Баренцево море: «черное золото» в «серой зоне»
В настоящий момент в кабинетах МИД Норвегии готовится документ, посвященный государственной политике на северном направлении. Естественно, большой раздел в этом документе будет посвящен отношениям с Россией и сотрудничеству в регионе Баренцева моря. Проблема развития северных территорий всегда привлекала внимание политиков, исследователей и журналистов. Совсем неслучайно, что большинство публикаций о Норвегии, представленных на сайте www.brcinfo.ru, посвящено взаимодействию наших стран на Севере.
В частности, мы были первым русскоязычным изданием, давшим отзыв на широко распространяемую в Норвегии и за ее пределами книгу "Площадка для больших нефтяных игр, Берлога русского медведя или Задворки Европы", написанную сотрудниками Скандинавского института экономического и политического анализа в кооперации с Норвежским институтом международных проблем, Институтом Фритьофа Нансена и юридической компанией "Викборг Рейн" (См. статью "Станет ли холоднее на Севере?", опубликованную на сайте www.brcinfo.ru). Напомним, что в книге рассматриваются три возможных сценария развития событий в Баренц-регионе, при этом в каждом из них заключаются опасности, связанные с утратой Норвегией своих позиций на Севере.
Авторы книги не одиноки в своей критике государственной политики на данном направлении. Известный норвежский журналист Юн Улав Эгелан (John Olav Egeland) в статье "Путь на север" (Veien mot nord), опубликованной в газете "Dagbladet", утверждает, что норвежские власти так и не смогли выработать внятной и последовательной политики в отношении как своих северных территорий, так и сотрудничества со своим северо-восточным соседом.
История была щедрой к Норвегии, пишет Эгелан. Едва ли найдется еще одна страна с таким благоприятным соотношением между численностью населения, сырьевыми и природными ресурсами. Норвегия распоряжается лучшими в мире местами для рыбного промысла, у нее есть нефть, страна обладает значительными запасами газа. Это почти непостижимое богатство находится в руках всего пяти миллионов человек. Юный король Кристиан IV был более дальновидным, чем его предки, когда в результате драматического похода в 1599 году обеспечил датско-норвежский суверенитет над самыми северными землями Скандинавии.
К сожалению, продолжает Эгелан, современные политики не являются столь дальновидными, как этот властолюбивый король. Во время холодной войны норвежская политика на Севере велась "на автопилоте". После падения Берлинской стены создается впечатление, что все правительства не имеют в руках компаса. Автор считает, что отстаивание норвежских интересов проявляется где угодно, но только не на самом важном рубеже – на Севере страны. Анализ безопасности страны, ее экономических ресурсов, развития окружающей среды и климата указывает на единственное правильное направление: на Север. Там находятся самые сложные проблемы и самые большие возможности, указывает Эгелан. Как и авторы книги "Площадка для больших нефтяных игр…", Эгелан считает, что большие возможности и большие опасности для региона связаны с теми огромными запасами нефти и газа, которые сосредоточены в Баренцевом море. По оценкам компании "Статойл", обнародованным незадолго до Рождества, только в спорной "серой" зоне Баренцева моря находятся нефтяные и газовые запасы, в полтора раза превышающие сегодняшние активы норвежского нефтяного фонда. В сегодняшних ценах это 2500 миллиарда норвежских крон.
Почти тридцатилетний спор с Советским Союзом и Россией так и не привел к договоренностям о разделе экономических зон. В то же время Россия готова развивать свою нефтяную промышленность на Севере для удовлетворения растущих потребностей в нефти на Западе. Для Норвегии это выливается в дополнительные опасности, поскольку транспортные потоки значительно возрастут, а пути нефтяных танкеров проходят мимо норвежского побережья и мест рыболовных промыслов.
Три четверти рыбоперерабатывающих заводов, обеспечивающих все потребности рыбной промышленности Норвегии, находятся на Севере страны. Этим ресурсам, а речь идет о 8-10 миллиардов крон, угрожают переловы, загрязнения окружающей среды и изменения климата. Изменения климата носят такой характер, считает журналист, что могут поменять все наши представления о возможностях ведения народного хозяйства в исторической перспективе. В отчете Института исследования моря содержатся данные о повышении температуры в Норвежском и Баренцевом морях на 1-2 градуса за последние пятьдесят лет. Это кажется совсем малой величиной, но последствия таких изменений могут быть драматическими. Мойва захочет расширить места обитания и станет мигрировать на восток и север в российскую экономическую зону, за ней последует треска. Скумбрия переместится севернее и вероятно вольется в экосистему Баренцева моря. В Северном море норвежцам придется приспосабливаться к промыслу анчоуса и сардины.
Помимо хозяйственных, экологических и климатических трудностей, журналист "Dagbladet" видит опасности для Норвегии со стороны укрепляющегося союза между Россией и США. Геополитическая ситуация на Севере основательно поменялась. Во время холодной войны политика Норвегии была общей с союзниками по НАТО. Но сейчас эти старые схемы начинают отмирать. В то время, как Средний Восток погружен в войну и кризис, Джордж Буш заключает новые соглашения с Владимиром Путиным о поставках нефти из Северо-западной России. Бывший лидер партии Центра Юхан Якобсен (Johan J. Jakobsen) характеризует ситуацию следующим образом: "В самом худшем случае Норвегии придется бороться против сильного и доминирующего альянса между сверхдержавой США и становящейся более самостоятельной сверхдержавой Россией".
Северные территории долгое время исполняют роль громоотвода в норвежской политике. Некоторые, особенно левые политики, ведут себя недружелюбно по отношению к России, считая, что только "активная политика" обеспечивает национальные интересы. Другие полагают, что нефтяные ресурсы региона столь велики, что нужно прекратить все усилия в миротворческой дипломатии и сконцентрироваться только на решении проблем Баренцева моря. Высшее военное командование доказывает необходимость создания некоего "бронированного кулака" на Севере.
Два вывода между тем очевидны, заключает Эгелан. Во-первых, между активной миротворческой политикой и политикой на Севере нет противоречия. Миротворческие усилия дают возможность Норвегии взаимодействовать с влиятельными партнерами при решении интернациональных вопросов, некоторые из этих партнеров могут быть полезны для решения задач традиционной политики. С другой стороны, правильно, что борьба за суверенитет над ресурсами должна быть жесткой. Однако это не означает, что самым жгучим вопросом здесь является недостаток фрегатов в Северной зоне. Самым животрепещущим является недостаток выразительной и понятной политической платформы.
Как видим, не только норвежские исследователи, но и журналисты высказывают опасения относительно американо-российских нефтяных и газовых проектов. Посол Соединенных Штатов в Норвегии Джон Дойл Онг (John Doyle Ong) постарался успокоить своих норвежских союзников в интервью, данном ставангерской газете "Aftenbladet". Посол подтвердил заинтересованность США в развитиии не только двустронних отношений с Норвегией и Россией, но и трехстороннего сотрудничества в нефтегазовой сфере. Его взгляд на проблему вписывался в следующую формулу: "Американский рынок и инвестиции, норвежские технологии, включая добычу и природоохранные мероприятия, российские нефтегазовые ресурсы". Посол подчеркнул важность скорейшего решения проблемы "серой зоны" в Баренцевом море, но не поддержал точку зрения ни одной из сторон спора. Позднее, 26 января этого года, Джон Дойл Онг выступил в Ставангере с речью перед участниками норвежско-российской конференции по проблемам нефте- и газодобычи. Он еще раз подчеркнул важность для Америки развития партнерских и равноправных отношений, как с Норвегией, так и с Россией.
Свою лепту в проект документа МИД внесли и региональные политики. Три северные губернии Норвегии - Нурланд, Трумс и Финнмарк, представили в начале февраля доклад "На север!"(For Nord!), в котором содержатся предложения, направленные на развитие северных территорий и приграничного сотрудничества. Доклад содержит шесть разделов: политика в области безопасности региона, политика в области нефтедобычи, управление рыбными ресурсами, защита окружающей среды, контакты между людьми и сотрудничество в Баренц-регионе. Несмотря на сжатый объем доклада, содержательная часть отчета составляет 26 страниц, его авторы предприняли попытку найти решение большинства наболевших для Севера проблем, начиная от угроз террористических атак со стороны России и заканчивая регулированием процесса миграции рабочей силы в Баренц-регионе. По мнению составителей доклада, регион Баренцева моря может служить полигоном для установления конструктивных отношений между Россией, США и Евросоюзом.
Вот наиболее содержательные предложения и рекомендации, содержащиеся в докладе. В области безопасности:
- повысить мощь ВМС и сил береговой охраны Норвегии на Севере;
- укрепить постоянные базовые структуры для всех родов войск в Северной Норвегии, особенно в целях координации в кризисных ситуациях;
усилить роль вооруженных сил в контроле над экологией и в спасении на море,
- укрепить сотрудничество вооруженных сил Норвегии и России, особенно в части охраны окружающей среды, борьбы с терроризмом, проведения спасательных работ и военных учений;
- осуществлять меры т.н. "мягкой безопасности", направленные на укрепление структур гражданского общества в соседних областях России.
В области нефтедобычи:
- ввести круглогодичную разведывательную деятельность и добычу в Баренцевом море;
- осуществить пробные бурения у Лофотенских островов и островов Вестеролен в течение 2006 года;
- открыть в Северной Норвегии специальные образовательные программы для удовлетворения потребностей нефтедобывающей промышленности в специалистах;
- считать для научных учреждений Северной Норвегии приоритетными исследования в областях, связанных с нефтедобычей.
Сотрудничество в регионе Баренцева моря:
- превратить Северную Норвегию в испытательный полигон для обмена рабочей силой между Норвегией и Россией;
- укрепить Генеральное консульство в Мурманске персоналом для дальнейшего развития туризма и делового сотрудничества;
- вновь открыть Генеральное консульство Норвегии в Архангельске;
- обеспечить круглосуточную работу пограничных постов в Стурскуге (Норвегия) и Борисоглебске;
- выдавать российским партнерам многократные Шенгенские визы на несколько лет;
- выделить на пятилетний период миллиард крон – "Баренцев миллиард" на развитие норвежской хозяйственной жизни в Северо-западной России;
- учредить Баренцев институт;
- разработать стратегию региональной профилактики от инфекций, особенно из-за ситуации в северо-западной части России;
- укрепить координацию структур, использующих ресурсы Баренц-региона;
- продвигать сотрудничество в Баренцевом регионе на внешний рынок как важный внешнеполитический экспортный товар.
Как видим, в полном соответствии с традициями норвежского общества, политика государства вырабатывается в общественных обсуждениях. Представляется, что наши государственные структуры также должны быть заинтересованы в широкой общественной аудитории, способной давать властям конструктивные советы. Однако приходится с сожалением констатировать, что такие проблемные вопросы российско-норвежских отношений, как "серая зона" и статус Шпицбергена не стали предметом широкой общественной дискуссии. И здесь нам, безусловно, пригодится опыт наших соседей, которые своей активной пропагандистской работой формируют как собственное, так и мировое общественное мнение в пользу отстаивания национальных интересов.
Список использованных источников: 1. Bjorn Brunstad, Eivind Magnus, Philip Swanson, Geir Honneland, Indra Overland "Big Oil Playground", "Russian Bear Preserve" and European Periphery" - The Russian Barents Sea Region towards 2015", ISBN: 9059720393, EBURON Academic Publishers, 2004.
2. Павел Прохоров "Станет ли холоднее на Севере?" Балтийская мозаика. Аналитика Балтийского иследовательского центра, осень-зима 2004, ISBN 5-88939-001-5.
3. John Olav Egeland "Veien mot nord", Dagbladet, 30.01.2005
4. John Doyle Ong "U.S. Perspectives on Barents Sea" Russian-Norwegian Oil and Gas Conference, Stavanger, 26.01.2005
5. "For nord! Utfordringer og muligheter for nordomraadene. Med saerlig vekt paa Barentsregionen", Barentssekretariatet og Landsdelsutvalget, februar
Адрес статьи в Интернете: http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=1911