Почему забыт межотраслевой баланс?..
Для предотвращения и преодоления кризисов в России пора применять давно известные и апробированные методы
Применяемым во многих странах с середины 1920-х гг. методом прогнозирования-предотвращения валютных и фондовых кризисов является составление межотраслевого баланса (МОБ), в том числе на региональном-межрегиональном, межотраслевом и "узко-отраслевом" уровнях. Но в постсоветской России такой баланс был разработан лишь дважды: в 1995-м, в усеченном виде - в 1998-м. В СССР межотраслевые балансы разрабатывались в первой половине 1920-х и с конца 1950-х. Но так как властям требовались благоприятные обоснования для их политики, структуру (то есть набор включаемых отраслей/регионов), методологию и информационную базу этих балансов упрощали до такой степени, что они становились либо "сверхзакрытыми", либо позволяли властям совершать новые ошибки. Которые, в конечном счете, привели СССР к распаду...
Правда, по данным историка и экономиста В.М.Писарева ("Маркс-Ленин, Сталин, Горбачев и... крах СССР", М., 1992; "Обманутый Сталин", М., 1996), даже в конце 1940-х-начале 1950-х лично от Сталина были скрыты многие важные социально-экономические показатели-тенденции, что негативно сказалось не только на составлении и самом характере плана 5-й пятилетки (1951-1955 гг.), но и на программе экономического развития страны на 1950-1965 гг. А также предотвратило составление на рубеже 1940-х/1950-х гг. общесоюзного межотраслевого баланса. Причем "новыми" властями та программа была уже в 1954-м раскритикована и отменена...
Тем не менее, еще в 1949-1951 гг. был составлен первый межотраслевой баланс региона СЭВ по нефти и газу с учетом восточноевропейских нефтегазоресурсов. Согласно документу, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния и Чехословакия могли минимум 20-25 лет обеспечивать собственные растущие потребности в нефти и газе за счет их собственной добычи и/или взаимных поставок на 25, а то и на 35-55 процентов. Но в 1960-х гг. в основном по политическим причинам было решено сделать из СССР нефтегазового "донора" Восточной Европы. Как следствие, ее нефтегазовые ресурсы и энергодобывающие мощности в буквальном смысле оказались в длительной стагнации. И только в последние годы в этом регионе развиваются нефтегазодобыча и разведка новых месторождений топливного сырья...
Использование МОБа позволяет примерно 50 странам, включая КНР, индустриальные "драконы" (Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Бруней) и большинство стран-членов ОПЕК, либо предотвращать валютно-фондовые кризисы, либо минимизировать их последствия.
Если вкратце, суть МОБа в том, что с учетом внутри- и внешнеэкономических, социальных, политических и т.п. факторов и тенденций, включая тенденции внутреннего потребительского спроса, определяются перспективная структура товарного производства (поотраслевая и в целом по производстивенной экономике, в том числе на региональном уровне), сферы услуг и сферы обращения. То есть та структура, которая будет - должна обладать достаточной невосприимчивостью к внешним неблагоприятным влияниям, в том числе со стороны мировых валютного и фондового рынков. В этой связи, МОБ позволяет с высокой точностью установить периоды, структуру и характер перспективных экономических и/или политико-экономических рисков для государства.
Основатели такой методологии (эконометрии) - российские ученые В.В.Леонтьев и Саймон (Семен) Кузнец, работавшие с 1920-х годов в США. Впоследствии эту науку развили многие российские, советские и зарубежные ученые и государственные деятели (см. "НАШЕ ДОСЬЕ").
По мнению В.В.Леонтьева, "национальную экономику можно не только детально "просчитать", но и направлять в нужное русло с помощью целенаправленной государственной политики". Имея в виду США, где под руководством Леонтьева впервые в мире был составлен первый межотраслевой баланс (середина 1930-х), ученый отмечал: "Частное предпринимательство сделало нашу страну самой процветающей в мире, и наша экономика будет, безусловно, опираться на него как на движущую силу... Но, чтобы сохранить правильный курс, нам необходимо использовать "государственный руль", и, судя по всему, государство должно в будущем уделять этому вопросу больше внимания, чем оно делало в прошлом". Что касается главных мер экономической государственной политики, Леонтьевым и Кузнецом предлагались "выборочный контроль за переливом капитала и кредитами, временное или даже постоянное освобождение от уплаты налогов и/или даже прямые государственные инвестиции".
Примечательно, в этой связи, мнение российского аналитика, бывшего замминистра промышленности и энергетики РФ (до весны 2008 г.) Дениса Мантурова в отношении лесной промышлености: "Целевое видение развития отрасли должно опираться на систему научно-технологического прогнозирования, то есть на "форсайт", который Минпромэнерго РФ уже разработало для химии и металлургии. В ходе недавнего совещания в Вологде возник вопрос о том, какое из ведомств рассчитывает баланс производства и потребления лесо-бумажной продукции. Напомню, что в 2004 году из методики по разработке среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ был исключён (?.. - Прим. авт.) раздел о разработке прогнозных балансов спроса-предложения основных видов промышленной продукции...".
А по мнению Роберта Нигматулина, академика РАН, "кто-то предлагал бороться с инфляцией через неповышение зарплат (известные теория и практика пресловутой "Шоковой терапии", применяемая и МВФ в большинстве развивающихся и бывших соцстран. Прим. авт.). Но зарпаты должны быть сбалансированы с расходами граждан. Фонд оплаты труда по мировым стандартам - 65-70 проц. от ВВП. В нашей же стране -30-35 проц.: я имею в виду людей реального труда, а не менеджеров и т.п. Через рост зарплаты инвестируется экономический рост, стране же необходима сбалансированная экономика. Нельзя забывать, что 91 проц. экспорта у нас - нефть, газ, древесина, простейшие металлоизделия и химические вещества. В сущности, мы даем всему миру одно сырье, потому и потребительская корзина формируется в основном за счет импорта (преимущественно "долларового". Прим. авт.)...
На мой взгляд, выход - в установлении совершенно иного типа экономики. В этой связи, межотраслевого баланса в нашей стране никто не просчитывал давно. По-моему, этот результат явного понижения интеллектуального уровня элиты...".
"НАШЕ ДОСЬЕ"
Экономисты КНР недавно определили перечень деятелей экономической науки и политэкономии, произведения которых ныне востребованы для анализа прежних, современных и перспективных тенденций развития экономики и торговли. Включая анализ тенденций на зарубежных финансовых рынках. Среди тех деятелей и их произведений преобладают советские и российские, причем большинство из них - разработчики и претворители межотраслевых балансов.
Итак, это К.Маркс ("Капитал"), Ф.Энгельс ("Анти-Дюринг"), В.Ленин ("Развитие капитализма в России", "Империализм как высшая стадия капитализма"), И.Сталин ("Экономические проблемы социализма в СССР", "Речь на 19 съезде КПСС, октябрь 1952 г."), Мао Цзэдун ("О теории трёх миров" и др.), Чжоу Эньлай, Дэн Сяопин, И.Б.Тито, Ш.де Голль, А.Косыгин, Г.А.Насер, Т.Эрландер, У.Пальме, М.Каддафи, Сукарно, Дж.Неру, К. Нкрума, Х.Д.Перон. А также ученые-экономисты и политологи А.Смит, Д.Рикардо, Л.Ляруш, М.Туган-Барановский, Н. Кондратьев, Г.Плеханов, Т.Хачатуров, Л.Канторович, А.Гранберг, Н.Некрасов, Я.Корнаи, П.Датт, Л.Эрхард, Ж. Рюэфф, А.Пьетр, Э.Кардель, В.Эндахл, лауреаты Нобелевской премии по экономическим наукам В.Леонтьев, С.Кузнец и Д.Норт.
Опыт работы и произведения В.Леонтьева и С.Кузнеца изучали, в частности, Сталин, Мао Цзэдун, Тито, де Голль, Чан Кайши (причем В.Леонтьев был советником Чан Кайши в 1928-1930-м годах). И даже в "миниатюрном" Монако недавно составлен первый межотраслевой баланс этой страны по методологии В.Леонтьева-С.Кузнеца...