K-PAX (Планета Ка-Пэкс)
На ту же тему, между прочим, фильм «Другие» с Кидман. Стоило только заикнуться, что фильм Аменабара был бы интереснее, окажись Кидман просто сумасшедшей, как тут же у нас появился "Ка-Пэкс". Прямо на заказ:)
Оригинальное название: K-PAX
Страна:2001 г., США
Жанр:фантастика или комедия или семейная мелодрама
Продолжительность 120 мин.
Режиссер: Йен Софтли
Автор сценария: Чарльз Левитт по рассказу Джина Брауэра
В ролях: Кевин Спейси, Джефф Бриджес
Планета Ка-Пэкс имеет два солнца и восемь лун. Красиво, должно быть. Но есть большой минус. Секс на Ка-Пэксе - очень болезненная процедура. И еще - та нет семей, там всем на всех плевать. Находится эта планета в созвездии Лира, а может - только в голове пациента психиатрической клиники, который считает себя ее обитателем. Он называет себя Протом, обожает земные фрукты до того, что готов жевать бананы прямо с кожурой. Врач пытается вернуть Прота к реальности, но в ходе процедур начинает понимать, что сам о реальности имеет смутные представления. Как и все мы. Что и придает фильму универсальное звучание.
Так о чем фильм?
О вере? Нет, о вере уже есть "Сталкер", и Софтли прекрасно это знает, поскольку пользуется тем же приемом: у Тарковского зону не отличить от обычного пустыря, у Софтли пришельца не отличить от обычного Спейси. У Тарковского поверить в космические аномалии какой-то свалки, значит продвинуться духовно. У Софтли сложнее.
Об отвественности? Нет, об ответственности уже есть "Полет над гнездом кукушки", с которой у Софтли мало общего."Кукушка" устроена примитивнее. Иначе и быть не могло. В Америке Форман сознательно гнал попсу (лучшее он снял в Чехословакии). Просто в то время у масс явилось желание казаться себе более интеллектуальными. Поэтому Форман и скармливал ей стандартное скотство (Николсон под электорошоком, психи на воле, пьянка с шлюхами в медицинском отделении, дебош из-за телематча и т.д.), но в упаковке благоро-о-о-о-днейших идей (типа того, что ради свободы не жалко и жизнь отдать, не то что девственность).
У Софтли скорее фильм о безответственности. Причем, всеобщей. Можно устроить любой беспредел (или позволить произойти чему угодно), а потом преспокойно выпасть в коматоз, эйфорию или начать бредить с различной степенью связности. И все! Я бамбук, я ка-пэкс, сбрось на факс, крекс-пэкс-фэкс... Кстати, врач тоже с легкостью переключается на автопилот, когда ситуация вышла из-под его контроля. В конце фильма он вроде бы уверовал, что его пациент все-таки улетел, а на Земле осталась только абсолютно невменяемая оболочка. Так ведь это тоже настоящая халатность! Психотерапевт залечил пациента до состояния овоща, и после этого - никаких угрызений совести: спокойно катает его в инвалидном кресле и умиляется. Остальные тоже не лучше: астрофизикам пациент нарисовал суперсложную схему (знать ее мог только компьютер профессионала), после чего его спокойно отправляют обратно в дурку, все пациенты хотят улететь с ним на Ка-Пэкс, хотя ясно сказано, что там всем на всех наплевать, нулевая степень личных связей, зато очень красивое освещение от нескольких лун и солнц. И после этого нам говорят, что этот фильм - беззубая полуфантастика на грани семейной мелодрамы. Что тут еще сказать? Ничего себе пошли семейные развлечения.
На ту же тему, между прочим, «Другие» с Кидман. Стоило только заикнуться, что фильм Аменабара был бы интереснее, окажись Кидман просто сумасшедшей, как тут же у нас появился "Ка-Пэкс". Прямо на заказ:)
Дополнение для въедливых
Йэн Софтли умеет устроить переворот в сознании предельно незаметно. Самые скандальные вещи он проговаривает так деликатно, что многие просто не врубаются. Скажем, он снял один из самых потрясающих фильмов о Битлах. Там он проделал с имиджем Леннона и Маккартни то же самое, что Ди Каприо в "Кафе "Донс Плам"" проделал со своим собственным. Привыкли считать, что ранние битлы - это сладкая попса. Софтли показал их как тупую и наглую урлу. И как вы думаете, кому битлы обязаны успехом? Леннону? Маккартни? Забудьте. По Софтли главным в «Битлз» был Стью Сатклифф, единственный, кого образованные и талантливые немцы не боялись приглашать на свои вечеринки. В Стью влюбилась Астрид, которая и придумала битлам их имидж. Да за такую трактовку событий фанаты с любого другого сняли бы скальп (вспомните о травле, которой подвергся Гольдман за свою биографию Леннона, хотя он талант его под сомнение не ставил). И что? Никаких скандалов, никаких наездов на автора. По-моему, устраивать такие незаметные провокации куда сложнее, чем сводить с ума прессу и фанатов. Вот хороший пример. В свое время во Франции хотели запретить две книги: "Цветы зла" Бодлера и "Мадам Бовари" Флобера. "Цветы зла" в душераздирающих обложках перепечатываются у нас до сих пор. Само назвние стало крутым брендом - появились "Русские цветы зла". А что же с Бовари? Да кому она нужна! Кто поверит, что такую вещь вообще кто-то мог дочтитать до конца, не то что запретить? Кто поверит, что в роли мадам Бовари Юппер потрясает сильнее, чем в модной "Пианистке"?
Вадим Агапов
www.drugoe-kino.ru