Italiensk for Begyndere
В прокат вышла мелодрама «Итальянский для начинающих», 12-й фильм «Догмы». Впрочем, нормальным людям лучше не знать, что картина имеет отношение к знаменитому манифесту, а то еще испугаются киноманской заумности и пропустят идеальное массовое развлечение.Датчанка Лоне Шерфиг, первая женщина-режиссер, получившая сертификат «Догмы», придумала для картины на диво стройную композицию: сначала умирают все старые и больные, потом у оставшихся происходят метания, а потом все женятся.
В первой части жизнь провинциального городка выглядит беспросветней некуда.
У продавщицы в кондитерской от рождения нарушена координация и вечно все валится из рук. Бедняга боится потерять очередную работу. Дома ее ждет злобный и ворчливый алкоголик-отец. У парикмахерши в жизни ни единого светлого лучика – женщина тоскует от одиночества. А то, что психопатка-мать постоянно сбегает из больницы и является мучить дочь, его отнюдь не скрашивает. У молодого пастора недавно умерла жена. Его назначили временно заменять старого, что-то нарушившего. Дело не клеится, а пожилой коллега пользуется любым случаем позлобствовать. Бывший футболист вынужден работать в гостинице официантом. Но он горд и груб, им недовольно начальство, которое требует, чтобы менеджер, хороший приятель парня, уволил его. Менеджер не может собраться с духом, и в конце концов его понижают в должности. Мучения менеджера усугубляет мечта сойтись с симпатичной итальянкой, знакомой футболиста.
Единственная отрада для обитателей этой долины скорби – уроки итальянского.
Вдруг череда смертей решительно толкает сюжет вперед: кончаются мать парикмахерши, отец продавщицы и учитель итальянского с муниципальных курсов. Собственно, скоропостижная кончина последнего и пробивает всем героям дорогу к счастью.
Ловко орудуя водевильными приемами, Шерфиг в два счета разводит все неприкаянные души по правильным парам. Но не слишком торопится, чтобы трогательность каждой новой маленькой радости была продегустирована и оценена. Дешевизну режиссерских ходов, вероятно, должно было искупить простодушие исполнения. С каждой минутой герои проникаются все большим оптимизмом, и под конец память о мрачном начале развеивается без следа. Остаются массовые именины сердца, устроенные для пущей сказочности в Венеции.
Неудивительно, что «Итальянский для начинающих» получил «Серебряного медведя» в Берлине. Там Голливуд уважают, а это, возможно, самый американский фильм самого антиамериканского кинопроекта. От духа радикального манифеста в «Итальянском…» не осталось даже намека, это тот самый стереотип, против которого был затеян бунт. Однако если придерживаться формальных правил, никакого противоречия «Догме» нет: камера ручная, свет естественный, благородная техническая аскеза.
В этой забавной ситуации напрашивается еще одна интерпретация манифеста. «Догма» – это не борьба с штампованными приемами и пустыми сюжетами. И не восстание против фиктивного искусства. Это война против большой кинотехнологии, против цифровых фокусов, против множества ценных изобретений, сделанных для кино. Всем этим дорогостоящим инвентарем владеют крупные студии. Они решают, кому его предоставить, а кому нет, и таким образом управляют и манипулируют. В «Догме» же в том виде, в котором она существует в фильме Шерфиг, есть только одна прелесть – найти деньги на такое кино можно, и не обивая пороги крупных боссов. Пиши сценарий, бери камеру, хоть видео-8, зови актеров, хоть соседа, хоть сокурсника по театральной студии. И снимай, что хочешь – хоть новаторский эксперимент, хоть пошлый водевиль. А потом неси на комиссию – получай свой сертификат соответствия и бесплатную рекламу.
Газета.ру