Два капитана, или SAS уполномочен попросить
Помощь скандинавских государств в очередной раз продлевает агонию авиаперевозчика.
Фото c сайта stellartravel.com
Авиакомпания
SAS «Скандинавские авиалинии» (
http://www.sasgroup.net/SASGroup/default.asp) второй год подряд несет значительные убытки и опять просит у своих крупнейших акционеров разрешения на дополнительную
эмиссию акций (
http://www.tv2nyhetene.no/innenriks/okonomi/sas-stuper-paa-oslo-boers-3131314.html). По сути дела, речь вновь идет о финансовой помощи со стороны крупнейших собственников – правительств Дании, Норвегии и Швеции. Если в 2008 году убытки SAS объяснялись спадом в отрасли, то в прошлом году целый ряд авиаперевозчиков показал отличные результаты.
В их числе –
Norwegian (
http://www.norwegian.no/om-norwegian/fakta1/), которая является второй по величине после SAS авиакомпанией в Скандинавии. Однако разница в работе двух компаний заключаются не только в качестве их бухгалтерских балансов. В отличие от своего конкурента Norwegian не рассчитывает на государственные ресурсы – компания использует деньги налогоплательщиков лишь после того, как они покупают билеты на ее рейсы.
Дежавю
SAS снова не радует своих акционеров: 2009 год компания закончила с убытками в размере 3,4 млрд. шведских крон, или около 345 млн. евро. Чтобы рефинансировать накопившиеся долги банкам и продолжить производственную деятельность, перевозчик обратился к крупнейшим акционерам - правительствам Швеции, Норвегии и Дании и шведскому фонду Валленберга, с просьбой о дополнительной эмиссии в размере 5 млрд. шведских крон. Швеции, Норвегии и Дании принадлежат 50% акций авиаперевозчика, фонду Валленберга – около 8%, остальные активы принадлежат мелким собственникам.
«2009-й финансовый год был, вероятно, наиболее трудным, поскольку вся отрасль авиаперевозок переживала последствия глубокой рецессии в глобальной экономике из-за начавшегося финансового кризиса. Плохая конъюнктура повлияла на пассажиропоток и выручку SAS, что отразилось на финансовых показателях», -
заявил глава SAS Матс Янссон (
http://www.na24.no/imarkedet/article2826399.ece) во время презентации годового отчета. Действительно, в прошлом году SAS перевезла 24,9 млн. пассажиров, в сравнении с предыдущим годом падение составило более 14%.
В начале 2009 года SAS уже обращалась к своим крупнейшим акционерам и проводила эмиссию акций, в тот раз объемом в 6,3 млрд. шведских крон. И тогда причина также заключалась в плачевных финансовых результатах: 2008-й явился для компании рекордно плохим. Убытки составили 6,3 млрд. шведских крон, были уволены свыше 3 тыс. сотрудников. Сократился самолетный парк и уменьшилось число маршрутов, особенно за пределы Скандинавии. Тот год Янссон также называл «самым трудным и непредсказуемым».
И в прошлом, и в нынешнем году правительства скандинавских стран почти сразу согласились на «антикризисную» эмиссию. В Норвегии с тех пор сменился министр промышленности и торговли, но мотивация решения почти не изменилась. «Мы – собственник этой авиакомпании. Мы считаем необходимым сохранить существующую сеть авиаперевозок в Норвегии, что и будет достигнуто таким решением. Мы должны также сохранять рабочие места в Норвегии и оберегать активы, принадлежащие государству», - объясняла решение правительства в феврале 2009 года
Сильвия Брюстад (
http://www.nettavisen.no/okonomi/article2526264.ece). «Мы требуем значительного сокращения издержек, одновременно с этим в течение года компания должна рефинансировать свой долг. Мы считаем, что эти меры сделают SAS конкурентоспособной», - скажет годом позже преемник Брюстад
Трунн Гиске (
http://www.tv2nyhetene.no/innenriks/okonomi/sas-stuper-paa-oslo-boers-3131314.html).
Чемодан без ручки
Как и год назад, против решения норвежского правительства резко выступили представители оппозиционных правых партий (http://www.hardanger-folkeblad.no/Innenriks/n_ringsliv/article4851268.ece). «Сейчас компания и государство зашли слишком далеко. Мы еще раз наблюдаем, как государство становится денежной машиной», - заявил депутат парламента (Стортинга) Харальд Несвик. Его поддержал другой депутат, Свейн Флоттен: «В прошлом году министерство промышленности написало в Стортинг, что эмиссия позволит сохранить деятельность компании и прибыль акционеров. Этого не произошло. Мы были скептически настроены в прошлом году, и не менее скептически относимся к эмиссии сейчас».
Аналитик из First Securities Ханс-Эрик Якобсен считает, что государство не имеет права использовать деньги налогоплательщиков для расчистки балансов SAS. По его мнению, в случае, если правительство оказывает финансовую помощь лишь одному игроку, это идет во вред всем потребителям. «SAS уже не восстановится, а государственная поддержка сможет лишь нарушить конкурентный баланс, поскольку другие авиаперевозчики не получают подобной помощи» (http://www.vg.no/nyheter/innenriks/artikkel.php?artid=557729), - утверждает аналитик.
С Якобсеном согласен профессор политэкономии Фруде Стен, ученый полагает, что финансовая помощь должна быть нацелена на улучшение результатов и укрепление бизнеса. «Если это инвестиции, которые осуществляются для субсидирования рабочих мест или для сохранения сети полетов, то это ошибка. Смешивать сохранение маршрутной сети с требованием рентабельности авиаперевозок неправильно. Если государство дает деньги SAS, компания должна заработать на них прибыль. А сохранение существующих маршрутов – не что иное, как прямая субсидия», – полагает Стен.
Ханс-Эрик Якобсен считает, что лучшим решением для «Скандинавских авиалиний» было бы контролируемое банкротство, которое может привести к ее поглощению более сильным конкурентом, например, немецкой Lufthansa. Однако правительство в лице Гиске пока не желает расставаться с авиационным активом: «мы не исключаем, что в будущем для SAS возможна консолидация с другими авиакомпаниями. Но вне зависимости от того, будет компания продаваться или нет, ее деятельность должна продолжаться» (http://e24.no/selskap/SAS-NOK/article3509546.ece). По оценкам издания Dagens Næringsliv, капитализация «чемодана без ручки» уменьшилась с 2007 года (тогда курс акций SAS исторического максимума) на 99%, а норвежское правительство потеряло на этом 3,3 млрд. норвежских крон (http://www.dn.no/forsiden/politikkSamfunn/article1835187.ece).
Первым делом - самолеты
Как и следовало ожидать, наибольшее недовольство государственной поддержкой SAS выразил руководитель Norwegian Бьёрн Хьюс (http://e24.no/boers-og-finans/article3508849.ece). «Государственное финансирование новой эмиссии акций основательно подрывают конкуренцию. Игрок, который показывает себя неконкурентоспособным, использовал в прошлом году средства налогоплательщиков для агрессивного ценового демпинга», - заявил Хьюс, представляя финансовый результат Norwegian. Но ни государственная помощь конкуренту, ни действительно сложная ситуация в отрасли авиаперевозок не помешали Norwegian показать лучшие результаты за все время ее работы. После вычета налогов прибыль перевозчика составила 446 млн. норвежских крон. В 2009 году Norwegian перевез 10,8 млн. пассажиров, что на 18% больше, чем годом ранее. Были открыты 63 новых маршрута: 30 - в Дании (Slon.ru писал о том, как датские конкуренты пытались сорвать одну из рекламных акций (http://www.slon.ru/articles/247715/) Norwegian), 18 – в Швеции и 15 – в Норвегии. А в середине февраля этого года самолеты Norwegian впервые стали летать в Хельсинки из Осло и Стокгольма.
Во время презентации прошлогоднего результата Хьюс объяснил, почему его компания оказалась в прошлом году намного эффективнее конкурента. Оказывается, перевозка одного пассажира на дистанцию в 1 км обходится Norwegian в 49 норвежских эре (0,49 кроны), а аналогичный показатель SAS равен 95 эре (http://www.aftenposten.no/okonomi/innland/article3513270.ece). «Я полагаю, что в перспективе очень трудно работать, если имеет место столь большая разница в издержках. Проблемой является самолетный парк. Norwegian никогда не сумел бы заработать денег с тем флотом, который есть у SAS», - настаивает Хьюс, который прежде сам управлял пассажирским самолетом. «Мы пополняем свой парк все большим числом новых «Боингов» 737-800 с большей вместимостью, что снижает наши издержки и, следовательно, цены на билеты. Одновременно значительно уменьшаются выбросы парниковых газов, что хорошо и для окружающей среды, и для кошелька наших клиентов», - объясняет успех компании ее «капитан». Как известно, европейские авиакомпании платят налог на выбросы двуокиси углерода.
Пока издержки Norwegian выше, чем у малобюджетной ирландской Ryanair, но Хьюс считает, что в будущем авиакомпаниям придется заниматься не только перевозкой пассажиров. «Конкуренция усиливается и для того, чтобы быть конкурентоспособным, придется летать так дешево, что на этом будет невозможно зарабатывать деньги. Для прибыли нужно искать дополнительные продукты», - уверен Хьюс. Norwegian уже открыл собственный банк, а для обеспечения необходимых сервисов создан оператор мобильной связи. Если лишь каждый десятый пассажир Norwegian воспользуется услугами банка, то банк получит больше миллиона клиентов. «Сервисов будет еще больше. Возможности Интернета огромны. Все, что мы предпримем в будущем, базируется на Интернете и находится в сегменте низких цен» (http://www.dn.no/forsiden/naringsliv/article1838468.ece), - пророчит Хьюс.