучим, вступившим в союз с теми норвежскими «большими людьми», чье влияние Олаф ограничил. Только после смерти датского Короля Кнута Могучего в 1035 г. и распада североморской империи датчан норвежским Королям удалось установить постоянный контроль над основной частью Норвегии. Сын Олафа Магнус и сводный брат Харальд Сигурдарсон уничтожили или изгнали из страны самых непокорных представителей старых хёвдингов. Первый этап борьбы за территориальное объединение закончился, когда часть «больших людей» была уничтожена, а остальные — привязаны к Королю статусом лендрманов.

В XI в. при Королях Магнусе Олафссоне и Харальде Сигурдарсоне (Суровом Правителе) Норвегия какое-то время вела наступление на соседние государства. На юге они увеличили свои владения от Ранрики вплоть до реки Гёта-Эльв. Одновременно Харальд Суровый Правитель довел до конца план своего сводного брата Олафа Харальдссона, подчинив себе все Королевство, включая богатые сельскохозяйственные районы Трённелага и Уппланна (внутренняя территория Эстланна).

Затем последовал период относительной политической стабильности и мира. Но иногда в Норвегии одновременно правили двое или более Королей, опиравшихся на центры власти в различных областях страны — явное свидетельство того, что ее политическое объединение было далеко от завершения.

Известную роль в изменении характера норвежской экспансии с внешней на внутреннюю сыграло проникновение в среду норвежской знати христианской идеологии. Так же, как и в Европе, процесс христианизации Норвегии состоял нескольких этапов. Однако этот процесс существенно отличался от европейского процесса христианизации. На первоначальном этапе христианская религия в Европе распространялась среди простого населения, причиной этому служило постепенное проникновение и расселение многочисленных варварских племен на римской почве. Жак Jle Гофф в своей работе посвященной развитию цивилизации средневекового запада отмечает: «Варварский облик завоевателей был преображен благодаря и еще одному капитальному событию. Хотя часть их оставалась при языческих верованиях, другие, а их было отнюдь не мало, приняли христианство». Крещение Хлодвига вместе с войском явилось следующим этапом христианизации Запада. Таким образом, на Западе появился новый мир, мир христианских государств, возникший благодаря постепенному слиянию римского и варварского миров.

Распространение христианской религии в Норвегии началось в конце IX в., когда викинги, осевшие в Нормандии и на Британских островах, стали переходить в новую веру. Первая попытка христианизации страны была предпринята одним из сыновей Харальда I Прекрасноволосого — Хааконом I Добрым (называемого в последствии воспитанником Этельстана, так как он был приемным сыном уэссекского Короля Этельстана). Спасаясь от своего сводного брата Эрика I Кровавой секиры, Хаакон I нашел убежище в Англии, ставшей к тому времени христианской. Проникнувшись новой верой Хаакон I, по возвращении в Норвегию, попытался утвердить новую религию у себя на родине, однако, его призывы вызвали лишь возмущение норвежцев.

Следующий шаг к утверждению Норвегии как христианского государства был сделан Олафом II Трюгвассоном. В 995 г. Олаф II Трюгвассон отвоевывает трон Норвегии, а в 1028 г. основывает в Нидароссе, неподалеку от древней языческой святыни норвежцев, первый в Норвегии епископат. В ответ на это его противники подняли крестьянское восстание, в результате чего Олаф II вынужден был искать убежища в Киеве. Однако, уже в 1030 г. он возвращается в Норвегию, где и погибает в битве у Стиклестада. Гибель Олафа II вызвала разительную перемену в настроениях норвежцев, и вскоре Нидаросс стал объектом паломничества христиан. Христианство быстро распространилось в прибрежных областях Норвегии.

Подобная насильственная христианизация была характерным явлением того времени. Жак Jle Гофф отмечает: «...Каролинги, начиная с Карла Великого, чье поведение по отношению к саксам было типичным, стали проводить воинственную и насильственную христианизацию. На первых порах каролингские государи занимали в отношении язычников оборонительную позицию, но после 955 г., когда Оттон I одержал двойную победу над венграми и восточными славянами, начался длительный период агрессивной политики германцев, которые приступили к обращению язычников силой». Подобное насильственно обращение язычников не могло не вызывать у них ожесточенного сопротивления не только религиозного, но и социального характера. «Языческие мятежи часто сопровождались, помимо того, социальными восстаниями: массы возвращались к язычеству из-за враждебности к своим христианизированным вождям, которые располагали обычно достаточными силами, чтобы быстро подавить эти взрывы. Таким образом, средневековое «новое христианство» в противоположность первоначальному христианству, основанному мелким людом, который, в конце концов, навязал свою веру императору и правящим классам, было христианство, в которое обращали сверху и принудительно».

Как уже отмечалось, распространение христианства в Норвегии осуществлялось сверху вниз — от знати к более низким сословиям. Именно Короли вроде Хакона I Доброго, Олафа Харальдссона и Олафа Трюггвасона провели христианизацию большей части населения, именно они решительно искореняли языческие культы и ввели первые элементы церковной организации. Очевидно, что дело было не только в религиозных соображениях. Новая религия могла послужить разрушению старой языческой социальной организации, противостоявшей Королю. Основной целью христианизации Норвегии было реорганизовать все местные сообщества и подчинить их королевской власти.

<< Предыдущая страница   [1] [2] [3] [4] [5] [6][ 7 ] [8] [9] [10] [11] [12] [13] ...  [42]   Следующая страница >>