АНИМЕ
Мягкая ритмичная музыка, непонятные значки иероглифов, темно-розовый фон. Когда титры заканчиваются, на экране появляется лицо, и с первого взгляда сложно понять, мужчина это или женщина, не говоря уж о возрасте существа. У него огромные влажные глаза на пол-лица, маленький аккуратный носик, еле заметные тонкие губы, длинные волосы в причудливой прическе, обязательно видны красивые ушки. Это – персонаж аниме. Но что такое аниме, у которого сотни миллионов поклонников по всему миру? Массовое, попсовое искусство? Тогда почему рафинированные эстеты и интеллектуалы-киноведы Запада считают, что это лучшее, что сейчас есть в кинематографе?
Да и у нас аниме получает все большую известность. В Москве во второй раз проходил Фестиваль аниме. В этом году все билеты были распроданы заранее, зал, несмотря на внушительные размеры, был набит под завязку.
АНИМАЦИЯ, КОТОРУЮ МОЖНО ЧИТАТЬ
Японская анимация (мультфильмами это называть считается дурным тоном) зародилась в первой четверти прошлого века и была вдохновлена, с одной стороны, ранними диснеевскими картинами, а с другой – традиционной японской культурой. Обычно аниме очень легко узнать по характерной технике, а кроме того, этот жанр по большей части ориентирован на взрослых, а не на детей. В основном аниме являются экранизацией японских комиксов (манга), и если для японцев манга – это что—то вроде рядового чтива, которое можно листать в поезде, то для западного человека – это настоящее приключение. Манга сама по себе очень похожа на мультфильм, особая специфика японских комиксов заключается в том, что они воспринимаются как бы в реальном времени, то есть вы, переводя взгляд с одной картинки на другую, будто видите все на экране.
Например: первый кадр – шаг одной ногой, второй – шаг другой, потом – общий план человека у двери, следующий кадр – напряженное лицо, потом – кулак, касающийся двери. Все это делает возможным применение уже готовых рисунков манга для создания аниме. И если японские комиксы воспринимаются как фильм, то японская анимация воспринимается в некотором смысле как книга: схематическое изображение лиц и фигур позволяет не просто поглощать визуальную информацию, как это бывает с фильмами или мультиками, у вас появляется возможность фантазировать, самостоятельно «дорисовывать» картины, насыщать их деталями.
Персонажи аниме – это не конкретные образы людей или животных, они будто сами – иероглифы, символизирующие «девушку», «юношу», «кошку», «робота» и так далее, а зритель уже сам имеет возможность наполнять их содержимым, заложенным в сюжете. Аниме – это не разжеванная история, преподносимая в одном-единственном варианте, оно является «моделью» этой истории, ее «уравнением». И, конечно, как и любое другое рисованное изображение, аниме дает неограниченный простор художнику, способному создавать самые фантастические пейзажи, невероятные образы, которые невозможно снять на видео- или кинопленку или смоделировать с помощью макетов.
Визуальный ряд в аниме немыслим без звука – и голосов персонажей, и музыки. И особенно важен голос персонажа: через него транслируется эмоциональное восприятие героя, чей визуальный образ схематичен.
Поэтому на Западе аниме обычно выпускается с субтитрами: это дает возможность насладиться неискаженным оригиналом (с манга сложнее, ведь японцы читают справа налево либо сверху вниз и при переводе картинки «отзеркаливаются», что, разумеется, сильно меняет дело).
ДО 16 И СТАРШЕ
Аниме – это продукт восточного сознания. Западному человеку бывает сложно вникнуть в метафорические тонкости японской анимации (еще Карл Юнг с презрением относился к поклонникам йоги, поскольку считал, что западный человек никогда не сможет понять восточные мистерии). Однако на аниме сильно полияла западная мультипликация, и мы можем уловить большую часть информации, заложенной в сюжет: она все же не настолько далека от нас, как восточная духовная практика.
Но пропасть остается: Востоку присуще визуальное образное мышление, а западный человек привык мыслить словами – ведь «вначале было Слово»). Часто люди Запада просто не воспринимают всю глубину смысла и не отдают себе отчет в том, что за примитивным, казалось бы, сюжетом на самом деле стоит серьезная философия. Была забавная и показательная история с аниме под названием «Принцесса Мононоке»: решив, что это – кино для детей, права на ее распространение в США купила компания «Дисней». Но, опасаясь за психику малолетних, вырезала особо кровавые моменты. А создатель этого аниме пришел в ужас: американцы просто не поняли, что «Принцесса» – это вовсе не добрый и красивый мультик, и уж точно не детский.
И примечательно, что персонажи аниме, этого очень японского искусства, не похожи на японцев, а сюжеты по большей части разворачиваются тоже не в Стране восходящего солнца.
Существуют детские аниме, например, известный в нашей стране «Сейлормун», или «Покемоны». Но все же аниме обычно привлекает детей меньше, чем взрослых. Дети предпочитают более подвижные и красочные картинки, мультфильмы того же Диснея. И так ли уж для детей аниме на военную тематику? Здесь огромные космические корабли, люди превращаются в роботов – защитников вселенной, и все действие происходит в бесконечном свете лазерных выстрелов и всполохов ракетных двигателей.
В аниме и для взрослых, и для детей часто показывают смерть и насилие. Это причина, по которой многие аниме, попадая в США, нещадно урезаются. Жестокость и страдания подаются в аниме самым откровенным способом, это сильная психологическая нагрузка. Очень тонкими деталями создатели аниме заставляют зрителя переживать вместе с персонажем, и здесь еще одно важное качество – его высокая эмоциональность.
Эмоциональные взрывы происходят еще и благодаря тому, что аниме обычно имеют большое количество серий, нет необходимости вписывать сюжет в короткий промежуток времени, и поэтому появляется пространство для мощных чувственных переживаний.
СЛАДКАЯ ИСТОМА
Слово «анимация» и, соответственно, «аниме» имеют один и тот же изначальный корень – «anima», то есть душа.
И если анимация – это живая картинка, то в «аниме» прослеживается нечто большее – «живая картинка души». Слово «анима» в наше время имеет и другое значение, психологическое, и означает «женское начало в мужчине» Это женские чувства, проявляемые мужчинами: сентиментальность, влечение, сопереживание. Получается, что «аниме» происходит скорее не от «анимации», а от «анима» именно в таком, психологическом смысле слова. В первую очередь задача аниме – передать эмоцию, а не сюжет. В казалось бы логическую (мужскую) среду – четко выстроенный по определенным канонам визуальный ряд – внедряются чувства (женское начало), которые на самом деле являются не дополнением, а основой всего искусства аниме. Поэтому каждая сцена аниме – вовсе не последовательность событий, а последовательность чувств, созданная мелкими жестами, деталями, озвучкой и преумноженная фантазией зрителя.
Просмотр аниме – это в некотором смысле сексуальное удовольствие. Наверное, всему виной символичные, иероглифические образы персонажей. Клонированные люди с огромными глазами и одинаковой мимикой заставляют всплывать живущие в нашем подсознании архетипы, мы даже самые обычные диалоги и сюжетные повороты начинаем переживать со сладкой истомой. Речь не обязательно о порно-манга и порно-аниме (существует и такое, о нем чуть позже). Стоит только посмотреть на позы героев, на их жесты – тонкие пальцы мягко касаются сверхкибернетических предметов или волшебных животных, девушка печально прислонилась плечиком к стене, юноша трагически склонился в раздумьях на краю постели – во всем этом есть смешение запретности и одновременно вожделения. Да и милые пушистые зверюшки в аниме тоже обладают ясно выраженным женским и мужским началом.
Существует особый вид аниме и манга – «хентай». Здесь персонажи совокупляются самым изощренным образом, и зритель может наблюдать все запредельные сексуальные фантазии – как вам, например, щупальца огромного космического осьминога, которые находят свой путь во все отверстия несчастной девочки? Порнографическая мультипликация восточного происхождения сильно отличается от западной, например, от польских мультфильмов, в первую очередь своей невероятной жестокостью. И даже если все происходит «по согласию», остается ощущение изнасилования или исключительной развращенности.
На самом деле сама символичность изображений в аниме уже является сексуально притягательной. Все знают, что недосказанность, замаскированность сексуальной сути – прозрачное белье, мокрая одежда, сквозь которую прослеживаются очертания тела – возбуждают больше, чем полная обнаженность.
«ТАТУ», «МАТРИЦА» И ШЛЕПАНЦЫ НА ПРОЗРАЧНОЙ ПОДОШВЕ
Японская культура внедряется в наше сознание осторожно, но настойчиво. Минималистичные интерьеры в японском стиле, оба писателя Мураками, непонятные, но столь красивые иероглифы, суши-сашими, традиционные японские фасоны в одежде уверенно сочетаются с американскими автомобилями, немецким пивом, парижскими кафе и московскими улицами. Изображение в стиле аниме и манга используют для украшения одежды и аксессуаров, в качестве рекламных персонажей и для оформления сайтов. Но любой, кто «принимает» аниме (есть ли у него дома коллекция фильмов или ему просто понравилась сумка с глазастой кошкой), становится вовлеченным в некоторую структуру, конечно, не такую жесткую, как «металлисты» или «скины» и куда менее социально ориентированную. Человек начинает с легким эксгибиционизмом раскрывать окружающим свою душу – почти как персонаж аниме.
Полюбивший аниме придает повышенное значение собственному внешнему виду, он становится неравнодушен к серому небу, моросящему дождю, неоновым рекламам, отраженным в мокром асфальте. Ему начинает нравиться токийская уличная мода: он приходит в восторг от шлепанцев на прозрачной ярко-синей платформе, разноцветных гетров и ярких маек, надетых в количестве не меньше трех. Чем более увлечен человек аниме, тем сильнее это искусство переплетается с его душой. Некоторые поклонники даже утверждают, что на определенном этапе начинают видеть мир сквозь призму аниме, попадают в другую реальность, где все – полупрозрачное и построено по схематическим канонам.
Порой задумываешься: не потому ли группа «Тату» имеет такой успех (в том числе в Японии), что задевает те же струнки души, что и аниме? Они ведь такие же безвозрастные, такие же искренние, такие же отчаянные и очень, очень эмоциональные. У них тоже большие печальные глаза, растрепанные волосы, тонкие голоса...
Не секрет, что батальные сцены из знаменитой «Матрицы» сделаны под сильным влиянием аниме Ghost in the Shell (братья Вачовски, создатели фильма, в этом неоднократно признавались). Здесь отметим, что многие фантастические аниме тесно связаны с «киберпанком» – так называется жанр художественной литературы, где рассказывается о тесной связи человека и компьютера, об иллюзорной реальности виртуального пространства и о чудесах, которых можно достичь с помощью имплантатов и других внедрений технологий в физиологию и психологию человека. Возможно, тема киберпанка так часто появляется в аниме потому, что Япония является ведущей страной в технологическом смысле, а если посмотреть репортажи с токийских улиц, можно смело утверждать: «будущее уже там». Но оно приближается к нам.
Источник: www.inostranets.ru
"Как рисуют чувства"
Кристина ГУНДЛАХ (N14 от 12.04.2004)