Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Петербург в судъбе выходцев из Норвегии в эпоху Петра I

Тамара Мазур:
С городом, возникшим на берегах Невы, благодаря энергии великого преобразователя России Петра I, связали свою судьбу представители многих народов. Оставили славный след в истории Санкт-Петербурга и представители Норвегии. В первую очередь необходимо назвать уроженца норвежского города Ставангера Корнелиуса Крюйса. Человек незнатного происхождения, К. Крюйс сделал свою судьбу сам. Прошел путь от рядового матроса до адмирала российского флота. Широкий ум и необыкновенная энергия этого человека засверкали особыми красками именно в России. Опытный моряк, навигатор и гидрограф Корнелиус Крюйс был человеком неординарных способностей. От бога дан был ему великий дар организатора. В историю России адмирал К. Крюйс вошел как один из главных создателей российского флота, внесший огромный вклад в разработку русского военно-морского законодательства, составитель основных документов по организации военно-морской службы. Менее известен К. Крюйс как строитель Санкт-Петербурга и базы флота на о. Котлин.

nitt align=left>Особенностью строительства Петербурга являлось его морское предназначение. Оно определило судьбу города и повлияло на его облик. Военно-морской комплекс стал ядром архитектурного ансамбля города. В обеспечении планомерной застройки и создании военно-морского комплекса Санкт-Петербурга и его аванпоста Кронштадта решающее значение имела степень авторитета лица, поставленного во главе руководства адмиралтейских дел. Именно таким человеком и был адмирал Корнелиус Крюйс – первый командующий Балтийским флотом, начальник Адмиралтейской канцелярии, вице-президент Адмиралтейств-коллегии. Его имя необходимо поставить в число главных строителей Ст.-Петербурга в эпоху Петра I.
Более 20 лет жизни адмирала связано с Санкт-Петербургом. На берега Невы К. Крюйс прибыл в середине 1704 г. и перед его взглядом предстали уже первые постройки на Заячьем и Городском островах. Адмирал К. Крюйс, поставленный у руководства адмиралтейских дел, строитель и хозяйственник по своей натуре, внес огромный творческий и организационный вклад в строительство города, ставшего гордостью России. С первых шагов на невской земле его особой заботой становятся вопросы застройки и развития города-крепости, превращения его в базу Балтийского флота. При непосредственном участии К. Крюйса возводились в первой четверти ХVIII века все сооружения морского ведомства в Ст.-Петербурге. Это оборонительные сооружения, верфи, эллинги, Адмиралтейство и его производства: парусная, табачная, писчебумажная фабрики, деревообрабатывающий и кирпичные заводы. Первый пергаментный завод – тоже его детище.

Значительна роль адмирала в формировании архитектурного комплекса города. Благодаря энергичным и четким действиям К. Крюйса до учреждения Канцелярии городовых дел, т.е. до 1709 г., успешно шла застройка левобережной части города. При его участии решались вопросы по разработке планов строительных работ как для флота так и жилая застройка. Так в письме губернатору города А.Д. Меншикову от 11 октября 1705 г. он пишет о нехватке жилых домов в городе, а И.Я. Яковлеву в это же время дает распоряжение построить 120 домов. Адмирал решает вопросы об отводе земель под различные постройки, строительстве домов, устройстве набережных, мощения и освещения улиц.

Особое внимание уделяет облику центра города – Адмиралтейской части. С 1705 г. под его непосредственным руководством вблизи р. Мьи было начато возведение домов для морских офицеров, мастеровых и служителей Адмиралтейской верфи. Возникают так называемые морские слободы. О застройке этой территории особенно беспокоится К. Крюйс. Так в письме губернатору города от 11 октября 1705 г. он пишет: "Домов офицерам еще малое есть, а морякам немецким и русским матросам еще никаких нет, которое зело не к лучшему." Составляет роспись для строительства домов адмиралтейским служителям и И.Я. Яковлев сообщает А.Д. Меншикову, что "по росписи вице-адмираловой... дома офицерам и больницы и прочее строение сколько возможно успеть строится". Под его неусыпным надзором идет поставка и распределение рабочей силы и стройматериалов для возведения построек в городе.

Заботится К. Крюйс об облике центральной части города, перепланировке улиц. Свидетельство тому его распоряжение о сломе в Большой Морской слободе дворов малой линии и присоединении этого места "для лучшей красивости" к площади и о починке изб, где живут морские служители.

К. Крюйс является автором первого градостроительного норматива по борьбе с наводнениями. Именно он обращает внимание на пагубное влияние невских наводнений на городские постройки и дает распоряжение строить дома на подведомственной морскому ведомству территории с высоким фундаментом, что было вскоре учтено при строительстве всех сооружений в городе.

Адмирала можно считать и организатором метеослужбы. В его домах с 1709 г. велось постоянное наблюдение за состоянием погоды с записью в журналы. Он – родоначальник пожарной службы, по его распоряжению в учреждениях морского ведомства, в домах иностранных купцов вменялось в обязанность иметь пожарный инвентарь.

Одаренный необычайной энергией первый командующий флотом на Балтике много сил вложил в обеспечение безопасности молодого города. В короткий срок вооружил, экипировал флот, в июне 1705 г. в сражении у о. Котлин отряд кораблей под командованием вице-адм. К. Крюйса дал отпор шведам. В 1705-1709 гг. особой его заботой была организация обороны отвоеванного у шведов побережья. К. Крюйсу принадлежит идея обороны города путем устройства нескольких "малых крепостей" по берегу Невы между Шлиссельбургом и Петербургом и системой крепостей-фортов на Котлине. По его проекту на косе возводится крепость Св. Александра ("Александр-шанец"). Природный ум и смекалка помогают ему принимать неординарные решения в отражении попыток шведов захватить Ст.-Петербург со стороны суши и моря.

Дважды К. Крюйсу приходилось покидать город. В 1711 г. Петр I поручает готовить Азовскую эскадру к морской кампании против Турции. Второй раз он отправляется из Ст.-Петербурга в ссылку в Казань. Но возвращаясь в город, он с новой энергией окунался в проблемы города. Не безразлична была адмиралу судьба Ст.-Петербурга. В беседе с французским послом А. Де Лави в 1717 г. Крюйс высказал опасение, что "если бог отзовет его (Петра) из здешнего мира, то можно опасаться, что его преемник вместе с дворянством покинет город... и что Петербург опустеет." Это пророчество адмирала, как и многие другие, вскоре сбылось.

[mp__L[avsnitt align=left>В 1709-1712, 1715-1718 гг. под его руководством осуществляется строительство на о. Котлине пристаней, доков и Кронштадтских гаваней. Заботили К. Крюйса и проблемы гражданской застройки города. Здесь, также как и в Петербурге, одним из первых гражданских зданий явился дом адмирала. Значителен вклад его в вопросе организации управления всех учреждений Котлина и формирования администрации острова. Первые камни в фундамент Ст.-Петербурга как крупнейшего торгового и пассажирского порта России также положены первым вице-адмиралом Российского военно-морского флота.
С Ст.-Петербургом связана не только морская судьба великого норвежца. К. Крюйс принадлежал к тому типу людей, которые принимают решения раз и навсегда. Решив остаться на службе у царя Петра, он из поездки в Голландию в 1704 г. возвращается в Россию с семьей. Адмирал стремился наладить свою жизнь в Петербурге и сделать ее похожей на ту, к которой он привык. И весной 1705 г. одним из первых решает строится в Ст.-Петербурге, выбрав участок в морской слободе "по сю сторону реки Мьи у самого мосту напротив архитектора Леблона", т.е. недалеко от возникшей впоследствии Невской першпективы – главной артерии строящегося города. Здесь проявился и еще один талант К. Крюйса – архитектурный. Чертеж своего дома составил он сам в апреле-мае 1705 г. Об облике усадьбы можно судить по подлинному чертежу и росписи помещений, хранящихся в Российском государственном архиве военно-морского флота. Это была одна из первых построек в городе, в которую были привнесены черты европейского зодчества. На территории усадьбы К. Крюйс построил деревянную лютеранскую церковь "в виде креста из одних бревен, как строят дома в Норвегии и почти во всей России", – так писал в своих "Заметках" датский посланник Юст Юль. В период ссылки К. Крюйса в Казань дом приходи в запустение и к 1719 г. его разбирают, а на этом месте строится трактир, о чем свидетельствует письмо К. Крюйса от 28 февраля 1719 г.

К моменту возвращения Крюйса в Петербург меняется облик города. Набережная Невы по замыслу Петра I должна стать парадным лицом столицы. Участок Крюйса выходил к Неве и он обязан был построить каменные палаты. Новое "палатное строение" спроектировал и составил смету архитектор Г.И. Маттарнови, а достраивал после его смерти в 1719 г. уже Н.Ф. Гербель. Новый дом, заложенный на месте современного здания Малого Эрмитажа, во многом повторял замысел владельца, воплощенный при строительстве первого деревянного дома. К. Крюйс фактически руководил строительством дома, делая даже собственными руками черепицу под руководством голландского мастера. Строительство шло медленно из-за нерадивости чиновников и в какой-то мере из-за нехватки средств и материалов и достройка продолжалась до 1723 г. Но уже в 1722 г. он принимал в новом доме гостей. После смерти адмирала дом неоднократно менял владельцев и в 1760-е годы был разобран.

Основательно устраивал свою жизнь К. Крюйс. В окрестностях Ст.-Петербурга, на землях, подаренных царем за заслуги, строит загородный дом, в имениях заводит флотский порядок. Вносит он свой вклад в развитие городской торговли – на рынке в Морской слободе имел свое место..

Щедрый человек, готовый на всякой добро, он пользовался уважением как среди простых людей, так среди сановников и дипломатов. Последние, приезжая в новую столицу России, часто останавливались в его доме. Так датский посланник Юст Юль в первый свой визит в Ст.-Петербург в декабре 1709 г. поселился в доме К. Крюйса. Усадьба Крюйса была в центре светской, деловой и религиозной жизни города, здесь проводились заседания Адмиралтейского совета. [mp__L[/avsnitt>

Весь сановный Петербург и дипломатический корпус собирался на ассамблеи у него дома. Частым гостем в доме адмирала был сам царь и его семейство. Радушный хозяин тщательно готовился к приемам, желая порадовать гостей, о чем свидетельствую документы РГАВМФ. Принимал К. Крюйс и своих коллег-моряков из других стран. Щедрость натуры адмирала расположила к нему всю царскую фамилию. В 1710 г. он был на свадьбе цесаревны Анны Петровны "за брата жениха", а в 1712 г. семейство Крюйса – посаженными родителями на свадьбе Петра I и Екатерины. Он со стороны жениха, а жена со стороны невесты.

Заслуга К. Крюйса была в том, что он сумел объединить вокруг себя иностранцев, обосновавшихся в Петербурге. Частым гостем был он в Греческой слободе, заселенной в основном иностранными специалистами. Его дом всегда был открыт, здесь собиралось общество иностранцев, дававшее возможность людям не чувствовать себя одиноко на новой родине. Современники утверждали, что К. Крюйс был покровителем иностранных общин. Первая из них обосновалась у него дома. Адмирал был в добрых отношениях со многими иностранцами, жившими в столице и дипломатами различных стран, о чем свидетельствуют строки из воспоминаний последних. Он был связан тесной дружбой с первым архитектором города Д.Трезини. Именно во многом благодаря К. Крюйсу у великого зодчего созрело решение навсегда остаться в России.

Корнелиус Крюйс был истинным христианином, покровительствовал созданию в нашем городе и в целом в России евангелических и реформаторских церквей и школ. Ему принадлежит заслуга в доставке в Россию двух первых пасторов. По свидетельству современников он был главой всех евангелических и реформаторских церквей в России. Немалая заслуга адмирала в том, что редкое согласие царило между общинами разных вероисповеданий в Ст.-Петербурге. В начале богослужения проводились в домах К. Крюйса в Ст.-Петербурге и Кронштадте. Увеличение числа прихожан побудило К. Крюйса построить на территории усадьбы деревянную церковь на собственные средства. Об этом адмирал в 1708 г. испрашивал разрешения у царя. И каждое воскресенье поочередно проводились богослужения для немцев, голландцев, финнов, англичан. Первым пастором был Вильгельм Толле из Геттингена. Он был и священником, и учителем приходской школы. В 1710 г. К. Крюйс приглашает учителей и выписывает учебники. Таким образом в усадьбе К. Крюйса возникает одна из первых школ Ст.-Петербурга, положившая начало знаменитой Петершуле.

К. Крюйсу было суждено закончить свой жизненный путь в новой столице преображенной России. Умер он 3 (14) июня 1727 г. в день своего рождения. В своем доме на набережной Невы. Город, которому великий адмирал посвятил более 20 лет своей жизни, проводил его в последний путь. Тело его было доставлено морем в Амстердам и 19 августа 1727 г. останки преданы земле в самой старой церкви города, в соборе "Оуде Кирх" недалеко от могилы жены Рембрандта Саскии.

С городом на Неве связана и судьба его близких. Его сын Иоан (Ян) Крюйс строил Иоановское укрепление на о. Котлин, принимал участие в сражении против шведов у о. Котлин в 1705 г. в составе эскадры своего отца. Оставив службу во флоте, открыл в Санкт-Петербурге голландскую купеческую контору. Долгие годы прожила в собственном доме в Петербурге на Большой Морской, д. 33 дочь Корнелиуса Крюйса Анна. Одна из внучек Крюйса Катерина связала свою судьбу с секретарем Академии Наук Яковом Штелиным, основателем немецкой школы в Ст.-Петербурге. А другая – Анна была женой старшины лютеранской церкви Св. Петра в Ст.-Петербурге. С Петербургом связана была судьба третьей внучки адмирала – супруги посла Нидерландов в России Майнертсгатена.

Корнелиус Крюйс нанял на русскую службу много своих соотечественников, вставших на защиту нового города. С Ст.-Петербургом связана судьба еще одного представителя Норвегии, уроженца г. Тронхейма адмирала российского флота Петра Бредаля. Родился в небогатой семье и с юных лет познакомился с морем. Нанятый на русскую службу 1 мая 1703 г. по рекомендации К. Крюйса он начал службу на Балтийском флоте в чине унтер-офицера. Примечательна дата вступления его на русскую службу – выход России в устье Невы, взятие шведской крепости Ниеншанца. Это был один из наиболее деятельных, способных и честных морских офицеров. Отличился в первом сражении флота у о. Котлина в 1705 г., в походе на Выборг (1710 г.) и Гангутском сражении (1714 г.). Участвовал в многочисленных операциях флота на Балтике, защищая молодой город от неприятеля. Пользовался особым доверием самого царя уже с первых лет службы (1705 г.). В 1724-1730 гг. служба его проходила непосредственно в Ст.-Петербурге. В этот период он – член Адмиралтейской коллегии, с 1724 г. – директор Адмиралтейской конторы. В ведении П. Бредаля были вопросы планировки и застройки территорий города отведенных для морского ведомства, сооружение верфей, доков, каналов и мостов. Курировал он и деятельность заводов морведа, расположенных в Ст.-Петербурге и его окрестностях. В 1727 г, заведовал корабельной командой и полковым двором в Ст.-Петербурге. В 1730 г. от лица Адмиралтейств-коллегии ездил для встречи императрицы Анны Иоанновны. В 1732-1733 гг. П. Бредаль работает в комиссии "для рассмотрения и приведения флота в надежный порядок. Затем он надолго покидает столицу, обороняет северные и южные рубежи России. В 1737 г. появляется в столице для производства в следующий чин. В 1740 г. опять на некоторое время появляется в Ст.-Петербурге для присутствия в Адмиралтейств-коллегии. Последнее возвращение его в город в 1744 г. было трагичным и вызвано началом следствия по вопросу неудачного похода отряда судов под командованием П. Бредаля из Архангельска в Кронштадт и самовольного возвращения в Архангельск. В 1753 г. привлечен к суду, после 53-х летней службы России, так и не дождавшись решения суда, который его оправдал, в 1756 г. П. Бредаль скончался в городе, где началась его служба в российском военно-морском флоте.

Судьба его сына Петра на протяжении нескольких лет также была связана с Ст.-Петербургом. Он служил обер-егермейстером при Петре III, после смерти императора с семейством уехал в Голшитинию.

Следует назвать имя еще одного норвежца, уроженца Тронхейма – Гендриха Весселя. Его отец был членом городского совета и имел свои торговые суда, брат – известный норвежский вице-адмирал Петр Вессель Торденшельд. Принят был на службу по контракту в младшие капитаны. С 1707 по конец 20-х годов, с перерывом в один год, Г.Вессель проходил службу на балтийском флоте и, естественно, его судьба была связана с Ст.-Петербургом. Командуя различными судами, в том числе фрегатом "Штандарт", принимал участие в операциях флота по защите отвоеванного у шведов побережья Финского залива и возникшего в устье Невы города, в т.ч. походе флота к Выборгу и в неудачной погоне в 1713 г. за шведскими судами в составе отряда судов под командованием К. Крюйса. Интересно, что Г. Вессель женился в России в 1710 г. Свадьба состоялась в Москве и маршалом на свадьбе был Петр 1. Дослужившись до капитана 1 ранга, в конце 20-х годов Г.Вессель возвратился на родину, честно отслужив России.

В 1720 г. с городом на Неве связывает свою судьбу Матис де Реснер (Резен), представитель "норвежского шляхетства". Штурман М. Реснер служил в Ст.-Петербурге до марта 1727 г., затем на долгое время покидает город и возвращается в Кронштадт в 1754 г. Дослужился до капитан-командора и в 1763 г. закончил службу. В "Общем морском списке" имеется сноска, что по неофициальным свидетельствам в 1803 г. при праздновании 100-летия Ст.-Петербурга был в числе 4-х столетних моряков – стражей у петровского ботика некто Резнер.

Каждый из названных морских офицеров-норвежцев внес вой вклад в историю российского военно-морского флота. У каждого была своя нелегкая судьба, но объединило их одно – город, в истории которого есть частица каждого из них.