Under Suspicion («Под подозрением»)
В криминальной мелодраме «Под подозрением» (Under Suspicion), вышедшей на видео, великие актеры Джин Хэкман и Морган Фриман мотают друг другу нервы. И вовсе не обязательно, что проиграет тот, кто сдался. На острове Сен-Хосе проблем с преступностью хватает. Но именно убийство двух 12-летних девочек взбудоражило полицию. Под подозрение попал видный общественный деятель, преуспевающий налоговый адвокат мистер Генри Херст (Хэкман) – уже одно имя звучит как обвинение. Так всегда зовут напыщенных хлыщей с тугими кошельками и гаденькими тайнами. Капитан полиции Виктор Бенезет (Фриман), доказав его вину, может продвинуть свою карьеру, поскольку дело будет громким и скандальным.
Режиссер Стивен Хопкинс построил свое расследование в разговорном стиле, практически без экшена, что значительно усложняет его задачу. Эффектными трюковыми сценами не прикроешь вялость сюжета. Надо держать внимание публики только за счет внутренних резервов – актерской игры и сильной интриги.
Если с самого начала в детективе вас убеждают, что главный герой – убийца и стопроцентный подонок, тут же возникает уверенность в его полной невиновности. Слишком уж банальный ход. Адвокат Херст подозрителен по всем статьям. Уже на втором допросе он начинает путаться в показаниях. Сперва он числится только как свидетель, сообщивший о трупе девочки. Но уже через пять минут он, уличенный в мелкой лжи и противоречиях, становится основным подозреваемым. Однако в его вину не веришь.
Тогда режиссер вместе со следователем начинают затягивать петлю на шее адвоката. Выясняется, что он и первую жертву мог знать, а в день убийства был неподалеку от места преступления. Все еще не верим. Тогда выясняется, что его не подпускает к себе красавица жена (Моника Белуччи) и он ходит к дешевым проституткам, причем предпочитает юных, а обращается с ними грубо. Не верим, но уже не так твердо. А если учесть, что и в жены он взял молоденькую девушку, будучи пожилым господином... А если он еще и к племяннице пытался подкатить... А если в его фотолаборатории нашлись карточки, на которых… Все, верим – он, гад, точно он, никаких сомнений.
Но кино-то совершенно не про это. Не про маньяка, не про педофила, не про хитроумного следователя и коварного преступника. Это и будет главным детективным открытием фильма, а не выяснение вины. То есть вина, на самом деле, выясняется, но вовсе не та, что казалась вначале. Секретом владеет вроде бы второстепенный персонаж, молчаливая и отрешенная супруга Херста. И капитан Бенезет, снимавший спесь с лощеного господина слой за слоем, обнаруживший все его комплексы, раздевший его совесть донага, натыкается на неожиданный результат.
В такой истории хорошие актеры делают полдела. Следить надо за тем, как два больших мастера переигрывают друг друга. Высокомерие сходит с вальяжного и ироничного Хэкмана, как шелуха, под которой обнаруживается одинокий человек, одержимый болезненными фантазиями и до ненормальности преданный своей жене. Вдумчивый и упорный Фриман ведет себя как хирург. Медленно и аккуратно он режет по живому. Он убежден в вине адвоката и держит его мертвой хваткой. Он последователен и спокоен. Осаживает молодого помощника, которому не терпится унизить большую шишку. Спешить не стоит. Надо вывернуть подозреваемого наизнанку и довести до признания. Лучшие идеи к нему приходят после разговоров с госпожой Херст. Моника Белуччи демонстративно хороша, но играет скучно. Ее задача украшать кадр и время от времени наполнять глаза непроливающимися и оттого еще более трагическими слезами.
«Под подозрением» не оправдывает надежд, что так щедро заявлены вначале. Пока его смотришь, чувствуешь себя рыбаком – вот-вот что-то клюнет, сейчас сюжет вынырнет из глубины и порадует хорошей добычей. Но рыбешка оказывается никчемной, хоть и занятной на вид. Резкая смена жанра с детектива на драму слегка ошарашивает, но кажется неоправданной. Режиссер ограничился слишком расплывчатыми намеками на истинные причины произошедшего, и в итоге не очень понятно, а стоило ли вообще огород городить.
Александр Стрелков