Разграничение арктического шельфа
Проблемы разграничения арктического шельфа по-прежнему актуальны. Причем многими странами регионами предлагается принцип совместного использования арктических ресурсов. Который мог бы воплощаться одновременно с уточнением межгосударственных границ в Арктике.Российская сторона, особенно в последние несколько месяцев, стремиттся демонстрировать именно такой - комплексный подход к решению упомянутых проблем. По мнению министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, примером именно такого подохода является успешная работа с компаниями Норвегии и Франции по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, в ходе которой "Россия намерена постоянно уделять внимание охране морской природной среды". Впрочем, как считает С.Лавров, "чтобы подобных примеров было еще больше, не должно быть двойных стандартов, попыток ограничивать естественные конкурентные преимущества государств региона".
Что касается уточнения "южноарктических" границ, президент РФ Дм. Медведев недавно поручил подготовить новый федеральный закон о южной границе Арктической зоны России. Дело в том, что и в советский, и в постсоветский периоды эта граница не была чётко определена. Да и вообще не было такого официального понятия в СССР- "Арктическая зона", под которой подразумевались и сухопутные приарктические территории. Но всё больший уровень востребованности как арктических ресурсов, так и транзитных трансарктических коридоров РФ (в том числе российского Севморпути) требуют уточнения этих границ. Что актуально и для других стран региона, по схожим причинам, да и вследствие их соседства с Россией.
Тем более это важно для России, поскольку, во-первых, у нее - максимальная протяженность береговой линии в Арктике (немногим меньше - у Канады). А во-вторых - предварительно запланированы сухопутные трансарктические артерии, в том числе железнодородный "Заполярный Транссиб", который строили в конце 1940-х-начале 1950-х (он предусматривает соединение Западносибирского и соседнего с ним регионов с арктическими регионами РФ в Азии - вплоть до Берингова пролива и Охотского моря). При этом российские чиновники и аналитики подчёркивают, что определение упомянутой границы не является попыткой уточнить внешнюю границу континентального шельфа РФ, а подразумевает четкое закрепление того, какие субъекты РФ образуют Арктическую зону страны, на которую будут распространяться меры по их социально- экономическому развитию.
Заметим, в этой связи, что все приарктические территории северных государств давно получают разнообразную социально-экономическую поддержку от этих государств. Похоже, эта практика становится всё более востребованной в России.