Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Железный Феликс

Компания Sydvaranger Gruve завершила подготовительную стадию работ на железорудных шахтах в Северной Норвегии и объявила о наборе персонала. Хорошие шансы устроиться на новое производство есть и у россиянВ канун норвежского Рождества в газетах губернии Финнмарк были опубликованы объявления о наборе персонала в компанию Sydvaranger Gruve, которая в 2006 году приобрела концессию на разработку железной руды в окрестностях Киркенеса (столицы муниципалитета Сёр-Варангер). «В середине полярной ночи и в разгар финансового кризиса шахты Сёр-Варангера обретают новую жизнь, рудникам требуется более 300 новых работников», – сообщала газета Finnmarken. На фоне негативных экономических новостей, которыми наводнены норвежские СМИ, подобное известие прозвучало явным диссонансом. Ведущая деловая газета Норвегии Dagens Naeringsliv посвятила проекту объемную статью, где подчеркивались трудности, с которыми столкнулись владельцы компании. В первую очередь отмечалось значительное падение спроса и цен на сырье для металлургической промышленности.

«Компания начинает работать в сложное время, ее капитализация за последние полгода значительно уменьшилась и составляет лишь шестую часть прежней стоимости. Однако снижение биржевых котировок и падение цен на железную руду, вероятно, не скажутся на планах Sydvaranger Gruve воскресить работу шахт в окрестностях арктического Киркенеса», – писала газета. Согласно ее данным, проект становится безубыточным при цене на железную руду 48 долларов за тонну. В начале 2008 года цена на железорудное сырье достигла пика – 170 долларов, а в середине декабря опустилась до 70 долларов и может снизиться еще. «Первая отгрузка продукции должна начаться летом 2009 года, но Sydvaranger Gruve еще не имеет на руках подписанных контрактов на поставки. Эксперты утверждают, что цена на металлы не будет увеличиваться продолжительное время. Глобальный спрос упал из-за финансового кризиса, и цены снова вырастут лишь тогда, когда крупнейшие компании снизят производство», – утверждала Dagens Naeringsliv.
«Чудиса» в Киркенесе

Добыча железной руды в Сёр-Варангере прекратилась в 1996 году. Последние годы она дотировалась из госбюджета. «Мы не можем продолжать швырять деньги в нерентабельные предприятия», – заявил тогдашний министр промышленности Йенс Столтенберг. Сегодня Столтенберг возглавляет правительство, которое провозгласило развитие северных территорий главной внутриполитической целью. Эта цель основана на прочном экономическом фундаменте: Баренцево море становится новой нефтегазовой «житницей» Норвегии, а обороты торговли с Россией в последние годы постоянно растут. Киркенес превратился в маленький Мурманск: около 10% населения города – выходцы из России, а названия улиц продублированы на русском языке.

В июне 2006 года акции государственной компании AS Sydvaranger, добывавшей руду под Киркенесом, были выкуплены концерном Tschudi Shipping Company, принадлежащим норвежскому судовладельцу Феликсу Чуди. После этого компания стала называться Sydvaranger Gruve, в 2007 году она получила лицензию на добычу железной руды. Для привлечения капитала в развитие производства Чуди создал компанию Northern Iron Ltd, куда были переданы 100% акций Sydvaranger Gruve. Чуди принадлежит 51,4% акций Northern Iron (он обязался сохранять свою долю в компании не менее двух лет).

Феликс Чуди уловил политико-экономическую конъюнктуру и решил прийти в Киркенес, который имеет удобный глубоководный порт и в перспективе может стать крупнейшим центром логистики на Баренцевом море, особенно в связи с участием норвежских компаний в разработке Штокмановского газоконденсатного месторождения. Первоначально Чуди намеревался инвестировать средства в недвижимость и развитие портового хозяйства, но затем пересмотрел свои планы в связи с резким ростом цен на сырье для металлургической промышленности. С 2005 года и до начала 2008−го цены на сталь поднялись примерно в пять раз, поэтому судовладелец решил возродить добычу на крупнейшем европейском железорудном месторождении – открытом карьере в местечке Бьёрневатн, находящемся в 10 км к югу от Киркенеса.

Для развития проекта были привлечены средства, вырученные от размещения более 48% акций Northern Iron на фондовой бирже Австралии. Объем привлеченных средств составил 140 млн долларов. Жизнь показала, что использование собственных денег было правильным решением: компания избежала кредитных рисков (что особенно важно во время финансового кризиса), а также застраховалась от снижения цен на мировом рынке. «Мы учитываем имеющиеся проблемы и знаем, что цены на металлы падают. Но мы собираемся разрабатывать шахты длительное время», – утверждает технический директор компании Пер Хельге Хёгос.
Для флота Ее Величества

Хёгос отметил также, что инфраструктура месторождения по прошествии 10 лет была во многом сохранена, и это позволило значительно сократить проектные затраты: «Конечно, определяющим фактором для возобновления добычи стали цены на сырье, но эксплуатационные издержки на действовавшем руднике значительно ниже, чем при организации нового производства». «С помощью современных методов и оборудования эту шахту можно разрабатывать долгое время. Спрос на железную руду очень высок», – утверждает горный мастер Джон Сандерсон, приехавший на работу в Киркенес из Австралии.

В первые дни наступившего года Sydvaranger Gruve подтвердила высокий уровень своего менеджмента и развеяла опасения тех, кто боялся, что продукция не найдет сбыта: Northern Iron, которой принадлежат 100% акций Sydvaranger Gruve, объявила о подписании долговременного контракта на поставки концентрата железной руды британской компании Corus, входящей в состав индийского металлургического гиганта Tata Steel Group. В течение пяти лет норвежцы будут ежегодно поставлять Corus 6 млн тонн продукции. Согласно контракту, поставки должны начаться 1 июня 2009 года. Sydvaranger Gruve планирует ежегодно добывать 10−12 млн тонн железной руды, запасы на месторождениях компании составляют не менее 200 млн тонн.

Corus – давний клиент норвежцев. Британцы покупали сырье у компании AS Sydvaranger вплоть до ее закрытия в 1996 году и знакомы с качеством продукции. Поскольку на черные металлы и сырье для их производства не существует биржевых цен, стороны договорились, что концентрат будет продаваться по ценам бразильской компании Vale, также продающей железную руду компании Corus. Контракт с Northern Iron предусматривает также продажу дополнительных 2,25 млн тонн сырья в случае согласия обеих сторон. Феликс Чуди заключил очень выгодный контракт: Corus должна поставить около 80 тыс. тонн стали компании SSPAMhorpe, которая участвует в постройке двух новых авианосцев для Королевских ВМС Великобритании. Несмотря на задержки с финансированием проекта (его стоимость оценивается в 3,9 млрд фунтов стерлингов), первый корабль предполагается ввести в строй не позднее 2016 года. Как сообщается в пресс-релизе Northern Iron, компания подписала декларацию о намерениях с еще одним покупателем, имя которого не называется. Если соглашение увенчается контрактом, сбыт продукции Sydvaranger Gruve будет полностью обеспечен на несколько лет вперед.
Русские придут

До закрытия предприятия AS Sydvaranger на нем работали около 1300 человек – примерно треть сегодняшнего населения Сёр-Варангера. За 13 лет прогресс не обошел металлургическое производство стороной, теперь для работы на стадии промышленной эксплуатации Sydvaranger Gruve требуется 350 сотрудников. Для муниципалитета это очень солидная цифра, поскольку на подготовительной стадии, длившейся около года, было задействовано всего около 30 работников. Местные власти опасались, что пришельцы станут переманивать работников с других местных предприятий, так как здесь практически отсутствует безработица. Уровень занятости составляет 98,8% – по этому показателю Киркенес уступает только Хаммерфесту, вблизи которого находится газовое месторождение Снёвит. Но руководство компании твердо заявило, что в вопросах найма персонала оно намерено сотрудничать с властями, местной организацией работодателей и профсоюзами.

Однако норвежцы, как правило, неохотно едут на Север, и в последние годы отмечается постоянный отток населения из всех трех северных губерний. Определенные надежды связаны также с общеевропейским рынком труда: представители Sydvaranger Gruve устраивали презентации компании в соседней Финляндии и польском шахтерском городе Катовице. В компании в первую очередь рассчитывают на работников из приграничных государств, поскольку тем, кто живет по соседству, не требуется покупать или арендовать жилье в Киркенесе – они могут ездить на работу прямо из дома. «Я очень надеюсь, что к нам обратятся из Финляндии, Швеции и России», – подчеркнул исполнительный директор компании Дон Хантер.

С 1 декабря 2008 года рынок труда Северной Норвегии открылся для жителей российской части Баренцева региона. Теперь россияне, в том числе неквалифицированные рабочие, смогут получать временные разрешения на трудоустройство сроком до двух лет, при этом можно наниматься и на неполный рабочий день. Работник также имеет право регулярно ездить на работу в Норвегию, проживая, например, в Заполярном, Печенге или Никеле. «Шахтеры, живущие вблизи границы, заинтересованы в работе в Киркенесе, и Sydvaranger Gruve отлично подходит им», – полагает лидер организации работодателей Сёр-Варангера Арве Таннвик. «Я уверен, что упрощенное пересечение границы будет способствовать процветанию соседних районов и в России благосклонно воспримут норвежские новации», – в свою очередь, заявил Феликс Чуди.
Санкт-Петербург – Киркенес

Статья в Интернете: http://www.expert.ru/printissues/northwest/2009/01/zheleznyy_feliks/