Das Experiment
Казаки-разбойники, полицейские и воры, тюремщики и заключенные – поделились на команды и играют. За ними следят телекамеры, за телекамерами прячутся ученые. Они организовали «Эксперимент» («Das Experiment»). За 14 дней тюремного заключения участники опыта должны получить 3 млн марок. Результат – три трупа и несколько раненых.
Поскольку фильм снят по реальным событиям, постановка отличается суровым натурализмом и жестокой простотой. Режиссер Оливер Хиршбигель не утрирует зверства своих героев, не придумывает, как бы посильнее напугать публику. Он делает ставку на самодостаточность сюжета.
Журналист Тарек Фад (Мориц Бляйбтрой – главная звезда нового немецкого кино) находит в газете объявление: происходит набор добровольцев для участия в эксперименте. Две недели отобранные люди проведут в специальной тюрьме, точно воспроизводящей условия настоящей. Одни – в качестве надзирателей, другие – заключенных. Ролевая игра должна дать бесценный практический материал для социальных психологов. Тарек решил воспользоваться этим случаем, чтобы вернуться в редакцию после очередной депрессии – он уходил работать таксистом.
Журналист получает карт-бланш на подготовку большой статьи. Обещан солидный гонорар. Тарек покупает специальные очки для скрытной фото- и видеозаписи. Напоследок редактор сообщает, что в военные отправляют своего человека для наблюдения за процессом.
Все начиналось как забавное развлечение. Игроки разделились на две команды. Задача одних – смирно сидеть за решеткой. Другие должны поддерживать порядок и требовать соблюдения правил. Первый день вся компания шутит и веселится, радуясь эксцентричной забаве. Тюремные робы и униформа для них – карнавальные костюмы, а решетки, замки и нары – декорация.
Но уже в первый же день произошло пустяковое недоразумение. Один из заключенных не может пить молоко. Правило гласит: съедать все, что будет предложено. Фад выпивает бутылочку за товарища и радостно вопит: "1:0 в нашу пользу!" Счет открыт, матч начался. Тарек и не подозревал, несколько опасной будет игра. Он ведь думал, что это только условность, что ее понимают и воспринимают так же легкомысленно, как он.
Охранники же отнеслись к своей задаче более серьезно. Они решили, что данной им властью надо распорядиться не понарошку. Применять насилие запрещено условиями эксперимента. И тогда самый тихий и скромный дяденька застенчиво сообщает, что где-то читал о том, как добиться превосходства и установить контроль. Лучшее средство для этого – унижение.
Надзиратели начали с того, что усмирили беснующихся псевдозэков, охладив их из огнетушителей и раздев донага. Шутки кончились. Подопытные потеряли (или приобрели?) чувство реальности. Роли наполнились новым содержанием. Игрушечная тюрьма превратилась в настоящий застенок.
Однако эксперимент не остановлен. Это именно та ситуация, которую провоцировали психологи. Они заинтересованы в нарушении стабильности, чтобы получить уникальную информацию о трансформациях сознания.
Можно было бы решить, что «Эксперимент» – кино про плохих ученых, цинично использующих людей как материал для сомнительных антигуманных исследований. Но режиссер Хиршбигель явно не хотел зацикливаться только на такой трактовке. Он выясняет, что антигуманность в принципе заложена в человеке. Стоило только дать в одну руку правила, а в другую – дубинку, как сразу полезут из глубин души мрачные демоны и робкий бюргер превратится в свирепого изобретательного фашиста.
Пресловутая немецкая основательность и точность играют особую роль. Первым настаивает на ужесточении обращения с заключенными менеджер крупной фирмы, у которого в нормальной жизни сотни подчиненных. Порядок оказывается хорошим поводом для садизма. Стоило только тюремщикам почувствовать вкус власти и ощутить свое превосходство, изначально условное, над коллегами по игре, как зверства посыпались одно страшнее другого.
Больше прочих достается, разумеется, журналисту, который никак не поймет, что дело приняло серьезный оборот. Если бы не засланный в эксперимент военный агент, неизвестно, выжил бы кто-нибудь вообще. Столкновение тоталитарного и свободного сознания могло уничтожить всех. Суть опыта и его жестокость в том и состояли, чтобы выяснить, не столько поведение тюремщиков, которое вполне очевидно, сколько проверить готовность невинных и свободных людей превратиться в бесправных рабов, которыми можно как угодно помыкать. Для того же нужно и анархическое поведение журналиста, не способного принять инсценировку за реальность. Эксперимент провалили два фактора – естественное стремление к свободе и столь же естественное стремление к подавлению чужой воли.
Выяснением этих вопросов режиссер занимается примерно две трети фильма и бросает их после того, как команда охранников переходит запретную границу, начинает устанавливать свои правила и переходит к насилию. С этого момента, спасающего сюжет от чрезмерного идеологического занудства, Хиршбигель переходит к обычному тюремному боевику (вроде "Тюряги", "Танго и Кэш" и десятков прочих), когда хорошим парням надо сбежать, а плохие хотят их непременно прикончить.
Газета.ру, 03 января