Масяня глазами The Wall Street Journal
Глупая мультяшная бездельница Масяня штурмом захватывает внимание российской
молодежи
("The Wall Street Journal", США)
На протяжении многих лет элиту российского бизнеса преследовали страхи девальвации, дефолта и проверок налоговой полиции. Теперь у них есть еще один повод для беспокойства: "Масяня", мультфильм в Интернете, который отвлекает внимание миллионов скучающих молодых офисных работников.
Сквернословящая, курящая травку бездельница, живущая в Санкт-Петербурге, Масяня стала российским ответом "Бивису и Батхеду" ("Beavis and Butthead"). Мультфильм стал громким хитом в сети: меньше чем через пять месяцев после того, как двухминутные эпизоды начали появляться в сети, сайт создателей мультфильма, mult.ru, стал насчитывать 22 000 щелчков в день.
Плохо нарисованная, говорящая на непристойном молодежном сленге, маниакально хихикающая и склонная к выпивке, наркотикам и сексу, Масяня имеет большое число поклонников среди российских представителей Поколения Икс, двадцати-тридцатилетних людей, известных своим ничем не ограниченным цинизмом и абсолютной незаинтересованностью в политике. "Главным образом это московские офисные служащие, которые в нарушение правил ходят по Сети в рабочее время", - говорит 35-летний создатель Масяни Олег Куваев.
"Она отражает дух времени, - говорит Александр Плющев, обозреватель, пишущий об Интернете. - Наплевательское ко всему отношение. Как, например, когда Масяня и ее друг застревают в лифте ночью в канун Нового Года, и ее друг говорит: 'Ну что ж, по крайней мере, давай тогда займемся сексом'. Таким образом он подводит этому итог".
Лучшие реплики Масяни - вроде "Бармен, пинту коньяку!" или "Кто это? Босс? Иди к черту, босс, я не могу сейчас с тобой разговаривать" - сейчас можно услышать в барах. Выход новой серии, обычно случающийся в понедельник утром, может остановить работу всего офиса. "Мы все собираемся вокруг моего компьютера и смеемся, - говорит графический дизайнер Анастасия Самохина. - Мы зовем и начальников, однако, судя по всему, они не понимают смысл. Они не говорят на ее языке".
Это точно. Г-н Куваев говорит, что директор одной санкт-петербургской телевизионной станции собирается штрафовать любого своего работника, если застанет его за просмотром мультиков о Масяне во время рабочего времени.
Для таких людей, как тридцатидвухлетняя г-жа Самохина, причина привлекательности мультфильма проста. "Ее сленг, ее жизненный стиль, ее тупые привычки - она как будто является моей карикатурой, по крайней мере, карикатурой на какую-то часть меня", - говорит Самохина. Масяня также символизирует огромную часть того, что произошло в России после краха коммунизма, особенно расцвет молодежной культуры. "Десять лет назад мы могли только ходить в гости к друзьям и пить чай или водку, - говорит г-жа Самохина. - Сейчас у нас есть деньги, которые мы можем потратить, есть места, куда можно пойти - как и у Масяни".
Другие люди быстро поняли коммерческий потенциал этого персонажа. Политические
кандидаты, стремящиеся получить голоса молодежи, просят разрешения использовать Масяню в своих предвыборных видеороликах. Бизнесмены хотят, чтобы она продавала презервативы. Принимая во внимание пробный выпуск коротких мультиков, запланированный в апреле на российском канале "MTV", Масяня имеет хорошие позиции, чтобы оказаться на коне.
Однако российский политический истеблишмент скорее всего встретит этот персонаж с неодобрением. Россия имеет давние традиции государственной цензуры, и руководители без промедления осуждают вещи, которые, по их мнению, плохо влияют на молодежь. В начале этого месяца президент Владимир Путин, с сожалением говоря о нехватке образовательных программ на детском телевидении, призвал представителей культурной элиты создавать достойные подражания персонажи, которые "вытеснят негативные персонажи из средств массовой информации". (Нам не удалось связаться с г-ном Путиным, чтобы узнать его точку зрения о Масяне.) Гости одного телевизионного шоу уже осудили г-на Куваева за "рекламу употребления наркотиков" среди российской молодежи.
Даже некоторые веб-дизайнеры критически относятся к Масяне. "Она не представляет никакой художественной ценности, - говорит директор московской фирмы веб-дизайна "VDLabs" Сергей Ледоколов. - Тот факт, что вокруг нее поднялось столько шума, только показывает, насколько примитивен российский интернет".
Тощее тело, непропорционально большая голова, выпуклые глаза и кривая усмешка - Масяня, несомненно, не является произведением искусства. Она не ходит, а просто прыгает по монитору. Санкт-Петербург, где она живет, представляется пустынной местностью с заполненными мухами и тараканами квартирами, дождливыми улицами, выбитыми окнами и низкопробными питейными заведениями, в которых полно напившихся людей. Когда она встречает Принца своей мечты на безлюдном тропическом пляже, он первым делом просит: "Дай мне сто баксов до выходных".
Однако именно этот черный юмор сделал Масяню хитом. В одном мультфильме она звонит другу, чтобы обсудить планы по поводу вечеринки, посвященной ее дню рождения, и перечисляет список веществ, таких как кокаин, экстази и "волшебные грибы", которые она достала для этого события. Ее друг спрашивает, не нужно ли принести пива. "О, нет, - говорит Масяня. - Все напьются, перевернут все вверх дном. Нет, не нужно пива, я респектабельная девушка".
Г-н Куваев говорит, что создание Масяни было "хулиганским поступком". Он придумал ее в прошлом году, чтобы разнообразить скучную работу санкт-петербургской студии веб-дизайна "Тотем". Он создал Масяню на обычном компьютере, используя обычное программное обеспечение, такое как "Macromedia Flash", копируя персонажей с себя и своих друзей, и беря сюжеты и диалоги из жизни. "Я всего лишь хотел повеселить своих друзей", - говорит он со зловещим знакомым смешком.
Мультфильм появился в нужное время, влившись в струю чрезмерной популярности развлекательных сайтов среди российских работников. Дома подключение через модем остается заложником плохого качества и низкой пропускной способности российской устаревшей телефонной сети. В офисах подключение по кабелю предоставляет круглосуточный, высокоскоростной доступ к Интернету. Кроме того, это бесплатно.
На работе люди смотрят не только на Масяню. Anekdot.ru, на котором размещены смешные истории, и Krovatka.ru, популярный чат, имеют столько же посетителей, сколько и поисковая машина Aport.ru и новостной сайт Gazeta.ru. "Я в ужасе от того, как российские офисные работники используют Интернет, - говорит г-н Плющев. - На работу тратится только 50 процентов времени. Остальное уходит на чат, электронную почту и мультфильмы".
Поначалу популярность Масяни была очень удивительна. "Каждый понедельник, когда появлялся новый мультфильм, сервер мог рухнуть", - говорит г-н Куваев. Ему пришлось менять сервер четыре раза, и сейчас он платит за надежный хостинг около 1200 евро, по сравнению с 70 евро, которые он платил, когда проект только зарождался.
Теперь Mult.ru начинает себя оправдывать. Г-н Куваев получает прибыль за счет банерной рекламы, а от компаний, таких как, например, оператор сотовой связи "Мобильные ТелеСистемы", поступают заказы на мультимедийные презентации с использованием "Flash", при помощи которого он создал Масяню. Он взял на работу менеджера и еще одного аниматора, а в Москве команда из двух человек занимается продвижением на рынке и другими коммерческими вопросами.
Сделка с "MTV" резко увеличит аудиторию Масяни. В России, обладающей 144-миллионным населением, есть всего четыре миллиона пользователей интернета. В настоящее время уже обсуждаются планы выпуска говорящей куклы Масяни - которая несомненно оскорбит чувства защитников российской молодежи.
Однако г-н Куваев отрицает утверждения о том, что Масяня оказывает плохое влияние. Она является последним персонажем в длинном списке русских литературных героинь, говорит он. "Конечно, она уродлива, - добавляет Куваев. - Однако она не настолько глупа, как выглядит".
Гай Чейзан (Guy Chazan), с сайта ИноСМИ.Ru