Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.

На правах рекламы:

Изготовление и ремонт Рукавов высокого давления в Волгограде vg-rvd.ru.


Т.Л. Петрова. «Историко-правовые аспекты принятия первой Конституции Норвегии 1814 г.»

В результате также и в центральной администрации на смену аристократам-чиновникам пришли «коллегии» — нечто вроде министерств. Чиновники, входившие в коллегию, обладали равным статусом, а их функция заключалась в передаче проектов решений в высшие инстанции. Такая система обеспечивала более профессиональный подход к ведению государственных дел. В основном норвежские чиновники имели датское происхождение, так как являлись представителями датской аристократии. Однако в Норвегии чиновничество в социальном плане было тесно связано с бюргерством, которые в совокупности формировали высший класс общества.

Представителей этого класса называли в Норвегии «принадлежащий к высшим слоям» или «люди с положением», но в своем официальном качестве чиновничество выполняло задачи, отдалявшие его от других групп норвежского общества.

Количество приходов за тот же период возросло с 260 до 350. В целом период абсолютной монархии отличался высокой степенью стабильности. Эти новые ведомства, возникавшие в XVII—XVIII вв., обычно получали собственное административное деление и границы юрисдикции.

Очевидно, что реформа проводилась с целью укрепления административного аппарата, и те направления, по которым она осуществлялась, не случайны. Поневоле возникает искушение увидеть здесь причинно-следственную связь: новые военные технологии и участившиеся войны требовали все больших государственных финансов. Это означало необходимость увеличения поступлений в казну и укрепления управленческого аппарата для их сбора.

Расширение администрации привело к нарушению равновесия между Королем и советом в пользу первого, что и обусловило конституционные изменения 1660 г. Несомненно, существовала тесная хронологическая связь между войнами и мобилизацией ресурсов со стороны государства; кроме того, военные расходы составляли основную статью бюджета страны. Но кое-что — например, крупнейшие реформы судебной системы 1600 г. или участие монархии в экономической деятельности — не укладывается в эту простую схему. Наверное, войны следует рассматривать как факторы временного ускорения долгосрочной тенденции, отличительной чертой которой было растущее участие государства в различных сферах общественной жизни.

Таким образом, с установлением абсолютизма о Норвегии вновь заговорили как о полноправном Королевстве, находящемся в равном положении с Данией. Но это оставалось только на словах. Король и центральная администрация были датскими и управляли Норвегией исключительно из Копенгагена.

Высшей государственной должностью в Норвегии был пост наместника — статсхалларе, созданный еще в 1572 г. Его главная функция заключалась в руководстве административным аппаратом в Норвегии. Однако временами он имел возможность до определенной степени проводить и собственный политический курс. Одним примером этого является деятельность Ганнибала Сехестеда (1642—1651 гг.), другим — Ульрика Фредерика Гюлленлёве (1664—1699 гг.).

В 1704 г. была введена должность вице-наместника, просуществовавшая до 1721 г. Он являлся председателем своего рода норвежского правительства, резиденцией которого был замок Акерсхус. Однако эта должность также явилась результатом военных действий, поскольку в состоянии войны, требовалось быстро принимать решения, а также способность действовать независимо от довольно ненадежной связи с Копенгагеном. Со стабилизацией международной политической ситуации после 1720 г. соответственно ослабли и позиции вице-наместника. С 1739 г. этот пост оставался свободным, с 1751 г. его вновь занимал вице-наместник, а после 1771 г. пост намеренно был оставлен вакантным. С 1771 г. центральная администрация осуществляла контакт непосредственно с каждым из четырех стифтамтманов — губернаторов. Сама должность наместника заключала в себе некоторый парадокс: в критические периоды в ней сочеталась сильная власть центра с действиями Норвегии как отдельного политического объединения.

Примерно ко времени установления абсолютизма в 1660 г., в результате проведенной административной реформы в управленческом аппарате Норвегии существовало несколько учреждений, каждое из которых имело прямой «выход» на Копенгаген. Компетенция некоторых из них распространялась на всю Норвегию. Речь идет об армии, почтовой службе и горнорудном правлении. Но и здесь в следующие 150 лет проявилась тенденция к географическому разукрупнению, результатом которого стало ослабление общенорвежской администрации. Типичным тому примером служит эволюция судебной системы. В результате реорганизации 1660-х гг. Норвегия получила так называемый Высший Надворный суд — оверхоффретт — высшую апелляционную судебную инстанцию (хотя существовала возможность обращаться и дальше — в Копенгаген). Однако в 1797 г. произошла новая реорганизация. Теперь каждый из четырех стифтамтов — губернаторов получил собственный суд — стифтсоверретт, откуда апелляции направлялись в Верховный суд в столице.

Существуют основания полагать, что эта тенденция к прямому подчинению местных органов управления Норвегии копенгагенской администрации отражала стремление к большей унификации различных частей государства. Но ее можно рассматривать и как естественный результат совершенствования средств связи и растущего осознания специфики норвежских условий центральными властями. Следовательно, необходимость в посреднике — наместнике отпадала.

В области законодательства ситуация развивалась несколько по-иному. Норвежский кодекс законов Кристиана IV, изданный в 1604 г., фиксировал заметные различия между двумя Королевствами. Несмотря на сильные противоположные стремления, эту ситуацию закрепили отдельные кодексы для Дании и Норвегии, созданные в 1680-х гг. В кодексе Короля Кристиана V (1687) имелся раздел о земельной собственности и аренде, заметно отличавшийся от аналогичного раздела в датском кодексе. Кодекс постоянно дорабатывался и модернизировался королевскими указами. В этой сфере нет никаких признаков активных попыток правительства более тесно связать между собой два Королевства. Как раз наоборот: судя по всему, осознание фундаментальных социальных различий между двумя частями государства постоянно возрастало.

<< Предыдущая страница   [1] ... [9] [10] [11] [12] [13][ 14 ] [15] [16] [17] [18] [19] [20] ...  [42]   Следующая страница >>