ОБЩЕСТВО КРЕСТА И ПОЛУМЕСЯЦА?
ЛИМИТА
История Дании насчитывает не одну волну эмиграции, - начиная со средневековья, на скандинавских берегах находили убежище голландцы, немцы, шведы, цыгане, французы- гугеноты, а уже в современную эпоху здесь обрели кров бежавшие от российских погромов евреи и позже - жертвы венгерских событий 1956 года. Всерьез, однако, об иностранцах заговорили, когда повсеместно в Европу начали завозить дешёвую рабсилу из Турции, Пакистана и Северной Африки.
Тогда, в шестидесятых идею одобрили практически все датские политики. Против были лишь коммунисты, опасаясь что, расхватав непрестижные рабочие места, чужаки сыграют на понижение оплаты труда.
Вообще-то говоря, общеевропейская "шабашка" предполагала отъезд контрактников по завершении работ, но работодатели не учли хода мысли лимиты, из анатолийских деревень прямиком попадавших на европейский паркет. "Рыба ищет, где глубже" - рассудили первые переселенцы, перетаскивая цепочкой в Европу своих домочадцев и бесчисленную
родню, - благо закон о воссоединении семей давал эту возможность. В Дании спохватились лишь в 73-м, перекрыв границы, и запоздало отреагировав анекдотами в духе армянского радио: "Что будет, если сбросить атомную бомбу на Анкару?" Ответ: "Ничего не будет. Все турки уже здесь, в Копенгагене..."
В результате первой волны в стране осело до 10 тысяч мусульманских семей. Второй значительный поток эмигрантов пришёлся уже на восьмидесятые: в стране, чей флаг украшен христианским символом, прибежище всё чаще находили носители иной культуры - ислама
" НОВЫЕ ДАТЧАНЕ "
По большому счёту конфессиональная принадлежность "новых датчан" - как дипломатично обозначают переселенцев не вызывала бы тревоги. Если бы не одно важное обстоятельство.
Выяснилось, что "практикующий", как его здесь называют, мусульманин - это не швед, не поляк, и даже не гугенот. Склонности к ассимиляции эмигранты не выказывали не малейшей, совершенно не желая смешиваться с местными, по тому
же принципу, как не смешивается с водой масло.
Даже отучившись, положенное количество часов языку, и обретя специальность, осевшие в стране оставались группой, весьма обособленной от течения окружающей их жизни. Приезжие вовсе не собирались интегрироваться. Более того, с
бытовой точки зрения чувствовали себя вполне счастливыми в своих по-восточному набитых вещами квартирках. И претензий к ним - во всяком случае, к тем, кто работал, - у общества не могло быть никаких, ибо налоги в датскую казну поступали
исправно.
Хозяева растерялись. Для скандинавов интеграция означала встроенность в общество и активный контакт: не секрет, что европейцы предпочитают семейным узам общественные отношения в широком смысле этого слова. Мусульманство же имело своим стержнем семью и авторитет духовенства. Естественно, что разговор шёл на разных языках.
Особенно запутанно выходило с демократией, ибо то, что вкладывают в это понятие на Западе плохо состыкуется с менталитетом людей, буквально впрыгнувших в высшую на сегодня форму общественной жизни из каменного века, либо
полубандитского существования восточных звероватых краёв.
Понять этих людей можно. Они, в отличие от своих менее удачливых соотечественников, скачущих на площадях с портретами аятолл, вырезающих друг друга под корень и натирающих молитвенные язвы на фанатичных лбах, стали -
lucky-boy: кисельные берега сытого Запада не дадут пропасть новым старателям. И "новых датчан" не заботила реакция нового общества, как это свойственно индивиду, осознающему себя его частью.
Об уровне общества принято судить по его отношению к женщине. Мусульманская мораль недвусмысленно определила место женщины и в Скандинавии. Вернее сказать,- его отсутствие, ибо смысл женского существования можно пересчитать на
пальцах руки - верность, покорность, вскармливание детей, ведение хозяйства, уважение к родителям мужа и его семье. О демократии заикаться не приходится, как впрочем, и о работе. "В истинном мусульманском обществе женщина не должна работать, поскольку государство обеспечит её материально. По той же причине она не должна покидать дом для получения
образования. Женщина рожает мужчин. Она не создаёт материальных ценностей, но делает более важное дело: производит мусульман!" - так, например этот постулат звучит в устах духовного лидера алжирских фундаменталистов Али Бенхаджа.
Понятно, что на продвинутых скандинавских феминисток это действует как тряпка на быка. И в Дании немало бюджетных денег уходит на бесчисленные проекты, с целью вовлечь "гюльчатаев" в жизнь общества. Но эти попытки, порою комичные, пропадают втуне - западный опыт бессилен тягаться с Кораном.
Следует признать: жить в либеральной Дании - это действительно проблема для "практикующих". Воспитанный юный мусульманин обязан закрывать глаза, если на экране целуются, а взрослые, гневно охнув: "Haram!" ("стыд!"), - отвернутся от
рекламного ролика, где мать кормит ребёнка грудью. Известны случаи, когда, отлучаясь, родители-мусульмане уносят с собой кабель антенны, если дети-подростки остаются дома одни. Поход же семейством на датский пляж превратится в сущее испытание: наверное, таким представляется ад правоверному ортодоксу.
Всё это выглядело бы законно, если бы не одно обстоятельство - ревнители чистоты ислама ведут войну с шайтаном на его, шайтанской территории.
ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Фредди Грегерсен, бывший учитель датского языка школы имамов в Орхусе свидетельствует, что совет этого учебного заведения, контролирующий процесс обучения, обязует учеников измельчать на кусочки датские учебники, в которых есть картинки поросят или ангелов. Педагог также свидетельствует, что отношение к датскому в этом учебном заведении на последнем месте и немудрено - поговаривают, что "крышей" школе служит фундаменталистская группировка "Хамас",
известная своими терактами на Западном берегу Иордана.
Не утихают страсти по поводу запрета администрации сети супермаркетов "Super Brugsen" своему персоналу дополнять униформу мусульманским платком. Это немедленно вызвало обвинения в дискриминации по религиозному признаку, и
напрасно фирма оправдывалась, что точно так же она против того, чтобы на кассе сидели с кольцом в носу или ирокезом на голове.
Самая недавняя из дискуссий касалась так называемого мяса "халал" - т. е "чистого" . Здесь уважают право не есть свинину, равно как и кошерную пищу. Однако сейчас дело приняло другой оборот. Мусульмане требуют, чтобы в с я мясная
продукция умерщвлялась ритуальным способом - во избежание боязни оскоромиться. Но тут уже забило тревогу общество защиты животных, а датские националисты растиражировали плакат с фонтанирующим кровью верблюдом и надписью: "Вы
хотите, чтобы ваши дети ели это мясо?"
Ситуация с мясопродуктами вообще двусмысленна, если помнить что Дания - один из крупнейших в мире экспортёров свинины и местные хрюшки без преувеличения - оплот процветания этой страны. Впрочем, как и знаменитое датское пиво, которого мусульмане чураются не меньше свинины - Кораном спиртное запрещено.
Хотя в Дании уже построено немало мечетей, однако датские мусульмане до сих пор не имеют своего кладбища - коммуны под разными предлогами отказываются предоставлять участки под захоронения. Поэтому мусульманских покойников и по сей день отсылают самолётами на историческую родину для погребения.
Так или иначе, мусульманство "чувствует себя во враждебном окружении" - подобные фразы срываются порою с уст местного духовенства, - а оно, как известно, барометр этого общества.
GENERATION 2
Разборки взрослых, к сожалению, не минуют детей. Уличные подростковые банды стали печальной приметой многих крупных городов, а сообщения о стычках с участием "anden generation indvandrere" ("второго поколения иммигрантов") в последнее время встречаются в датских СМИ не реже сводок погоды.
Здесь возлагали большие надежды на детей эмигрантов, полагая что процесс ассимиляции пройдёт для них безболезненнее, чем для родителей. И опять просчитались. Второе поколение оказалось ещё неприступнее первого.
Вот какие упрёки мусульманским сверстникам высказывают юные датчане: агрессивность, нежелание идти на контакт, плохой датский язык, стайность, а вот что не по душе палестинцу Басилю:
- Они как скоты, прямо. Никакие они не христиане - их "вера": выпивка, траханье, гулянки. Наркоманы все через одного. Никакого авторитета старших - родители для них - ничто. Родителей сдают в богадельню. Парни - вялые, бабы - как мужики: лесбиянки в 12 лет. Дальше своего пива ничего не видят. А заложить - это раз плюнуть!
Примерно так же рассуждает председатель Исламской студенческой организации Джамахир Абдалла, заключая своё послание к неверным словами:
"Датчанам стоит почитать Коран и попытаться найти внутреннюю веру, которой у них безусловно
отсутствует...Мусульмане - свободные люди в сравнении с датчанами, ставшими рабами пьянства и тотальной подозрительности. А в том что у мусульман больше детей, чем у датчан вините себя сами! Умный смеётся над глупцом."
Звучит сильно, однако тут не обходится без подводных камней - в весьма деликатном вопросе.
"Довольно часто к нам обращаются пациентки-мусульманки с просьбой о восстановлении девственности - пояснили в гинекологическом отделении госпиталя в Оденсе. - Такая операция в частной клинике стоит порядка 820 долларов и многие, не в силах позволить это себе, обращаются за помощью в коммуны или женские центры. Но чаще к нам в отделение поступают с различными рода инфекциями и следами побоев: не достав денег, пациентки вводят себе внутрь кусочек цыплячьей печени в надежде на имитацию дефлорации."
Дело, к большому сожалению, не ограничивается только побоями. На днях Данию потрясла совершенно безумная история египтянина, решившего свести счёты со своей 28-летней супругой. Подкараулив её, идущей с двумя детьми по улице, изувер дважды наехал на семью автомобилем, а затем, выскочив из машины, на глазах ошеломлённых прохожих истыкал супругу ножом, в довершение перерезав горло ей и четырёхлетней дочери.
Из полицейских сводок становится ясно, что торговлю наркотиками в свои руки перехватывают иностранцы. Перестрелки и поножовщина за право контролировать этот рынок идёт уже вовсю.Особой жестокостью отличается борьба "чёрных" с байкерами датского отделения "Hells Angels",контролирующими сбыт зелья в дискотеках. Группировка "индвандреров", работавшая до недавнего времени на подхвате не желает больше быть на побегушках и воюет с местными не на жизнь а на смерть.
СИТУАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ
Дискуссии о месте мусульман в датской среде то вспыхивают, то затухают вновь. Здесь предпочитают говорить о проблеме иностранцев в целом, но ни для кого не секрет, что под ними подразумевается всё то же мусульманское
большинство. Не случайно министр внутренних дел Торкильд Симонсен задался со страниц газет вопросом - почему у нас нет проблем с вьетнамцами? Или шри-ланкийцами?
Весной 1997 года бензина в священный огонь борьбы с иноверцами подлила бульварная "Экстра Бладет", затеяв серию статей об иммигрантах - по существу, антимусульманскую кампанию.
Фактически было снято негласное табу - сколько же эмигрантов готова принять Дания и во сколько это обходится налогоплательщикам? Ажиотаж вызвала история о сомалийце Али, его двух жёнах и 11 детях, чьё денежное содержание, выплачиваемое коммуной составило умопомрачительную сумму: 631 724 кроны в год, или свыше 100 тысяч долларов -
причём совершенно законно! Газетчики не преминули отметить, что доход семьи, не знавшей, как пользоваться туалетом, в несколько раз превышает зарплату премьер-министра страны.
"Экстра Бладет" сыграла, что называется, на больном. Неудивительно, что той же осенью на коммунальных выборах наблюдался небывалый взлёт националистической Датской народной партии, возглавляемой Пией Кьескоф - датские жириновцы стали третьей по величине политической силой в стране.
"Дания теряет контроль над заселением!" - восклицает влиятельная датская газета "Юлланд Постен". И эта ситуация, считает газета, продолжится если не будет сделано два кардинальных шага: пересмотр законов о воссоединении семей и ревизия международных конвенций, которыми Дания связана по сей день.
К новому тысячелетию Дания подошла, имея в составе до 7 процентов иностранцев: за прошедшие тридцать лет их число возросло семикратно, а ислам стал второй по значимости религией в лютеранском обществе. И это только начало.
Статистики предостерегают, что к 2020 году количество иностранцев в Дании удвоится: 14 процентов, или каждый шестой. Кто-то же должен работать в этой стремительно стареющей стране?
ПРИЗРАК БРОДИТ ПО ЕВРОПЕ...
Волнующие скандинавское общество процессы видятся лишь сглаженным вариантом общего противостояния угрозе "исламизации" в Европе. Как, впрочем, и по ту сторону Атлантики, где расовые проблемы с неменьшим успехом соседствует
с конфессиональной неприязнью.
Весьма показательна в этом отношении деятельность существующей в США организации CAIR (Council on American Islamic Relations), объединившей в своих рядах борцов с притеснителями ислама. "Каирцы", например обвинили известную фирму спортивной одежды "Найк" в том, что в надписи на подошве знаменитых кроссовок Air усматривается арабское написание слова "Аллах". Организация потребовала, чтобы "Найк" принесла извинения всему мусульманскому миру, наказала виновных и отправила персонал на курсы изучения основ ислама. Фирма ограничилась тем, что сменила шрифт.
Зато концерн McDonalds исламистам удалось принудить к тому, чтобы работающим в фирме мусульманкам разрешено было выходить на работу в чадре! В своём рвении цензоры добрались и до диснеевской продукции - мультипликационный
фильм "Алладин" ревнителями ислама был объявлен антиарабским, поскольку, по их мнению выставляет мусульман в плохом свете.
Не отстают в своих требованиях и "новые датчане". Особо сознательные предлагают даже убрать с обложки датских паспортов изображение креста - незачем, мол ущемлять религиозные чувства нацменьшинств иной конфессии.
Разумеется, подобное не имело бы места, не будь мусульмане уверены в том, что закон в Дании превыше всего - порой даже собственных интересов страны. Фундаменталисты уже привели Данию к дипломатическим проблемам, когда ФБР заявило, что проживающий в Орхусе египтянин причастен ко взрыву в Международном торговом центре в Нью-Йорке в 1995 г. - его отпечатки были найдены на планах теракта. Американское посольство потребовало выдачи египтянина, но получило отказ: Дания не выдаёт никого в страны, где существует смертная казнь.
Время, как известно лучший учитель. Возможно новый век и принесёт разрешение многих проблем, волнующих сегодня умы. Но безусловно одно: мультиэтническое общество в Дании пока только в начале пути.
Odin(c)