Единую Европу ожидает скорый распад
Германия и Франция заинтересованы в создании централизованного европейского государства под контролем франко-германского «локомотива». Такой вариант категорически не устраивает Великобританию. В Париже и Лондоне уже начали готовить механизмы, которые смогут обеспечить «развод»
Европа празднует расширение Евросоюза. Первого мая десять государств (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Литва, Латвия, Эстония, Мальта и Кипр) были официально приняты в ЕС. Торжественные мероприятия прошли во всех европейских столицах. Между тем, в то время как жители Восточной Европы выражают восторг по поводу вступления в «цивилизованную европейскую семью», в Париже, Берлине и Лондоне будущее ЕС оценивают более критично. Франко-германский «локомотив» Евросоюза заинтересован в строительстве на европейском пространстве единого централизованного государства полностью подконтрольного указаниям из Парижа и Берлина. Президент Франции Жак Ширак заявил о необходимости исключения из Евросоюза стран, которые не захотят пойти на глубокую интеграцию. Великобритания, которая традиционно стояла особняком в ЕС, в свою очередь готовится к проведению всенародного референдума о принятии европейской конституции. Ожидаемый социологами провал референдума позволит британским властям отказаться от дальнейшей интеграции в ЕС по франко-германской модели. Не в восторге от перспективы полной потери суверенитета и элиты ряда новых, восточноевропейских членов Евросоюза. Эксперты не исключают, что в скором времени может произойти изменение конфигурации европейского пространства. ЕС де-факто могут покинуть Великобритания и ряд «окраинных» государств южной, восточной и северной Европы.
Первого мая официально состоялось масштабное расширение Евросоюза за счет присоединения прибалтийских республик бывшего СССР и восточноевропейских государств, входивших в советскую зону влияния. Теперь членами ЕС являются 25 стран. Совокупное население Евросоюза составляет 451 млн человек. ВВП Евросоюза оценивается в 11,1 трлн евро, что вплотную приближается к показателям США. Однако внушительные экономические показатели вовсе не означают, что новую Европу ждет «большое» будущее. Впервые жизнеспособность Евросоюза в его расширенном составе была всерьез поставлена под вопрос полтора года назад, когда американцы начали масштабную подготовку к операции в Ираке. Тогда с резкой критикой американских планов по силовому свержению режима Саддама Хуссейна единым фронтом выступили Франция и Германия, тогда как Великобритания, Испания и Италия вместе с большинством государств Восточной Европы поддержали интервенцию американцев. Сторонам так и не удалось выработать общей позиции. Более того, президент Франции Жак Ширак позволил себе публично оскорбить готовившиеся к вступлению в ЕС восточноевропейские страны.
Позже на авансцену вышла проблема принятия единой европейской конституции. Во Франции и Германии укрепилось мнение, что влияние новых государств Европы необходимо ограничить. Продвигаемый Парижем и Берлином проект конституции Евросоюза ставит в привилегированное положение страны с наибольшим населением, то есть собственно франко-германский альянс. Против такого проекта основного закона выступили Испания и Польша. Однако кровавые теракты, устроенные исламистами в Мадриде в канун парламентских выборов, повлияли на расклад политических сил в стране. Вопреки прогнозам социологов, к власти пришли левые. Новый премьер-министр Хосе Родригес Запатера заявил о своей приверженности общеевропейской (читай – франко-германской) политической линии, сделал приоритетом своей внешней политики связи с ЕС и начал вывод испанских войск из Ирака. В конце апреля Запатера посетил с официальным визитом Германию и Францию. Главным итогом визита испанского премьера в Германию стало высказанное германским канцлером Герхардом Шредером предложение новому испанскому руководству присоединиться к неофициальному союзу Парижа и Берлина.
Между тем, добившись лояльности Испании, франко-германский альянс столкнулся с «проблемами» в Великобритании. Лондон традиционно стоял особняком в Евросоюзе, однако лейбористское правительство Великобритании одобрило общую европейскую конституцию. Расчет британцев сводился к тому, что в альянсе с Испанией, Польшей, восточноевропейскими государствами и Италией Лондон мог бы относительно легко блокировать «нежелательные» инициативы Франции и Германии. Однако после того как из этой схемы выпала Испания, шансы британцев влиять на политику Евросоюза резко упали. В итоге в последней декаде апреля британский премьер-министр Тони Блэр неожиданно заявил о том, что в Великобритании будет проведен референдум по вопросу принятия конституции. По данным опросов общественного мнения, большинство британцев выступают против проекта конституции в его нынешнем виде.
В Берлине и Париже прекрасно понимают, что затягивание принятия конституции и фронда со стороны государств приведут не только к снижению темпов интеграции ЕС, но и к полному блокированию франко-германского проекта Евросоюза. В конце апреля президент Франции Жак Ширак заявил, что те государства ЕС, которые не ратифицируют уже подписанный проект конституции ЕС, могут быть вынуждены в принудительном порядке покинуть Евросоюз. Соответствующих механизмов исключения из ЕС пока нет, однако, учитывая решимость Франции и Германии превратить ЕС в полноценное государство, такие механизмы будут выработаны. «Будущее Евросоюза зависит исключительно от того, будет ли ЕС преобразован в государство. В противном случае Европу ожидают хаос и распад, вплоть до междоусобных войн», – сказал RBC daily эксперт Института стратегического и военного анализа Александр Храмчихин. Вполне вероятно, что франко-германский альянс пойдет и на временное отсекание от Евросоюза «лишних» частей, для того чтобы обеспечить лучшую управляемость нового государства.
Отдел политики
Михаил Чернов, 06.05.2004
http://www.rbcdaily.ru//news/policy/index.shtml?2004/05/06/54518