Осторожно: русский мазохизм
Чем отличается реальное несчастье от страдания, спровоцированного самим человеком? Каким жалобам нужно сочувствовать, а какие сами по себе являются болезнью? Вопросы эти возникли у нас неслучайно. После теракта в московском метро наши психологи советовали дать свидетелям выплакаться. С другой стороны, в более поздней нашей публикации рассказывалось о смехотерапии, которая все более популярна в западных странах. За разъяснениями по поводу этих двух противоположных подходов мы обратились к психологу Ладе Кашковой из Психологической консультации на Сивцевом Вражке.
АА: Родственникам и близким людей, оказавшихся свидетелями теракта, вы советовали поощрять рассказы пострадавших об их душевной боли. Во всех ли случаях оправдан такой подход?
ЛК: Это верная тактика поведения с человеком, пережившим тяжелую утрату или сильное эмоциональное потрясение. Но она может дать удручающий результат, если вы станете так же относиться к хроническим страдальцам.
АА: А как их отличить?
ЛК: Большинство людей время от времени совершают поступки, которые можно охарактеризовать как самодеструктивность, саморазрушение или "моральный мазохизм". При этом данный тип поведения не имеет никакого отношения к сексуальному возбуждению от переживания боли, столь красочно описанному австрийским писателем Леопольдом фон Захер-Мазохом. Моральный мазохизм - это неосознаваемое желание причинять себе вред, мучиться этим обстоятельством и мучить других своими страданиями.
Мазохиста легко распознать по его нескончаемым жалобам и негодованию, обиженностью близкими людьми, начальниками, правительством, муниципальными властями и жизнью в целом. Как правило, все эти жалобы действительно имеют под собой какую-то основу. Но вместо того, чтобы предпринять реальные шаги к улучшению своего положения, человек продолжает тратить энергию на оплакивание несправедливостей. В свое окружение он тоже, скорее всего, подберет людей из "общества любителей страдания".
АА: То есть это связано с определенными слоями населения?
ЛК: Конечно, наибольшее распространение эта "бацилла" получила в социальном слое малообеспеченных людей, где история бедности, лишений, алкоголизма и сопутствующей душевной боли уходит корнями вглубь поколений. Тот, кто страдал, будучи ребенком, обычно продолжает страдать, став взрослым.
Более тонкую игру со своей судьбой ведет "скрытый" мазохист, который может принадлежать и к вполне благополучному слою. Человек, производящий впечатление эмоциональной уравновешенности и социального успеха, вдруг, как бы невзначай, запускает цепь событий, разрушающих или ставящих под угрозу его прежние достижения. Первое, на что следует обратить внимание в подобных обстоятельствах - повторяемость, или как говорят психологи, сценарность событий. Проницательному наблюдателю представляется совершенно очевидным, что сам человек, того не желая, мистическим образом воспроизводит ситуации, заставляющие его страдать снова и снова.
АА: Как формируются эти сценарии?
ЛК: Тот, кто страдал, будучи ребенком, обычно продолжает страдать, став взрослым. Если в детстве человек пережил халатное или жестокое обращение, игнорирование его интересов и потребностей, либо наблюдал депрессивность или алкоголизм кого-то из родителей, то вероятность того, что у него сформируется моральный мазохизм, очень велика.
Типичный пример - молодая женщина, которая, будучи ребенком, воспитывалась холодной и эмоционально отстраненной матерью, из всех возможных кандидатов в мужья выбирает мужчину, который относится к ней так же пренебрежительно и дистантно, как и ее мать. Или
мужчина, негодующий на своего начальника, но при этом совершенно не способный предпринять волевые шаги и выстроить отношения таким образом, чтобы защитить свое достоинство. Или даже
преуспевающий бизнесмен, который с помощью силы воли и интеллекта делает блестящую карьеру, но, продолжая носить в себе бациллу мазохизма, совершает действия, разрушающие партнерские отношения и приводящие его бизнес к краху.
АА: Что же плохого в том, чтобы посочувствовать таким людям?
ЛК: Моральные мазохисты отличаются потребностью, завуалированной или ярко выраженной, в том, чтобы их спасали. Но как только вы начнете проявлять великодушие и, чего доброго, возомните себя "спасителем", то скоро обнаружите, что втянуты в решение чужих проблем настолько, что практически забыли о своих собственных. При этом дела морального мазохиста вовсе не пошли в гору быстрыми темпами, как вы наивно полагали. Наоборот ваша энергия потратилась впустую, приведя к еще большей деструктивности поведения.
Если же вы попытаетесь помочь человеку пересмотреть свое взаимодействие с судьбой, осознать и отстоять свои реальные интересы и потребности, предприняв для этого некоторые практические шаги, то можете натолкнуться на непонимание или даже негодование: "Что вы, разве непонятно, что все начальники сволочи, от судьбы не уйдешь, бизнес это война, да и вообще, русские люди страдали, страдают и будут страдать, и в этом их характерная черта и национальная особенность".
Разговаривая с человеком, находящимся в приступе мазохизма, невольно ловишь себя на мысли, что ты почти готова поверить в его "несчастную судьбу, плохую карму или внезапно посыпавшиеся на его бедную голову несчастья". Пробиться сквозь колоссальную убежденность в том, что все происходящее не является порождением чей-то злой воли, бывает очень сложно. Порой я чувствовала, что если бы не откровенно навязчивое повторение деструктивных событий в любых новых обстоятельствах, где этого можно избежать, я бы действительно подумала, что человека преследует "злая воля".
АА: Какова должна быть тактика общения с такими паразитами?
ЛК: Человек воссоздает болезненные для психики ситуации вновь и вновь с единственной целью - найти психологический выход и справится с тем, с чем не удалось справиться раньше.
Поэтому верной тактикой помощи моральному мазохисту скорее будет деликатно поставленные вопросы: "Что вы сделали для того, чтобы попасть в такую ситуацию? Кто возьмет на себя полноту ответственности? Какие самостоятельные шаги вы готовы предпринять для выхода из создавшегося положения?"
При этом ответы типа: "Ситуация сложилась таким образом, что я стал жертвой обстоятельств" считаются неверными и рассмотрению не подлежат.
АА: Кажется, "по жизни" бывает гораздо проще переключить разговор с таким человеком на другую тему, в которой он более уверен. В надежде на то, что если развивать позитивные качества этого человека, то они, в конце концов, "перекроют" мазохизм. Что вы думаете о таком методе?
ЛК: Абсолютно верно. Это вообще одна из конструктивных тактик "борьбы" с практическим любым недостатком - оставить его в покое и заниматься развитием и реализацией собственных достоинств.
АА: Вы упомянули, что некоторые мазохисты ссылаются на "национальную особенность". А у вас самой нет ощущения, что в России действительно очень силен культ страданий? Нам всем еще в школе вбивали в голову мраки Достоевского, а теперь к школам подбирается Православная Церковь с ее пропагандой мученичества. Телевидение, опять же, с его депрессивными новостями. Иногда кажется, что это - часть национальной политики, особый такой инструмент управления народом.
ЛК: Согласна. При всем моем уважении к Русской Православной Церкви, как профессионал я вижу, каким образом неверно или неглубоко понятые религиозные идеи плодят опасливость, зависимость и мазохистические настроения. Я регулярно сталкиваюсь с тем, что собственный страх перед жизнью, привычку (потому что это действительно дурная наследственная привычка) страдать люди оправдывают ценностями православия. "Страдайте как мы, страдайте вместе с нами, страдайте больше нас".
Но хочу повторить, для меня это все же скорее свидетельство искажения идей, чем отсутствия в них истины. Среди священников Русской Православной Церкви есть удивительно светлые люди, и есть просто люди.
Что же касается инструмента "национальной политики", то, простите, каков субъект управления, такова и политика. Хотя верно и обратное. Манера управления, сочетающая в себе смесь жалости с жестокостью обращения к народу-страдальцу, взамен паритетного диалога, конечно, поддерживает в обществе наследственную болезнь беспомощности и морального мученичества.
С другой стороны, представляете, что может произойти, если большинство людей вдруг направит свою энергию на понимание, а позже и отстаивание своих интересов, на реализацию собственных идей. И это вместо того, чтобы, наткнувшись на очередную преграду в своей голове, ограничиться бесплодным топтанием на месте. Боюсь, что государственность в ее теперешнем виде просто оказалась бы невостребованной. Такое количество свободы быстро не переварить. Но это иллюзорная опасность, поскольку психика среднестатистического человека, не обремененного идеями самореализации, меняется крайне медленно. Потому свобода нам не грозит.
АА: Ну а на будущее, можно ли что-то противопоставить такому тотальному культу страданий - в смысле профилактики? Например, для детей, которым еще не успели привить это "страдальческое" мировоззрение?
ЛК: По сути, самое большое, что родители могут сделать для счастья своих детей - это найти, что именно делает счастливыми их самих. Ведь ничто не впечатляет так, как личный пример.
Любой детский психолог знает, что проблема ребенка - это неразрешенная проблема его родителей. Можно долго пытаться "воспитывать" в детях именно те качества, которые остались в неразвитом состоянии у кого-то из родителей - и все будет безрезультатно. Но если вы сами избавились от "бациллы мазохизма", будьте уверены, что и ваши дети получат стойкий иммунитет.
http://www.domovoy.ru/new/news14276.html