Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Четыре растроганные женщины и председатель

Нобелевскую премию Обаме вручили не ангелы и не мировое сообщество, а пятеро депутатов норвежского парламентаРешение Нобелевского комитета «Бараку Обаме присудили Нобелевскую премию мира», именно так выразились большинство СМИ. Это безличное «присудили» звучит так, будто решение принимают какие-то небесные силы от имени всего человечества. За обсуждением вопроса, достоин ли он награды, забылось, кто же собственно его наградил.
А это всего-навсего пять депутатов норвежского парламента со своей норвежской ментальностью, привычками и традициями.
КУЗНИЦА ЛАУРЕАТОВ
Альфред Нобель был не только великим ученым, бизнесменом и мизантропом, но и обладал даром предвидения. Он предвосхитил обретение Норвегией независимости и доверил парламенту тогда еще полуавтономной части шведского королевства право присуждать премию мира. «Поборники мира составляют комитет из пяти человек, которых выбирает норвежский Стортинг», – писал Нобель в своем завещании.
Более ста лет норвежские пятерки награждают тех, кто, согласно Нобелю, «сделал больше или лучше для братства между народами, ликвидации или сокращения действующих армий, или проведения и укрепления конгрессов во имя мира». И если лауреаты становятся известными всему миру, то о тех, кто выносит решение, этого сказать нельзя.
Росс Даузет из New York Times не случайно назвал членов Нобелевского Комитета «малоизвестной пятеркой норвежцев». Именно они, а не воображаемое «мировое сообщество» приняли столь вызывающее решение, утверждал колумнист.
Предпочтения норвежцев и раньше зачастую критиковались как спорные и крайне политизированные. Миру пришлось свыкнуться с тем, что «братание» трактуется ими расширительно, поэтому лауреатами становились не только политики-миротворцы, но также руководители международных организаций и правозащитники. Но иногда казалось, что о завещании Нобеля норвежцы просто забыли, иначе как можно объяснить выбор Альберта Гора, получившего в 2007 г. премию за борьбу с глобальным потеплением.
Нынешнее награждение Барака Обамы все же возвращается к нобелевскому наказу. По крайней мере, так считает нынешняя пятерка – Турбьёрн Ягланд, Сиссель Марие Рёнбек, Огот Валле, Каси Кулльман Фиве и Ингер-Марие Юттерхорн. Один мужчина и четыре женщины, чей возраст варьируется от 58 до 67 лет, единогласно проголосовавшие за Обаму.
Самый авторитетный из пяти – председатель Комитета Ягланд, один из лидеров Рабочей партии, занимавший посты премьер-министра (1996 – 1997 гг.), министра иностранных дел (2001 – 2001 гг.) и президента Стортинга (2005 – 2009 гг.). Недавно Ягланд стал чиновником международного ранга – его избрали генеральным секретарем Совета Европы.
Несмотря на внушительный послужной список, он был избран в Комитет только в этом году, поэтому нобелевского «бэкграунда» не имеет. Зато другому члену Рабочей партии – Рёнбек – опыта не занимать, она стала «поборником мира» еще в 1994 году. Нынешний состав Комитета отражает соотношение сил в Стортинге – левые правительственные партии находятся в большинстве. Валле представляет Социалистическую левую партию, а Фиве и Юттерхорн – оппозицию, консервативную партию «Хёйре» и праворадикальную Прогресса.
КТО БОЛЬШЕ?
Однако если в парламенте левым и правым приходится вести по-норвежски горячие дискуссии, то члены Комитета свободны от фракционных установок. Право на собственное мнение подчас отстаивается весьма решительно: в 1973 г. один из членов Комитета вышел из его состава в знак протеста против присуждения премии Генри Киссинджеру.
Чтобы исключить давление извне и предотвратить утечку информации, в этом году пятерка даже работала в помещении с занавешенными окнами. Мобильные телефоны не только отключались, но и оставлялись вне зала заседаний. «Нобелевский Комитет должен быть таким, как установил Альфред Нобель. Независимым, с полной самостоятельностью, способным улавливать то, что происходит в мире. Важно и то, что мы можем принимать неоднозначные решения тогда, когда это необходимо», – подчеркнул Ягланд в интервью телерадиокомпании NRK.
Профессор скандинавского отделения Университета Вашингтона в Сиэтле Терье Лейрен объясняет спорное решение Комитета следующим образом: «Речь Обамы в ООН была встречена очень позитивно, она точно соответствует взглядам норвежцев на их собственную внешнюю политику». Именно поэтому для норвежцев так важно, чтобы внешнеполитические новации президента США не остались всего лишь декларациями о намерениях.
«Предпосылки, которые кладутся в основу решения о награждении, меняются. Но традиционно предпочтение отдавалось достигнутым результатам, а здесь пример того, что премия была вручена для того, чтобы поддержать и укрепить текущие инициативы», – сказал Slon.ru заместитель директора Института им. Фритьофа Нансена, эксперт по вопросам международной безопасности Арилль Му.
«Мы присудили премию за то, что было сделано в этом году, но также надеемся, что награда сможет содействовать его дальнейшей деятельности», – соглашается с Му Турбьёрн Ягланд. При этом председатель Комитета категорически не согласен с теми, кто считает, что с присуждением премии Обаме следовало повременить: «Если бы мы не приняли решения сегодня, то могли слишком поздно отреагировать на позитивное развитие». «Кто-нибудь может показать на того, кто сделал больше за последний год, чем Барак Обама?», – задается Ягланд риторическим вопросом.
СЕВЕРНЫЙ РОМАН С АМЕРИКОЙ
Для успокоения норвежцев и возвращения им душевного равновесия никто за последний год точно не сделал больше, чем Обама. Ведь он вернул норвежцам надежду на «Америку, которую они потеряли». В прошлом году министр иностранных дел Юнас Гар Стёре написал книгу «Делать как лучше» (“Å gjøre en forskjell”), в которой посвятил целую главу своему видению будущего США. Подчеркнем, что тогда в Овальном кабинете Белого дома еще находился Джордж Буш–младший.
Америка должна вернуть себе звание морального авторитета для всего мира, писал Гар Стёре, но ее лидерство должно достигаться не столько силой мускулов и полным сознанием собственной правоты, сколько укреплением международного права, институтов ООН и диалогом со всеми странами, а не только с ближайшими союзниками.
Гар Стёре напомнил, насколько важным являются отношения с США именно для Норвегии, он сослался на эссе «Мы те, кто любит Америку», написанную Йенсом Бьёрнебу еще в 1996 г. «Америка – страна нашей мечты, свободы и возможностей, сказочная страна. Для меня Америка – это просто мир», – напомнил слова Бьёрнебу Гар Стёре, отметив, что находится среди тех, кто продолжает любить Америку.
Столь романтические отношения Норвегии с США имеют исторические корни: норвежская конституция 1814 г. была написана по образу и подобию американской, а в свое время в Америку уехала за лучшей жизнью чуть не треть населения страны. Норвегия помнит о роли США в годы холодной войны и по-прежнему считает их своим главным союзником.
Джордж Буш сделал все для того, чтобы образ США перестал быть для норвежцев притягательным. Например, премьер-министр Йенс Столтенберг так не разу и не удостоился встречи на высшем уровне, поскольку решил вывести норвежские войска из Ирака.
Гар Стёре сформулировал четыре главные задачи, которые должна была решить новая американская администрация для того, чтобы вновь сделать Америку мировым лидером. Это возвращение к «вечным ценностям» – демократии, правам человека, международному праву, осознанию важности дела сохранения климата, уважению к мнению партнеров, а также укреплению международных институтов. Поэтому закрытия тюрьмы в Гуантанамо, выступления в поддержку усилий по сохранению климата, диалога с исламским миром и отказа от ПРО в Европе, а также заявления с трибуны ООН о будущем безъядерном мире было достаточно для того, чтобы сделать американского президента бесспорным фаворитом в глазах наследников Нобеля. Ведь Обама сделал именно то, что желал от США министр иностранных дел Норвегии.
И не важно, что книгу писал Гар Стёре, а не Ягланн, и тот, и другой – ближайшие сподвижники премьер-министра Йенса Столтенберга. Благодаря Нобелевской премии норвежский премьер наконец-то встретится с президентом США. Разве ради этого не стоило присудить Обаме премию досрочно?
РЕШЕНИЕ НОБЕЛЕВСКОГО КОМИТЕТА
Неофициальный перевод решения Норвежского Нобелевского комитета о присуждении Нобелевской премии мира Бараку Обаме.
«Норвежский Нобелевский комитет решил, что Нобелевская премия мира за 2009 год будет присуждена президенту Бараку Обаме за его выдающийся вклад в укрепление международной дипломатии и сотрудничества между странами.
Комитет особо выделил видение Обамой мира без ядерного оружия и его деятельность в этом направлении. Будучи президентом, Обама создал новый климат в международной политике.
Многосторонняя дипломатия снова стала играть важнейшую роль, подчеркивается та значимость, которую могут играть при этом ООН и другие международные институты. Диалог и переговоры являются предпочтительными в качестве инструментов решения сложнейших международных конфликтов.
Представление о мире без ядерного оружия является мощным стимулом активизировать переговоры о разоружении и контроле над вооружениями.
Благодаря инициативам Обамы Соединенные Штаты Америки теперь играют более конструктивную роль в отношении тех проблем с изменением климата, с которыми сталкивается весь мир. Демократия и права человека должны укрепляться.
Редко, когда человек такого уровня как Обама привлекает внимание всего мира и вселяет надежду его жителям на лучшее будущее. Его дипломатия основывается на представлении о том, что те, кто управляют миром, должны руководствоваться ценностями и чувствами, которые разделяются большинством населения планеты.
В течение 108 лет Норвежский Нобелевский комитет пытался поощрять именно ту международную политику и те отношения, ведущим проводником которых в мире сейчас является Обама. Комитет хотел бы присоединиться к призыву Обамы о том, что «сейчас для всех нас настало время разделить ответственность за глобальный ответ на глобальные вызовы».
Текст статьи: http://slon.ru/articles/157634/