60 лет тому назад СССР отговаривал Норвегию от НАТО
60 лет тому назад, в январе-феврале 1949 года происходила активная дискуссия между СССР и Норвегией по поводу возможного ее вступления в НАТО, провозглашенную в начале апреля того же года.
СССР прилагал максимум усилий, чтобы Скандинавия оказалась вне этого блока. Во всяком случае, Швеция отказалсь от участия в НАТО и от того, чтобы скандинавский военно-политический союз, за который она выступала в те годы, был "привязан" к НАТО. Причем такая позиция Швеция была, можно сказать, нарочито демонстративной, ибо вблизи нее (точнее - вблизи ее столицы, Стокгольма) располагалась советская военная база Порккалла-Удд (полустров Ханко), возвращенная Финляндией Советскому Союзу сразу после Второй мировой войны...
То есть Швеция едва ли считала этот "объект" угрозой для своей безопасности. Но на Норвегию оказывалось куда более сильное давление со стороны США и Великобритании.
В Ноте от 29 января 1949 г. правительству Норвегии СССР предупредил, что предполагаемое создание НАТО предусматривает создание баз этого блока и вблизи советских границ. Поэтому Норвегию в том документе "спрашивали", - намерена ли она вступить в НАТО и будет ли это означать создание военных баз на норвежской территории.
Норвегия ответила незамедлительно: в ответной Ноте ее правительства 1 февраля было заявлено, что норвежская сторона никогда не будет проводить агрессивную политику и создавать иностранные военные базы до тех пор, пока Норвегия не станет объектом нападения извне, или пока она не станет объектом угрозы такого нападения.
Но СССР стремился всё-таки "отделить" Норвегию от НАТО: так, снова было предложено строительство железной дороги Никель-Киркенес, предлагались Норвегии и рыбопромысловые льготы в советском секторе Баренцева моря. Кроме того, СССР в свой Ноте от 5 февраля того же года предложил Норвегии заключить долгосрочный пакт о взаимном ненападении. Советские же дипломаты в Скандинавии в тот период ставили в пример Швецию, которая отказывается от НАТО и не считает СССР угрозой своей безопасности, хотя советская военная база в Порккалла-Удд намного ближе к Швеции, чем к Норвегии, Дании и Исландии.
В такой ситуации норвежская сторона сперва, было, тянула с ответом. Но преобладающее в тот период влияние Великобритании и особенно США на внешнюю и оборонную политику Норвегии оказалось решающим фактором.
Только 5 марта 1949 года в ответной Ноте Норвегия отклонила советское предложение о пакте о ненападении, но подтвердила положения своего прежнего ответа: иностранные военные базы в Норвегии в мирное время не будут создаваться. И 4 апреля Норвегия-таки подписала Североатлантический Договор.
Но следствием этого стало, например, включение территории Шпицбергена в зону НАТО, что было отмечено в постановлении норвежского парламента (стортинга) 19 января 1951 г. Это было опротестовано правительством СССР: в его Ноте от 15 октября 1951 г. отмечалось: «...Норвежское Правительство своим вышеуказанным постановлением от 19 января 1951 г. передало острова Шпицберген и Медвежий в компетенцию главнокомандующего так называемого Северо-атлантического морского района. Это означает разрешение вооруженным силам Североатлантического союза, находящимся под американским командованием, проводить военные мероприятия в районе указанных островов по усмотрению этого командования. Такие действия Правительства Норвегии находятся в явном противоречии с многосторонним Парижским договором о Шпицбергене от 9 февраля 1920года. Что касается обязательств Норвегии по Североатлантическому Пакту, то в соответствии со ст. 8 документа, «каждая Договаривающаяся Сторона заявляет, что ни одно из международных соглашений, действующих в настоящее время между нею и любой другой из сторон или любым третьим государством, не находится в противоречии с положениями этого договора». Следовательно, Североатлантический Пакт
не отменяет и не может отменять ранее заключенные договоры...".
Правомерность советской позиции отмечали некоторые норвежские СМИ. Так, г. журнале «Фарманд» в номере от 20 октября 1951 г. подчеркивалось, что «„Финмарк" и Шпицберген могут стать угрозой северному флангу России. И СССР, разумеется, не может спокойно смотреть на вооружение Норвегии, ее присоединение к Атлантическому пакту и тесное военное сотрудничество с остальными западными странами». Схожие мнения высказывались политиками и некоторыми СМИ Финляндии (в том числе ее тогдашним премьер-министром Ю. К.Паасикиви) и Швеции.
Но, тем не менее, "отделить" Норвегию, в том числе ее приарктический регион от НАТО Советскому Союзу не удалось...