Крейсер "Мурманск" у берегов Норвегии--РУССКИЙ ПОРТАЛ 31.05.2009
Сложная и нелегкая судьба постигла многие российские корабли. Из легендарных и знаменитых, превращаются они в ржавое затопленное железо. Гордостью советского флота был когда-то легкий крейсер пр. 68-бис "Мурманск" заложенный на заводе № 402 (заводской № 302) в Северодвинске 24 января 1953 года.Разработку крейсеров проекта 68 начали в ленинградском ЦКБ-17 в 1938 году. Они предназначались для действий в составе эскадры, вывода легких сил в атаку, поддержки корабельного дозора и разведки, а также охраны эскадры от легких сил противника. Всего было построено 14 крейсеров пр.68-бис. Головной крейсер "Свердлов", а последний 14-й крейсер "Мурманск".
В состав Северного флота СССР
"Мурманск" вошел 6 октября 1955 года.
Крейсер неоднократно участвовал в морских учениях. Весной 1970 года в ходе учений "Океан" командующий Советским Флотом адмирал С.М.Лобов с крейсера "Мурманск" осуществлял управление силами ВМФ в Северной Атлантике. С ноября 1970 года по август 1971 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В 1981 году крейсер участвовал в учениях "Запад-81". 1 декабря 1989 был выведен из боевого состава, поставлен на отстой в Кольском заливе.
В июле 1992 года был разоружен и исключен из состава ВМФ. 1994 год, когда крейсер "Мурманск" был продан индийской частной компании для разделки на металл, оказался для крейсера не последним. При буксировке в условиях сильного шторма 24 декабря того же года он был выброшен на камни у побережья заполярного острова Соройя, в Норвегии.
Прошло четырнадцать лет, а воз, как говорится, и ныне там. Так судьбой затонувшего крейсера никто бы не занялся, если бы
специалисты компании "Veolia" и природоохранной организации "Bellona" не обнаружили, что оборудование внутри затонувшего крейсера содержит радиоактивные и ядовитые вещества.
Сегодня норвежская пресса пишет о том, что внутри корабля находятся около 500 тонн хлама из остатков оборудования, которое может быть смертельно опасно для окружающей водной среды и жителей поселка, расположенного рядом.
В статье «Последний поход» опубликованной в газете "Корабельная сторона", Олег Химаныч рассуждает: есть ли у корабля душа и почему русские корабли не хотят умирать на чужбине. Слухами земля полнится, очевидцы рассказывают о том, как крейсер "Мурманск" боролся до последнего, чтобы не быть пущенным «на патефонные иголки». «В Норвежском море разразился шторм - буксировочные концы не выдержали, оборвались. Несколько попыток "заарканить" тяжелый и неуправляемый корабль оказались безрезультатными, и крейсер... оставили среди бушующих волн».
Норвежцев беспокоило, что новоявленного "летучего голландца" штормом может вынести в район их нефтепромыслов, где может произойти столкновение списанного крейсера с одной из буровых платформ. Однако дознаться, по какой причине буксиры бросили его и как намерены с ним поступить дальше, они не смогли.
Флот от "Мурманска" сразу же отказался, сославшись на собственность Госкомимущества, а норвежские чиновники активно кивали в сторону новых владельцев крейсера. Как, оказалось, на вечный русский вопрос кто виноват, и что делать ответа нигде не нашлось.
Эпопею завершил очередной шторм, в котором "Мурманск" сдрейфовал к норвежскому побережью и окончательно сел на камни недалеко от мыса Нордкап. Зря население близ лежащего поселка ожидало определенных действий со стороны России. И в самой России есть люди, которые ждут…
Хоть корабль не перекрывал своим корпусом вход в гавань, но само соседство с грудой ржавеющего металла массой свыше 12 тысяч тонн, норвежцев сильно беспокоило.
Прошло 14 лет, а спасатели так и нее появились. Зато в репортажах европейских телеканалов, сенсацией прогремели ржавые обломки некогда легендарного крейсера "Мурманск".
Глазастый туризм быстро смекнул, что из норвежской проблемы можно сделать неплохие деньги. Сегодня некоторые туристические агентства предлагают экскурсионные поездки к останкам крейсера "Мурманск". И спрос, как выяснилось, есть. От интересующихся зевак, желающих заполучить уникальные снимки до моряков, некогда служивших на крейсере.
В августе 2008 года Андрей Мантула в канун дня ВМФ поднял флаг военно-морского флота СССР на крейсере "Мурманск". На нем служил его отец, да и сам, Андрей Владимирович посвятил 5 лет жизни морю. Он уверен, что "Мурманск" всегда будет жить в сердцах моряков.
Есть и некрасивые истории, связанные с циничностью людей. Так, например, на сайте Североморск.online некий майор запаса Анатолий Афанасьев предлагает на форуме бывшим морякам «Мурманска» выкупить у него номерной штурвал, с номерным клеймом 790 за 35 000 евро. Сначала он перечисляет свои заслуги, потом рассказывает животрепещущую историю, как сами же пьяные моряки растаскивали крейсер на части и случайно встретили его, и предложили купить штурвал с крейсера "Мурманск", который, как он считает, является одной из реликвий Военно-Морского флота России. Оторвав деньги от семьи, он купил этот штурвал. Но эту реликвию не увидел ни один музей, потому что майор точно знал, что пройдет 10 лет, 20 лет и этот штурвал станет вожделенным предметом коллекционеров. Потом он пишет, что нужны срочно деньги на лечение, после того как его пристыдили, он пускается в рассуждения про рыночные отношения и рассказывает про 19 уникальных вещиц с разных кораблей, которые стоят умопомрачительных денег, и которые он собирал 17 лет. При этом гордо называет себя коллекционером.
Как оказалось, "Мурманск" - это всего лишь капля в море. В каждой норвежской коммуне есть десятки своих «мурмансков», большая часть, из которых погибла в годы двух мировых войн. Сегодня они напоминают о себе поднимающимися на поверхности масляными пятнами. Топливные танки за минувшие десятилетия успели проржаветь, и затонувшие корабли "атакуют" Норвегию сотнями тонн бункерного мазута.
На сегодня известно, что правительство Норвегии приняло решение: "Мурманск" будет вновь тщательно обследован в кратчайшие сроки. Какими бы ни были результаты экспертизы, российский крейсер уже в 2009 году собираются пустит на металл. "Это будет сделано, сколько бы денег ни стоило", – заверила министр рыболовства Хельга Педерсен.
В списке затонувших судов, наиболее опасных для окружающей среды, составленном государственным Прибрежным директоратом, "Мурманск" занимает лишь 24-е место. Лидирует германская субмарина U864, потопленная англичанами возле Бергена в 1945 году, и наполненная контейнерами с ртутью, которые предназначались для союзной Германии и Японии. Решение о подъеме "ртутной субмарины" принято. Операция пройдет в этом году и обойдется в десятки миллионов долларов. К остальным "памятникам двух войн", начиненным мазутом, маслами, ртутью, свинцом и еще множеством других опасных веществ, даже такая богатая страна, как Норвегия, подступиться до сих пор не решается. По предварительным оценкам, общая санация побережья обойдется в несколько миллиардов долларов, пишут Новые Известия.
Обещание убрать "Мурманск" вызвало реакцию по всей Норвегии. Теперь руководство многих норвежских коммун осаждает правительство с требованием заняться "их" кораблями. "Тот, кто громче всех кричит, добивается своего", – комментирует "Афтенпостен" реакцию местных властей на историю с "Мурманском".
А вот в России, в планах инициативной группы моряков, проходивших службу на крейсере "Мурманск", выйти с предложением к Президенту РФ, Правительству РФ, Администрации Мурманской области и Администрации города Мурманска, чтобы крейсер «Мурманск» был поднят с 30 метровой глубины и поставлен на вечную стоянку в городе Мурманск. Пусть в городе Мурманск будет своя морская реликвия, как в Санкт-Петербурге крейсер «Аврора», говорят они.
В заключение хочется высказаться словами Игоря Воеводина: «Что важнее для страны - доллары или поколения, растущие в беспамятстве? Что тяжелее - упадок экономики или национальный позор? Америка свои корабли, отслужившие срок и покрывшие себя славой, превращает в музеи. Мы свои продаем на иголки. На "Варяге", проданном в Азию, устраивают Диснейленд …»
При написании статьи использовался материал:
http://www.rosbalt.ru/2008/08/11/512470.html
http://severm.net/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?44498
http://kp.ru/online/news/122391/
фото взято:
http://www.webpark.ru/comments.php?id=39236