No show must go on
Как датская авиакомпания пыталась сорвать рекламную акцию норвежских конкурентов, скупая дешевые билеты
Что общего между диснеевским Дональдом Даком, секс-бомбой Алоттой Фагиной (подружкой киногероя Остина Пауэрса) и главой норвежской авиакомпании Norwegian Бьёрном Хьюсом? Оказывается, эти известные персоны заказали рекламные авиабилеты на рейс Копенгаген–Каруп, но не поднялись на борт самолета. Дело в том, что сотрудники конкурирующей с Norwegian датской авиакомпании Cimber Sterling под вымышленными именами раскупили большую часть авиабилетов, лишив обычных пассажиров возможности улететь за одну крону.
ПАРАД ПУСТЫХ КРЕСЕЛ
18 января норвежская малобюджетная компания Norwegian выполнила первый в своей истории рейс внутри соседней Дании: из столичного аэропорта «Каструп» в город Каруп, находящийся на полуострове Ютландия. Красный день календаря норвежцы решили отметить с размахом, предложив первым трем тысячам пассажиров билеты по цене в одну датскую крону – примерно шесть рублей, включала все налоги и сборы. Буквально за один день рекламные билеты были полностью распроданы, однако норвежцев ждало разочарование: из 150 пассажиров, которые должны были лететь первым рейсом из Копенгагена, на борт поднялись лишь 32.
Вообще-то авиакомпании частенько сталкиваются с тем, что пассажиры, которые покупают самые дешевые билеты, по каким-то причинам отказываются от полета – не жалко. Авиаперевозчики даже называют не прибывших к вылету специальным термином – «no show». Однако на этот раз отказников оказалось слишком много, и руководство Norwegian заподозрило неладное. «На нашем первом рейсе было 118 «no show». Билеты на эти места были проданы, поэтому мы предположили, что здесь что-то нечисто», – поделилась сомнениями руководитель департамента по связям с общественностью Norwegian Анне-Сиссель Сконвик.
Поскольку практически все билеты малобюджетных авиакомпаний, таких, как Norwegian, продаются через интернет, нетрудно установить как имена пассажиров, так и имена владельцев кредитных карт, на которые покупались билеты. Оказалось, что праздник «открытого неба» норвежцам испортил местный конкурент: билеты скупали сотрудники датской авиакомпании Cimber Sterling.
ТАИНСТВЕННАЯ МИССИС БЬЕРН ХЬЮС
Дело в том, что до эпохального 18 января Cimber Sterling была монополистом на маршруте Копенгаген – Каруп, поэтому приход энергичных норвежцев не сулил датчанам спокойной жизни. «Мы были шокированы, когда обнаружили, что за именами владельцев кредитных карточек стоит администрация и руководство наших конкурентов», – возмущается Сконвик. Конкуренты проявили своеобразное чувство юмора: они покупали билеты не на собственные имена, а на вымышленных Андерса Анна (датский аналог утки Дональда Дака), Алотту Фагину, и даже на имя руководителя Norwegian Бьёрна Хьюса. Хьюс, правда, был зарегистрирован как женщина – Ms. Bjørn Kjos. Выяснилось, что из трёх тысяч рекламных билетов сотрудниками Cimber Sterling было куплено около 650.
Поначалу датчане пытались отрицать очевидное. Один из руководителей Cimber Sterling Якоб Крогсгор даже пытался шутить: «Ничто не говорит о том, что за этим стоим мы. Если бы мы сделали подобное, то явились бы на борт в фирменных футболках Cimber Sterling». Однако норвежцы представили датским СМИ неопровержимые доказательства. Выяснилось среди прочего, что директор Cimber Sterling по правовым (!) вопросам Алекс Дюргор скупал билеты, пользуясь рабочим компьютером, находящимся в корпоративной сети. «Я подтверждаю покупку билетов, но не буду говорить, сколько билетов я купил. Подчеркиваю, что я покупал билеты как частное лицо», – признал очевидное Дюргор.
Норвежцы, однако, не оставили белых пятен в истории с приватной сделкой главного правоведа конкурента: Дюргор приобрел целых 54 билета. Наступив на горло корпоративному чувству юмора, Дюргор был вынужден высказать нечто, подобное официальному извинению: «Мы объявили сотрудникам, что те не должны покупать у конкурентов, таких, как Norwegian, билеты, которые не будут использоваться». Юрист пообещал провести внутреннее расследование и поделиться полученной информацией с норвежцами.
ШВЕДЫ БЫЛИ ПЕРВЫМИ
Судя по отзывам датских СМИ, победителями в этой истории выглядят норвежцы, а Cimber Sterling придется, вероятно, наказать слишком ретивых исполнителей. «Я весьма огорчен тем, что подобное имело место. Конкуренция в авиационных перевозках очень сильна, но подобный инцидент подрывает все этические нормы внутри отрасли», – сожалеет один из руководителей датской туристической компании Travelbroker Оле Кристенсен.
Как утверждают норвежские эксперты, датчане не были первооткрывателями шоу с массовым «no show». Подобное случилось девять лет назад в Швеции, где открылась компания, торгующая электронными авиабилетами – Gotlandsflyg.se. Конкуренты в массовом порядке скупили билеты, но самолеты летали с пустыми местами. Среди виртуальных пассажиров был даже знаменитый шведский король Густав Ваза. Как видим, датчане оказались более патриотичными: они не запятнали славных имен своих знаменитых предков. Репутации Абсалона и Кристиана IV ничего не угрожает.
Текст статьи в интернете: http://www.slon.ru/articles/247715/