Compromat.no
Скандал вокруг сделок с акциями концерна Aker повлияет на результаты парламентских выборов в НорвегииВ начале апреля концерн Aker продал доли в нескольких своих предприятиях компании Aker Solutions, где есть государственный пакет акций. Многомиллионная сделка была осуществлена без созыва собрания акционеров и одобрения государством. То, что основным акционером в обеих структурах является один и тот же человек,
Хьелль Инге Рёкке, а сделка была проведена по завышенным ценам, привело к крупному скандалу. Обвиняя правящую Рабочую партию в коррупции, оппозиция набирает очки перед предстоящими в октябре выборами в Стортинг.
Копилка РёккеЛетом 2007 года была частично национализирована машиностроительная компания Aker Kvaerner (см. «Подарок Андерсена» [1], «Эксперт С-З» №25 от 2 июля 2007 года). Сделка была осуществлена необычным образом: для управления активами Aker Kvaerner была создана специальная структура Aker Holding, в которой 60% акций принадлежало концерну Aker (мажоритарный акционер – Хьелль Инге Рёкке), 30% – норвежскому государству и 10% – предприятиям шведской семьи Валленбергов. Aker внес в акционерный капитал 40% акций Aker Kvaerner, а норвежское государство и Валленберги вложили денежные средства. В результате сделки Рёкке получил свыше 770 млн евро наличными, а три стороны подписали договор об управлении активами Aker Kvaerner. Главных условий было два: предприятие в течение 10 лет остается в Норвегии (что исключает его враждебные поглощения), а государство получает больший контроль над одним из важнейших поставщиков оборудования для нефтегазовой отрасли.
Уже тогда многие политики и бизнесмены выражали недовольство теми преференциями, которые получил Рёкке, ведь он остался фактическим собственником и управляющим активами Aker Kvaerner. В начале апреля этого года находчивый Рёкке решил еще раз воспользоваться выгодами своего положения. Компания Aker Solutions (с апреля прошлого года так стала называться Aker Kvaerner) приобрела у концерна Aker акции четырех предприятий на сумму более 157 млн евро (1,4 млрд норвежских крон). Несколько ранее Aker Solutions купила акции еще одного предприятия концерна Aker, а также подписала договор об аренде судов с одной из его «дочек».
Пикантность сделок заключается как минимум в трех обстоятельствах. Во-первых, и Aker, и Aker Solutions фактически управляются представителями Рёкке. В многопрофильном концерне Aker ему принадлежит 68% акций, а в Aker Solutions он управляет примерно 40% акций, при том что остальные акции распылены между миноритариями. Во-вторых, как считают аналитики, Aker Solutions заплатила за приобретение активов цену, значительно превышающую рыночную. Как указывает ряд источников, переплата составила около 15%. Наконец, Рёкке осуществил сделку таким образом, что даже не стал созывать собрания акционеров Aker Solutions (а также Aker Holding), он всего лишь уведомил о покупке единственного представителя государства в совете директоров. Рынок отреагировал на сделку адекватно – стоимость акций Aker Solutions упала более чем на 8%. В редакционной статье делового издания Hegnar Online ехидно отмечалось, что «Рёкке еще раз пополнил собственную копилку государственными деньгами».
Коррупция нового типа Рёкке решил обойтись без одобрения сделки, сыграв с государством в своеобразные дочки-матери. Дело в том, что многомиллионный пакет акций был приобретен не на материнскую компанию Aker Solutions ASA, а на ее «дочку», имеющую почти такое же название – Aker Solutions AS (AS – норвежская аббревиатура акционерного общества, а ASA означает так называемое единое акционерное общество, то есть холдинговую компанию). И если в холдинговых компаниях в соответствии с норвежским законодательством крупные сделки должны обязательно утверждаться собранием акционеров, то для обычного акционерного общества достаточно решения большинства в совете директоров. Поскольку такое большинство у Рёкке есть, то представитель государства в Aker Solutions был лишь информирован о многомиллионных транзакциях.
Возможно, судьба была бы благосклонна к Рёкке и на сей раз, но бизнесмен, по-видимому, недооценил значение предстоящих в октябре этого года парламентских выборов. Курирующий вопросы бизнеса депутат Стортинга от оппозиционной правоконсервативной партии «Хёйре»
Турбьёрн Хансен назвал сделки напоминающими политическую коррупцию и потребовал от правительства проведения расследования. В своем письме министру промышленности и торговли
Сильвии Брюстад он призвал блокировать перевод денежных средств: «Сделки привели к тому, что государство потеряло часть своей собственности, поэтому правительство должно использовать все возможные шаги, чтобы остановить или отменить условия приобретения активов». Однопартиец Хансена бывший министр финансов
Пер-Кристиан Фосс отметил, что вполне разделяет подозрения в коррупции на политическом уровне: «Отношения между правительством и Рёкке становятся лишь более и более странными. Это выглядит так, словно правительство обхаживает Рёкке иначе, чем других капиталистов, например того же
Стейна Эрика Хагена (владелец концерна Orkla и один из самых богатых людей Норвегии. – „Эксперт С-З“)».
Зарубежные особенности национального бизнеса Сам Хаген согласен с тем, что правительство дает Рёкке куда больше привилегий, чем многим другим бизнесменам, включая его самого. «Он имеет близкие отношения с Рабочей партией, а у меня их нет. Функционеры защищают своих приближенных», – заявил бизнесмен газете Aftenposten. Он даже сравнил обращение государства с компаниями концерна Aker с деловой практикой в России, где крупный бизнес и государство часто имеют общие интересы. «Какой смысл критиковать отношение к бизнесу в России, например проблемы Telenor, когда мы имеем похожую ситуацию в самой Норвегии, где политика и бизнес тесно сотрудничают друг с другом? К счастью, модели совпадают не полностью. Но все равно легче вообразить ситуацию с Рёкке, его концерном и помощью правительства в России, чем в Норвегии», – утверждает Хаген. Не менее жестко отреагировало экспертное сообщество: аналитик
Хьелль Эрик Эйлертсен заявил, что взаимоотношения правящей Рабочей партии и Рёкке – это «не та коррупция, которую показывают в фильмах об итальянской мафии». «Новый тип взаимоотношений укладывается в формулу „я помогаю тебе, а за это ты помогаешь мне“. Это выглядит так, как будто вся верхушка Рабочей партии принадлежит Aker-системе», – считает Эйлертсен. При этом государство присутствует в роли слепоглухонемого пассажира, добавил эксперт.
Директор департамента информации концерна Aker
Гейр Арне Дрангейд указал, что в совете директоров некоторых компаний концерна работают представители нескольких политических партий, включая «Хёйре». Сильвия Брюстад также отвергает все обвинения в коррупции: «Это полная чушь, что мы относимся к отдельным игрокам иначе, чем к другим. „Хёйре“ пытается создать образ, который не является правильным». Тем не менее позднее Брюстад пришлось объявить о проведении независимого расследования сделок. Чем бы оно ни закончилось, можно констатировать, что афера Рёкке будет одним из главных козырей оппозиции предстоящей осенью.
Текст статьи: http://www.expert.ru/printissues/northwest/2009/14/compromat/