Железная дорога Киркенес-Никель выгодна многим странам
Согласно недавним исследованиям в рамках ОАО «РЖД» («Российские железные дороги») и Министерства транспорта РФ, осуществление строительства железной дороги Киркенес-Никель (Норвегия-РФ, около 50 км) зависит от объемов грузо-, пассажиропотоков, в том числе транзитных и, соответственно, от готовности обоих государств и бизнеса инвестировать в этот проект.
При этом, в руководстве администрации Мурманской области есть и негативные мнения по такому проекту. Связанные с опасениями, что часть российских грузов, включая транзитные, может, благодаря этой магистрали, «уйти» с портов этой области на приграничный с РФ норвежский порт Киркенес. Губернатор этой области Юрий Евдокимов еще в позапрошлом году заявил, что соединение железных дорог Мурманского и прилегающих к нему российских регионов «с дорогами Норвегии и Финляндии снизит конкурентоспособность северных российских портов. Тогда грузы уйдут к соседям...» (подробнее см., например,
http://www.rzd-partner.ru/press/2007/04/05/302408.html/). Между тем, многие специалисты ОАО «РЖД» и научно-исследовательских железнодорожных институтов России, анализируя уровень рентабельности магистрали Никель-Киркенес, считают, что решающим фактором станет уровень объемов двухсторонних и особенно транзитных грузопотоков. Причем объем транзитных грузов может значительно увеличиться, если в РФ будет построена межрегиональная железная дорога БЕЛКОМУР: Архангельская область-Республика Коми-Северный Урал (Карпогоры-Сыктывкар-Гайны-Соликамск), 1311 км. Которая обеспечит кратчайшее расстояние в перевозках между Скандинавией и центрально-, восточноазиатскими странами. Кстати, проекты этих железных дорог разрабатывались в СССР еще в 1920-х, второй половине 1930-х, конце 1940-х-середине 1950-х годов. Но в основном политические причины помешали их реализации.