Gonin
На обложке кассеты снова красуется лицо японского кино 90-х. С заклеенным глазом. С суровым решительным выраженьем. Бит Такэси собирается стрелять. На видео вышел «Гонин» Такаси Исии, в котором Китано сыграл опасного убийцу. Такэси Китано, когда началась мода на его фильмы, пользовался славой самого кровавого, жестокого и циничного японского режиссера незаслуженно. Чтобы оценить сдержанность и минималистскую красоту фильмов Китано, необходимо представлять себе, в каком окружении живут его гангстеры и копы, как выглядят их коллеги у других японских режиссеров новой волны, к которой принадлежит и Китано. В «Гонине» он появляется уже ближе к концу истории, но и без него скучать не приходится.
Трудно себе вообразить более уродливую компашку. Трусоватый владелец дискотеки, бешеный безработный служащий, перебивший собственную семью, дикий вымогатель, шантажирующий богатых геев, бывший полицейский, уволенный за азартные игры, наконец, нищий и увечный рабочий, обслуживающий бейсбольный тренажер, отправляются грабить самую крутую семью якудза в Осаке. Идея принадлежит хозяину дискотеки, который задолжал бандитам и хочет расплатиться с ними их же деньгами. После клоунского налета на поиски обидчиков снаряжают пару киллеров (один из них Китано). Два часа Такаси Исии демонстрирует, какими свирепыми сукиными детьми могут быть японцы, когда речь идет о больших деньгах.
«Гонин» не пародирует жанр, но подает его в чрезвычайно жестком фарсовом ключе. Такаси Исии ставит бредовые выходки эксцентричных персонажей рядом с мрачной серьезностью других героев, перемежает гротескные репризы неожиданными весьма причудливыми психоделическими видениями. Причем его мало волнует судьба собственных героев, словно он с самого начала не особенно верил в успех их дурацкого предприятия.
Американо-европейская традиция и в боевике пытается сосредоточиться на человеке, делая героя пригодным для сопереживания. У современных японцев, и в «Гонине» это особенно ярко проявляется, жалеть никого не принято. Ценность имеют только сами события и изобретательность, особенно изобразительная, с которой они описаны. Здесь главный элемент произведения – характер не персонажа, а кадра – как падает свет, как стоит/движется камера. Поэтому местами кажется, что «Гонин» перенасыщен брутальными красивостями. Люди же обесценены до нуля. В новом гангстерском боевике бандиты лишены даже малейшего намека на гламурный блеск. Это всегда алчные, свирепые, мелочные, бессмысленно жестокие неврастеники. Только Китано и отличается тем, что умеет иногда придать своей фигуре неожиданное детское обаяние.
Новый японский мейнстрим сформировался под влиянием Хинджи Фукасаку («Королевская битва»). Он первый в «Боях без чести и правил» демифологизировал мафию и показал ее повседневную жизнь как энциклопедию насилия. Учениками и последователями стали Такаси Исии, Такэси Китано, Масато Харада и Такаси Миикэ. Исии – режиссер откровенно анимешного толка. Это для современного коммерческого японского боевика практически общее место. Но комиксную манеру монтажа он местами трансформирует так, что сюжет может полностью потерять связность, и некоторое время видения плывут перед глазами, сбивая с толку и погружая в депрессивную атмосферу криминальной Осаки.
Газета.ру