Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Договор дешевле денег

Норвежская судоходная компания Hurtigruten ASA не сможет избежать банкротства, если не увеличится государственная помощьHurtigruten (в переводе с норвежского – «быстрый путь») – круглогодичный пассажирский и грузовой маршрут, проходящий вдоль норвежского побережья от Бергена до Киркенеса. Маршрут основан в 1893 году в результате правительственного контракта с судоходной компанией для улучшения связи с северными губерниями страны. В начале 1980-х годов роль Hurtigruten изменилась – маршрут стал популярным туристическим направлением как для норвежцев, так и для иностранных туристов, в путеводителях он описывается как «самое красивое в мире морское путешествие». В последние два десятилетия на маршруте стали курсировать современные круизные суда, привлекающие туристов высоким уровнем сервиса и отличной кухней. Тем не менее норвежское государство считает, что Hurtigruten должен продолжать выполнять функции «северного завоза», поэтому подписало с судоходной компанией контракт до 2012 года, предусматривающий ежегодные дотации. 

Оператором маршрута является компания Hurtigruten ASA, она владеет 11 грузопассажирскими судами, работающими на маршруте Hurtigruten, и двумя круизными судами, которые ходят на Шпицберген, к берегам Гренландии и в Антарктику. В ее активах также отели, туристические бюро и почти 300 автобусов. В компании 2,4 тыс. постоянных сотрудников. В 2007 году перевезено 410 тыс. пассажиров, оборот предприятия составил 766 млн долларов. 

Однако финансовый результат, как и в 2006 году, оказался отрицательным – убыток Hurtigruten до вычета налогов – почти 45 млн долларов. В 2008 году финансовое положение компании еще больше ухудшилось, в результате она стала аутсайдером фондовой биржи в Осло, потеряв в капитализации около 56%. Нарастающий кризис побудил руководство Hurtigruten просить у правительства дополнительной финансовой помощи.


Биржевой курс акций Hurtigruten достиг исторического минимума. В конце августа компания Hurtigruten ASA представила полугодовой отчет, который добавил головной боли ее акционерам. Выросшие цены на мазут, рост учетной ставки и уменьшение пассажиропотока привели к тому, что финансовый результат стал еще хуже прошлогоднего. Согласно прогнозам, финансовые убытки Hurtigruten к концу 2008 года составят 80 млн долларов до вычета налогов, то есть увеличатся более чем в 1,7 раза. 

В настоящее время долг Hurtigruten кредиторам составляет свыше 900 млн долларов, причем 600 млн компания задолжала норвежским и иностранным банкам. Даже распродажа всех собственных активов компании (ее доля в акционерном капитале составляет всего 1,6%) не позволит переломить ситуацию. Крупнейшие акционеры видят единственную возможность спасти компанию – пересмотреть действующее соглашение с правительством.
Небогатый выбор

С 2006 года правительство предоставляет Hurtigruten ежегодные дотации в размере 50 млн долларов. Обе стороны обязались соблюдать договор до 2012 года. Как показывают расчеты, зимой ходить севернее порта Трумсё нерентабельно, поэтому деньги государства являются прямыми субсидиями, цель которых – доставка пассажиров и грузов в губернию Финнмарк в зимнее время. 

Второй по величине акционер компании – банк SpareBanken Nord-Norge – считает, что соглашение с правительством о круглогодичной навигации и остановках в 34 портах на побережье должно быть пересмотрено как можно скорее. Банк является не только совладельцем, но и крупнейшим кредитором Hurtigruten, поэтому неудачи пароходства влияют на результаты банковской деятельности. «Проблемой является классический маршрут Hurtigruten. До начала нового года должны быть найдены другие предложения для зимней навигации, иначе в течение восьми с половиной месяцев в году мы будем по-прежнему терпеть убытки», – жалуется заместитель исполнительного директора банка Оддмунн Осен.

Компания пытается пересмотреть соглашение уже довольно длительное время, особенно после того, как правительство обязало судоходные компании платить налог на выбросы окисей азота, так называемых Nox-газов, которые являются одним из факторов истощения озонового слоя. Согласно требованиям ЕС, Норвегия должна сократить выбросы Nox-газов к 2010 году. С января 2007 года все суда обязаны платить экологический налог в размере около 3 долларов за 1 кг Nоx-газов, в 2010 году этот налог увеличится до 10 долларов.  

Согласно данным Hurtigruten ASA, в 2007 году компания выплатила налог на выбросы в размере 12 млн долларов. Другим значительным источником увеличения расходов стал рост стоимости мазута, только за второй квартал этого года она дополнительно потратила на топливо около 5 млн долларов. Общие финансовые расходы Hurtigruten с апреля по июнь увеличились на целых 12 млн, поэтому в интервью новостному агентству NTB исполнительный директор компании Улав Фьелль был однозначен: «Ситуация предельно ясна: наши расходы в связи с соглашением с правительством выше, чем его поддержка. Так не может продолжаться». 
Правительство может не все

В начале сентября исполнительный директор компании обсудил вопрос корректировки соглашения с министром транспорта Лив Сигне Наварсете. Министр не могла обещать увеличить помощь, поскольку такое решение должно быть одобрено Стортингом. Кроме того, прямые субсидии государства согласовываются с Евросоюзом, так как Норвегия (вместе с Исландией) наряду со всеми странами ЕС является членом Европейского экономического пространства (ЕЭП). «У нас нет возможности увеличить платежи в рамках соглашения, поскольку мы ограничены договоренностями с ЕЭП. Но мы можем рассмотреть те его пункты, где государство вносит свой вклад», – сказала после встречи Наварсете, имея в виду компенсацию удорожания топлива и возможное уменьшение числа портов, в которые будут заходить суда Hurtigruten. «Министерство транспорта собирается обсудить вопрос с другими членами правительства, перед тем как вынести окончательное решение», – отметила Наварсете. 

Вместе с тем министр не считает, что правительство должно нести ответственность за плохие финансовые результаты пароходства: «Государство не владеет Hurtigruten. У компании были значительные финансовые расходы, при этом она совершала приобретения, которые не были необходимы для выполнения соглашения с государством. Тем не менее мы готовы к конструктивному диалогу».

Бывший член совета директоров Hurtigruten Одд Эрик Хансен заявил газете Tromsoe, что должна измениться сама концепция маршрута, поскольку совсем не обязательно искусственно привязывать навигацию к северным портам, особенно в зимнее время: «Пришло время создания иной структуры собственников. Я думаю, что собственники с юга Норвегии могут управлять компанией значительно лучше тех, кто делает это сегодня. Нынешние владельцы и управленцы недостаточно профессиональны». 

Действительно, крупнейшими акционерами компании являются банки и муниципалитеты северных губерний Норвегии, и их региональные власти выступают против какого-либо сокращения маршрута. «Hurtigruten – уникальный национальный проект, а не частица региональной политики. Его особенность как раз и состоит в том, что можно увидеть так много мест сразу. Именно поэтому такое количество туристов покупает туры сюда», – считает мэр одного из северных прибрежных городов Рой Воге.
Адрес статьи в Интернете: http://www.expert.ru/printissues/northwest/2008/36/sudohodstvo/