Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Масонство в Норвегии

Масоны Норвегии. Миф или реальность? Таинства, обряды и история норвежского масонства в статье преподавателя норвежского языка кафедры скандинавской филологии Санкт-Петербургского государственного университета.
*Публикуется с разрешения автора. А.Н. Ливанова

Масонство в Норвегии

Закрытое для непосвященных масонское сообщество всегда вызывало интерес, как и всякая тайна.
Существует масса спекуляций о том, что же действительно происходит в ложах. В адрес масонов обращено немало критики - но откуда она идет? Хорошо бы разобраться в этом вопросе. Это актуально и для нашего общества на современном этапе, когда многие отрицательные моменты в нашей действительности объясняют как результат масонского заговора. Масоны есть и в России, и в Норвегии. Но открытость норвежского общества несравнимо выше, чем российского, что и позволяет лучше узнать и понять многие стороны рассматриваемого явления.
История масонства насчитывает более 250 лет, однако, сами масоны считают историю своего учения гораздо более древней, возводя ее к мифам о постройке храма Соломона. В масонском учении сплелись несколько разнородных явлений.
Во-первых, оно основывается на мифах о существовании древних тайных обществ, в символике масонства многое идет от представлений о тайнах жрецов древнего Египта, особенно популярен в учении масонов культ Изиды. В то же время основная масса масонов считает себя христианами, продолжившими развитие идей полумифического средневекового рыцарского ордена Розенкрейцеров, которые якобы шли в крестовые походы под лозунгами объединения человечества во всемирное братство. Орден, по преданию, был основан неким Кристианом Розенкрейцем, жившим с 1378 по 1484 г., то есть 106 лет.
Идеи Розенкрейцеров - учение о всемудрости, всесознании - подхватил Ян Амос Коменский, а затем и другие философы; они оказались созвучны философии и мистике (увлечение тайноведением и тайной властью, направленной на всеобщее благо) эпохи просвещения. В христианстве вторым источником масонства служили легенды о палестинских рыцарях - тамплиерах, посвятивших свою жизнь восстановлению храма божьего.
Все эти идеи, эта философия и мифология были приняты на вооружение уже распадавшимися в то время средневековыми строительными цеховыми организациями; что произошло впервые в Англии, откуда идеи масонства быстро распространились по Европе и Северной Америке. Таким образом, произошло соединение рыцарских и масонских легенд.
Главной целью своей организации масоны ставят усовершенствование человеческой природы каждого из своих членов, а также создание всемирного братства просвещенных людей, которое своими деяниями и идеями ненасильственно способствовало бы установлению лучшего мира на земле
Два главных принципа масонских организаций - неучастие в политике и исповедание основных заповедей христианства; но при этом религиозная терпимость масонов необычайно широка: официальная принадлежность какой-либо конфессии, даже не христианской, для них не играет роли. Есть даже нерелигиозные масонские организации, основу мировоззрения которых составляют принципы гуманизма. Две такие ложи существуют и в Норвегии.
Выполняя свою главную задачу - привлечение и воспитание новых членов - масоны придерживаются овеянных долгой традицией сложных ритуалов, в которых ответственная роль отводится символическому отображению идеи строительства храма Соломона, разрушенного римлянами в 70 г. н.э. - Tempelbyggingen. Это так называемый неотамплиеризм - - nytemplerisme (по ордену Тамплиеров, павшему в 1314 г). Так, используется строительный инструментарий: рабочие доски - arbeidstepper, вначале плоские, затем трехмерные, с изображением следующих символов: циркуль - passer, отвес - loddsnor, мастерок - mursleiv, чертежная доска - tegnebrett и т.п. Кроме того, высокопоставленные члены лож поверх своих красочных торжественных костюмов надевают передник каменщика.
Широко применяется каббалистическая символика чисел, в частности, важнейшим считается число 3, из которого можно получить 9, 12, 27 и 81.
В церемониях используются лозунги "молитесь и обрящете, ищите и найдете, постучитесь, и вам откроют" - be så skal dere få, let så skal dere finne, bank på og det skal lukkes opp for dere.
Ложа - помещение, где раз в две недели проходят встречи братьев (исходно так назывались помещения - ср. англ. lodge "приют, домик" - где собирались ремесленники одного цеха); так же называется и сообщество братьев-масонов, собирающихся в ложе. На заседаниях ложи обычно проводится церемония приема новых членов, завершаемая торжественным обедом и сбором пожертвований. В Норвегии раз в год собираются также средства на совокупный дар какой-либо гуманитарной организации: Армии спасения, Красному кресту и т.п.
Итак, масонство представляет собой результат ренессанса традиций средневековых мистерий в 1700-1800 гг. как реакция на господство рационализма. В 1717 была образована 1-я английская великая ложа. В Швеции долго масонство было запрещено под страхом смертной казни, масонство проникло туда в 1730. Первая ложа в Норвегии создана датско-норвежским королем Фредериком В 24 июня 1749 под Кристианией, на уединенном (тогда) полуострове Бюгдей (отметим, что в России в 1731 г уже существовало масонство). Это была существующая по сию пору ложа St.Olaus til den hvide Leopard - "Святой Улав к белому Леопарду". Поначалу деятельность масонов не пользовалась особой популярностью; лишь с 1816 г., когда к руководству орденом пришел государственный советник Нильс Тресков (Niels Treschow), работа в ложе стала вестись регулярно. Позже были созданы ложи в Бергене в 1875 - Oscar til de syv bjærge "Оскар к семи горам", в 1877 - в Драммене, Gustaf til den ledende Stjærne "Густав к путеводной Звезде", и в Трондхейме в 1882 г. - Nordlyset "Северное сияние". С 1780 установили связь с датскими масонами, в 1819 - со шведскими. Den Norske Store Landsloge - "Великая всенорвежская ложа" - была образована в 1891 г.
Масонское сообщество подразделяется на 12-13 степеней совершенства - grader. В каждом из крупных подразделений - hovedavdelingene - имеется lærlingegrad (учениьеская степень), svennegrad=medborgergrad (степень подмастерья или гражданина) и mestergrad (степень магистра). Эти подразделения распределяются между ложами святого Иоанна - St. Johanneslosjene - (1, 2 и, 3 степени, всего 38 в Норвегии), святого Андрея - St. Andreaslosje - с 12 ложами и верховным подразделением-капитулом - kapitlet (с 7-й по 11-ю степень). 12-ую степень имеет лишь Великий Магистр ордена - Ordenens Stormester.
Провозглашаемая цель - духовный рост личности, который и происходит под руководством братьев при переходе от низших степеней к высшим. Для того, чтобы вступить в орден, для " uopplyst dødelig " - "непросвещенного смертного" - необходимы две рекомендации от членов масонской ложи. Вступающий, а также
возводимый в более высокую степень должен выдержать ряд испытаний, к которым готовят, но церемонии проведения которых заранее не открывают. Считается, что ритуал должен произвести неизгладимое впечатление на проходящего его, а если знать заранее, что тебя ждет, теряется эффект неожиданности. Имущественный ценз очень высок (в информации норвежских масонов говорится только, что кандидат должен ha et ordnet levesett - "вести упорядоченный образ жизни"). Возрастной ценз в Норвегии - 24 г. Срок ожидания при приеме - 1 год. Кандидату выделяют двух "кураторов", или как сказали бы мы, "шефов" - faddere - для подготовки к вступлению.
Как и повсюду, принципы деятельности масонской организации в норвежском обществе - невмешательство в вопросы внутренней и внешней политики, в решение спорных религиозных и социальных проблем. Норвежские масоны поддерживают связи с масонами других стран, но организационно являются самостоятельным и независимым объединением.
В Норвегии принята так называемая шведская система, получившая развитие в Скандинавии (она принята также в Швеции, Финляндии, Дании и Исландии): 11 марта 1314 г. великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле (Jacobus B. Molay) был сожжен по указу папы Климента V; по легенде, незадолго до казни повелел учредить четыре тайных капитула (= ложи) тамплиеров, среди них Стокгольмский для Севера. Легенда о храмовниках была принята не всеми направлениями масонства, но шведские ложи прямо отождествляли себя с тамплиерами. Эта система соответствует в основных своих чертах немецкой, она была сформирована около 1760 г. К. Эклеффом (C.F. Eckleff), а самым, пожалуй, именитым ее приверженцем был король Швеции Карл XIII.
Особенностью норвежского масонства является обусловленное распространением в стране феминизма наличие женских орденов, например, ордена Марии - Mariaordenen, основанного в 1916 г. Дагни Кристенсен; насчитывает около 5 тысяч членов и является крайне закрытым. Позже эго отделения появились также в Дании и Швеции (хотя изначально масонское движение объединяет исключительно мужчин); это малоизвестный факт: даже в норвежских энциклопедиях говорится, что членами общества могут быть исключительно мужчины.
Далее, список членов норвежских лож - Frimurermatrikkelen - общедоступен. У масонов имеется свой пресс-секретарь - Одд Гранн (Odd Grann), своя интернет-страница (www.frimurer.no).
Современное состояние масонства на мировой арене оценить из-за закрытости орденов сложно - данные сильно расходятся. Считается, что их влияние падает; по некоторым данным, с 1967 по 1990 г численность братьев сократилась на 40% и составляет чуть более 4 млн. На 1994 г. в Норвегии было 17 000 масонов, что в процентах от населения в 4 млн. человек - очень много; имеется, по разным данным, от 77 до более чем 80 лож, плюс объединения братьев - broderforeninger - работающие как ложи, но не имеющие права принимать новых членов. Для сравнения: в пятимиллионной Дании - 9 000 масонов, и 18 000 в восьмимиллионной Швеции.
В Осло представлены 14 орденов, в том числе американский Odd Fellow (основанный в 1819 в Балтиморе; первая норвежская ложа - в Ставангере с 1898 г. В этом ордене немало почерпнуто из традиций кельтских жрецов-друидов), объединяющих около 9 тыс. человек, мужчин и женщин. В Норвегии популярность масонства неуклонно растет, последние годы принималось до 700 новых членов в год, создано около 20 новых лож, хотя средний возраст вступающих высок - 43 года.
Возможно, рост популярности масонства в Норвегии можно до некоторой степени объяснить с одной стороны - высоким уровнем благосостояния в стране, что позволяет преодолеть имущественный ценз большому числу желающих, а с другой стороны - именно открытостью норвежского сообщества, дающей возможность убедиться в том, что цели масонского движения действительно возвышенны, средства мирны, действия гуманны. Масонство там не столько философская система, сколько игра или клуб, где можно с пользой для себя и других провести свободное время, которого много, теша при этом свое тщеславие тем, что принадлежишь некоему закрытому кругу. Здесь сказывается еще и некоторый комплекс неполноценности норвежцев, связанный с отсутствием в этой стране сколь - нибудь широкого круга наследственной знати. Это понимают и многие в Норвегии; так, в одной статье о масонах полушутливо ставится вопрос, что же это за союз: "Мафия или взрослые скауты?" - " Mafia eller voksenspeidere?"
Великим магистром до середины девяностых годов являлся доктор медицины Ула Кнутруд - Ola Knutrud, с 1996 г. Syver Hagen, сейчас - директор Magne Frode Nygaard. Великая норвежская ложа - Den Norske Store Landsloge, основанная в 1891 г., когда масоны Норвегии отделились от шведских, располагается в Осло на улице Nedre Vollgate, дом 19; это великолепное здание построено в 1891-94 гг. В качестве самого высокого торжества раз в два года отмечается 22 марта - den store høytidsdag, посвященный памяти последнего магистра ордена тамплиеров Жака де Моле (сожженного на костре, как уже говорилось, 11 марта 1314 г.). В праздновании участвуют братья VIII степени, так как именно на этом этапе они знакомятся с историей тамплиеризма (и на этом же празднике проводится посвящение в IX степень). Покоящийся в центре зала гроб накрыт черным покрывалом, на котором вышит красный крест с золотом выписанными инициалами Ж.Б.М. К кресту крепится хоругвь капитула. В головном конце гроба ставится белый шест, символизирующий виселицу, на которой при сожжении был подвешен Жак де Моле. Вокруг гроба на черных подушках лежат корона ордена, лампа, угольник, меч, рыцарские опоры и устав храма. Зажжены 72 свечи и еще три канделябра на три свечи каждый, так что всего горит 81 свеча. Все братья три раза обходят гроб Моле, затем проводится служба, после чего братья становятся кругом гроба, и держит речь великий магистр.
Однако открытость масонства Норвегии не абсолютна. Сами масоны говорят о себе иначе, а именно, что их сообщество является "закрытым, но не тайным". Одним из атрибутом такого сообщества, каким является масонство, является и тайный язык, в данном случае - определенные слова, используемые в ритуалах, а также пароли. Все они символичны. Поскольку многое в ритуалах масонства заимствовано из каббалистических формул и книг Ветхого завета, в терминах откровенно проглядывает древнееврейский язык, в том числе и имена некоторых персонажей. Так, используются следующие слова: Jakin = "Господь меня создал" и Boas = "моя сила в Господе" (эти два слова служат также названиями двух основ масонства как основ храма Соломона, они используются и в каббале); Mac-Benac = "плоть отделяется от костей", или "тело разложилось"; Adonai = "Господь вознесшийся"; jehovah - "божественное милосердие". В службах широко используется латынь.
В качестве паролей выступают слова Tubalkain = первым зажегший факел культуры; Schibbolet = борьба за разделение истинного и ложного; gibblim = первый союз единомышленников; sidkia = разрушение храма; nehemja = восстановление храма; gabaon = священный союз.
Итак, что же служит поводом для критики масонства? Основных поводов два: исповедуемая им религиозная терпимость и таинственность, окружающая его. Этим определяются и наиболее частые источники критики.
С одной стороны, призывы к построению всемирного братства, независимого от конфессиональной и национальной принадлежности, вели к тому, что христианскими клерикалами масоны объявлялись еретиками. Особенно нетерпимо к масонству относились католики. Официально членство в масонском ордене считается несовместимым с принадлежностью к католической церкви, хотя с середины 60-х годов прошлого века позиция католической верхушки несколько смягчилась.
На епископском совете норвежской лютеранской церкви в 1929 г. делались попытки запретить священникам членство в масонских организациях, но в конце концов была избрана мягкая формулировка "Священникам не подобает быть членами тайных обществ" -"Prestene bør ikke være medlemmer av hemmelige selskaper". Вопрос поднимался вновь в 90-е годы самими масонами, но окончательного решения не нашел.
Неодобрение со стороны официальной церкви, использование в ритуалах каббалы, изучение алхимии и древнееврейских текстов служило распространению нелепейших мифов среди необразованных масс (ведь радикальными христианами долгое время евреи отождествлялись с сатаной). 15 сентября 1869 г. газета "Моргенбладет" писала, что в представлении малопросвещенных слоев населения сообщества масонов в тайне убивают людей, закладывают мясо в бочки и поставляют его туркам - людоедам" (tryntyrken - живущие где-то в Турции существа со свиным пятачком вместо носа, питающиеся человечиной). Якобы давали бочку золота за бочку человечины, особенно ценились светловолосые девочки.
Сейчас вряд ли кто-то верит в столь нелепые домыслы. Проблема, однако, состоит в том, что масонами является немало священников, как лютеран, так и иных конфессий. Они составляют так называемый клерикат масонства, на который в ордене возложено немало важных функций. Руководители соответствующих конфессий ставят под вопрос возможность одновременного служения как данной конфессии, так и масонству.
С другой стороны, терпимость масонов, их призыв ко всемирному братству, к духовному развитию любого человека, независимо от расы для националистов всех мастей - как красная тряпка для быка. Когда же национализм сочетается с антисемитизмом, и заходит речь о "жидомасонстве" и т.п. И сейчас о всемирном еврейском заговоре масонов можно прочитать на интернет-сайте норвежских нацистов - www.vigrid.net/frimureri.htm
Для любых авторитарных режимов неприемлема в масонстве его закрытость, невозможность эго контролировать. Если же режим и авторитарен, и националистичен, для масонства это наиболее пагубно. Фашисты во время 2-й мировой войны масонов приравнивали к евреям.
В Норвегии в период немецкой оккупации вышла книга Эрнульфа Мюклестада "За кулисами масонства: разоблачение церемоний, символов и политических преступлений масонов" (Ørnulf Myklestad "Bak Frimureriets Kulisser: En avsløring av Frimureriets Seremonier, Symboler og Politiske Forbrytelser), где разоблачается роль масонов в коварном еврейском заговоре.
В таком развитом демократическом обществе, как норвежское, критика идет, однако, главным образом с другой стороны. Масонов обвиняют в элитарности, отсутствии равноправия полов; этого никто и не отвергает. Мало того, масонам специальным распоряжением норвежского Совета по равноправию (Likestillingsrådet, создан в 1972 г. и ставит целью достижение равноправия полов во всех сферах общественной жизни) пожаловано освобождение от обязательного соблюдения принятых норм представительства женщин; таким образом официально признан особый характер их организации.
Более серьезны возражения против занятия масонами важных общественных должностей, поскольку существуют опасения, что в связи со внутренними обязательствами внутри братства должностное лицо может нарушить конфиденциальность или каким-то образом оказать протекцию членам братства. Дебаты по подобным поводам разворачиваются с периодичностью в 3-4 года. Будем помнить, что в странах, где списки членов лож не обнародуются, вопрос и не поднимается. В Норвегии из последних случаев можно упомянуть назначение Свейна Людвигсена (Svein Ludvigsen) министром по делам рыболовства в находящемся у власти правительстве Хьелля Бунневика (Людвигсен был вынужден покинуть ложу) и назначение Юна Г. Бернандера (John G. Bernander) руководителем НРК (Норвежского государственного теле- и радиовещания) в 2001 г. - Бернандер остался в ложе и прекрасно работает.
Представляется, что критика масонства с перечисленных позиций несостоятельна. Презумпция невиновности - основополагающий принцип правосудия, пока не доказано обратное. В случае с масонами мало того, что ничего не доказано; не было и попыток доказать что-либо, потому что конкретных обвинений никому не предъявлялось. Автор подробной научной монографии о норвежских масонах Сверре Могстад после опубликования ее получил массу писем от людей, которых якобы преследовали масоны, с просьбой выступить в суде в качестве эксперта; по эго собственным словам все эти случаи требовали вмешательства не правосудия, а психиатра.