Генеральная репетиция
Региональные выборы в Норвегии внесли изменения в текущий расклад политических сил. Если бы общенациональные парламентские и региональные выборы прошли одновременно, право на формирование правительства мог бы получить альянс правых партий
К середине сентября в Норвегии состоялись выборы депутатов в региональные законодательные органы. Проводятся они, также как и общенациональные – в парламент, каждые четыре года. Интервал между выборами составляет два года, поэтому многие политики и эксперты рассматривают региональные выборы как генеральную репетицию парламентских. Если в течение четырехлетнего периода правительство не менялось (такая ситуация имеет место сейчас), то результат региональных выборов можно считать своеобразным вотумом народного доверия. Здесь уместна оговорка: на протяжении всей послевоенной истории норвежцы демонстрировали значительно меньшую активность на региональных выборах, чем на парламентских. Так, на прошедших 10 сентября 2007 года региональных выборах явка избирателей составляла 61,1%, а в 2003 году она была рекордно низкой за всю историю – 59%. Начиная с 1963 года в истории региональных выборов был еще только один случай, когда явка избирателей возросла в сравнении с предыдущими выборами. «Я весьма рада тому, что люди желают использовать свое избирательное право. Это не означает, однако, что мы должны оглядываться назад и испытывать удовлетворение от достигнутого», – заявила министр по делам коммун и регионов и лидер Партии центра (ПЦ) Ослауг Хага. В парламентских выборах 2005 года участвовало гораздо больше избирателей – явка составила 76,1%, аналогичный показатель 2001 года превышен на 1,6%.
И Хага, и премьер-министр Йенс Столтенберг остались довольны результатами своих партий. ПЦ сохранила свои позиции по сравнению с региональными выборами и получила больше голосов, чем на последних выборах в Стортинг. Рабочая партия (РП), лидером которой является Столтенберг, напротив, ухудшила результаты двухлетней давности, но зато добилась явного успеха в сравнении с выборами 2003 года. Лейбористы получили 29,7% на выборах в коммунах и 30,9% – на выборах в губерниях. Итог губернских выборов стал самым лучшим для РП за последние 20 лет – партия получила большинство мест в 17 из 19 фюлькестингов (региональные депутатские советы). «Это отличный результат для РП. Мы сохранили позицию самой большой партии Норвегии и упрочили свое положение в правительстве», – заявил Столтенберг. Он указал также на то обстоятельство, что отрыв РП от ближайших конкурентов составляет более 10 процентных пунктов. Свою относительную неудачу по сравнению с результатом двухгодичной давности лидер РП объяснил так: «Если обобщить, то РП за последние 20 лет в среднем получала на 3% меньше голосов на региональных выборах, чем на выборах в парламент. Показатель в 29,7% является, следовательно, вполне нормальным по отношению к 32,7%, которые мы получили на парламентских выборах 2005 года».
Поражение или status quo?
Комментируя результаты правительственной коалиции, премьер-министр также не нашел причин для расстройства: «РП, ПЦ и Социалистическая левая партия (СЛП) получили вместе 43,8% голосов избирателей. Мы знаем, что в Норвегии, как и во всей Европе, в период между парламентскими избирательными компаниями результаты местных выборов часто демонстрируют снижение популярности действующего правительства. Если мы посмотрим итоги последних шести региональных выборов, то увидим, что в 2007 году популярность правительства снизилась по отношению к предыдущим парламентским на минимальный уровень».
Тем не менее если бы региональные выборы были парламентскими, могла произойти смена правительства. РП и СЛП потеряли бы по четыре представителя в Стортинге, тогда как ПЦ увеличила бы свою фракцию всего на два депутата. Красно-зеленая коалиция оказалась бы в меньшинстве с 81 депутатом.
Итоги текущего народного волеизъявления, казалось бы, говорят о недоверии правительству. При этом самый слабый результат показала СЛП, чьи позиции значительно ухудшились. В сравнении с результатами 2003 года партия потеряла больше половины своих избирателей. Некоторым утешением для красно-зеленых может служить то обстоятельство, что обе правые партии в целом не укрепили своего положения. Анализ показывает, что успех консерваторов достигнут за счет относительной неудачи прогрессистов (девять дополнительных мандатов у «Хёйре» против пяти потерянных у Партии прогресса (ПП)). «Хёйре» и ПП получили на региональных выборах 2007 года в совокупности 36,8% голосов, примерно такой же результат был достигнут двумя годами ранее – 36,2%. Кроме того, ПП еще никогда в своей истории не входила в правительство, поскольку лидеры других партий считали взгляды прогрессистов слишком одиозными. Сегодня свое нежелание сотрудничать с ПП подтверждают лидеры Христианской народной партии (ХНП) и «Венстре».
Слабое звено
Нынешнее правительство внесло свой вклад в новейшую политическую историю Норвегии. Первый раз РП согласилась на создание правительственной коалиции (до этого коалиционные правительства были исключительно правоцентристскими), и впервые в состав правительства вошла СЛП. Многие норвежские политологи склонны считать, что министры-социалисты еще не овладели навыками рутинной работы, поскольку долгое время находились в оппозиции. Под огнем критики оказались министры образования и охраны окружающей среды. СЛП традиционно пользовалась поддержкой преподавателей, но за два года работы правительства в области образования заметных успехов достигнуто не было. Претензии к работе министра охраны окружающей среды частично могут быть оправданы необходимостью компромиссов с соратниками по коалиции, особенно с ПЦ, поддерживающей сельских производителей.
Деятельность лидера социалистов Кристин Халворсен на посту министра финансов также вызывает много нареканий со стороны избирателей. СЛП шла на парламентские выборы под лозунгом облегчения налогового бремени для большинства, но простые норвежцы почувствовали скорее обратный эффект. Действиями Халворсен недовольно и бизнес-сообщество: недавно было объявлено о дополнительных миллиардных налогах, которые собираются взимать с судовладельцев. Лидер СЛП заявила, что не станет искать козлов отпущения и менять непопулярных чиновников. Однако партия пока не смогла выработать четкой программы выхода из кризиса, что может вынудить РП заняться поиском других партнеров. Недавно о своей готовности сотрудничать с Рабочей партией заявил лидер ХНП, а в некоторых коммунах наблюдались примеры успешной совместной работы представителей РП и «Хёйре». Если подобная конвергенция будет происходить на общенациональном уровне, то она станет воплощением мечты известного политика Коре Виллока о создании в Норвегии по-настоящему ответственной партии власти.
Норвежская политическая палитра
В соответствии с Конституцией Норвегии, выборы в Стортинг (парламент) происходят каждые четыре года, они являются всеобщими и прямыми и проходят по пропорциональной системе. В зависимости от числа жителей в каждой из 19 губерний в парламент избираются от 4 до 15 депутатов. Выборы проходят по партийным спискам, чтобы попасть в Стортинг, партия должна набрать не менее 4% голосов избирателей. Правительство формируется либо из членов партии, набравшей наибольшее число голосов, либо на основе партийной коалиции. В период между выборами Стортинг не может быть распущен, при этом парламент имеет право отправить правительство в отставку. В последние 20 лет такие случаи происходили неоднократно.
В Норвегии сложилась устойчивая многопартийная система, в которой ведущие роли играют партии левой и правой ориентации. Самая популярная в стране Рабочая партия является классической социал-демократической (лейбористской) партийной организацией. Члены Социалистической левой партии называют своих соратников товарищами и считают, что они левее РП. «Хёйре» отстаивает правоконсервативную идеологию, во многом схожую с той, которой придерживается германская ХДС. Партия прогресса умело играет на страхе обывателя перед нашествием иммигрантов. Кроме того, отстаивая на словах либеральные ценности, она призывает к использованию активов нефтяного фонда, что, по ее мнению, позволит быстро решить экономические и социальные проблемы страны. В центре политического спектра находятся Христианская народная партия, Партия центра и «Венстре». Левоцентристская (так называемая красно-зеленая) парламентская коалиция, состоящая из представителей РП, СЛП и ПЦ, имеет в Стортинге большинство в 87 голосов, что обеспечило ей формирование правительства. РП получила 10 министерских портфелей, включая пост премьер-министра, СЛП – 5, ПЦ – 4.
Осло – Санкт-Петербург
Адрес статьи в Интернете:
http://www.expert.ru/printissues/northwest/2007/35/norvegia/
Примечание: