Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.
Соглашение о разграничении морских пространств может быть частью всеобъемлющего двустороннего договора о Баренцевом море. Норвегия и Россия должны спешить с его заключением, поскольку другие государства собираются расширить свое присутствие на Крайнем Севере
Весенний визит премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга в Россию обещает быть богатым на события. Норвежцы желают создать общую с нами экономическую зону на Севере, расширить транспортное сообщение, снять российские ограничения на импорт рыбы и достигнуть успеха в делимитации морской границы. Политики и лидеры нефтяного бизнеса Норвегии также надеются на изменение российских позиций относительно прямого норвежского участия в разработке Штокмановского месторождения.
Повестка дняПредстоящий визит Йенса Столтенберга продолжит традицию регулярных встреч российских и норвежских лидеров. В конце февраля прошлого года Норвегию посетил российский премьер-министр Михаил Фрадков, а 24 ноября в Хельсинки в рамках саммита Россия – ЕС состоялась встреча Столтенберга с президентом РФ Владимиром Путиным. Хельсинкская встреча, по словам главы норвежского правительства, была «полезной и приятной», хотя и продолжалась всего полчаса. Стороны договорились, что визит Столтенберга в Москву должен состояться весной.
Впрочем, на сегодняшний день дата мероприятия не утверждена; 8 января министр иностранных дел Норвегии Юнас Гар Стёре сообщил новостному агентству NTB следующее: «Я собираюсь в Россию по окончании зимы. Премьер-министр также поедет в Россию в первой половине года, но точная дата пока не определена». Из достоверных источников нам удалось узнать, что «окончание зимы» для главы МИД Норвегии наступит уже в марте; в ходе визита Гар Стёре посетит Москву и Северо-Запад России.
Можно обоснованно предположить, что визит Столтенберга в Россию станет логическим продолжением встречи с Путиным в Хельсинки. Как сообщали норвежские СМИ, основными темами беседы лидеров двух стран были сотрудничество в разработке нефти и газа и рыболовстве. В ходе последней встречи президент и премьер уделили внимание борьбе с незаконным промыслом рыбы в Баренцевом море. «Путин дал ясно понять, что мы должны уничтожить криминальный промысел», – заявил Столтенберг после встречи.
Глава правительства Норвегии также отметил, что в ходе предстоящего визита он намерен поднять вопрос о снятии российских запретов на импорт норвежских морепродуктов: «Мы хотим ясных и общих требований к экспорту норвежского лосося, однако решить вопрос окончательно будет возможно только после присоединения России к ВТО». Российские санитарные инспекторы, проведя проверки на местах, дали разрешение поставлять рыбу на российский рынок лишь десяти норвежским предприятиям. Большинство норвежских производителей также надеются на получение российских санитарных сертификатов, открывающих дорогу на быстрорастущий российский рынок.
Граница нефти и газаРыба будет важной темой переговоров, но не самой главной. В ходе будущей встречи стороны наверняка коснутся самой сложной проблемы двусторонних отношений – раздела континентального шельфа. В 1976 году СССР и Норвегия установили границы своих исключительных экономических зон в Баренцевом море исходя из собственных представлений. Наша страна отстаивает секторный принцип раздела акваторий, а Норвегия предлагает провести морскую границу по срединной линии, в результате чего образовалась спорная акватория размером в 175 тыс. кв. км. Пока сторонами объявлен мораторий на добычу здесь минеральных ресурсов, но в ее южной части (в так называемой «серой» зоне) разрешен промысел рыбы. В прошлом году премьер Фрадков в очередной раз озвучил российское предложение начать совместную разработку углеводородов, не дожидаясь окончательного разграничения морских пространств. Норвежцы, как и ранее, отказались от такого подхода, настаивая на первоочередности делимитации границы.
Тем не менее в рамках разработанной правительством Норвегии Стратегии развития северных регионов (см. «Отличник северизации» «Эксперт С-З» №1−3 (303−305) от 22 января 2007 года) одним из приоритетных проектов сотрудничества с Россией объявлено создание Поморского района, общего экономического пространства от Киркенеса до Печенги. Как утверждают норвежские СМИ, идея создания Поморского района, которую активно поддержал норвежский МИД, принадлежит бывшему руководителю концерна Statoil Арве Юнсену. В интервью газете Fiskaren, опубликованном 4 декабря прошлого года, Юнас Гар Стёре разъяснил, что проект не связан с разграничением морских пространств: «Сотрудничество между Норвегией и Россией на суше значит не меньше, чем на море. Но договор о морской границе значительно ускорит этот процесс». Как утверждал норвежский министр иностранных дел, переговоры с Россией позволят наполнить концепцию Поморского района конкретным содержанием, что предполагает организацию совместных производств и расширение морского и наземного транспортного сообщения. Гар Стёре заявил, что надеется на решение проблемы делимитации морской границы в течение двух-трех лет.
Окно возможностейСоглашение о разграничении морских пространств может быть частью всеобъемлющего договора о Баренцевом море, считает бывший директор Института Фритьофа Нансена, известный норвежский исследователь Вилли Эстренг. Как писала 2 февраля норвежская газета Fremover, Норвегия и Россия должны спешить с заключением подобного договора, поскольку другие сильные игроки собираются расширять свое присутствие на Крайнем Севере. «Мы должны подготовить договор между Норвегией и Россией, который регулировал бы невоенные сферы деятельности. Этим мы сможем защитить себя и сохранить здесь свое влияние, в то время как другие великие страны, такие как Китай и США, обращают свой взгляд на Арктику. Это последнее большое море, экология которого практически не разрушена. После того как мы заключим такой договор, мы можем пригласить другие страны к заключению соглашения, относящегося ко всей Арктике. Но если наши две страны не сделают этого вместе первыми, мы потеряем возможность сохранить здесь свое влияние», – заявил профессор Эстренг.
Ученый замечает, что во многих направлениях уже достигнуты соглашения, которые могут стать частью глобального договора о Баренцевом море. «Сегодня мы отлично взаимодействуем в сохранении окружающей среды, рыболовстве и безопасности мореплавания. Это взаимодействие необходимо для дальнейшей разработки всеобъемлющего договора. Норвегия и Россия заложили хорошую основу для развития сотрудничества», – продолжил Эстренг. Он считает, что сейчас открылось окно возможностей для завершения работы. «Пока ничто не говорит о том, что это должно произойти быстро. Работа над договором – достаточно продолжительный процесс, но его необходимо продолжать в полной мере, для того чтобы сохранить норвежское влияние в прилегающих к нашей границе районах», – полагает профессор.
По мнению Эстренга, линия разграничения морских пространств станет компромиссом между норвежской и российской точкой зрения: «Мы знаем наверняка, что линия раздела шельфа не будет проходить по срединной линии, как предлагает Норвегия, или базироваться на секторном принципе, который отстаивает Россия. Это будет компромисс, достижение которого придет вместе с решением проблемы. Вне зависимости от того, договорятся об этом стороны в этом году или в будущем». Исследователь полагает, что соглашение о морской границе может стать прекрасной возможностью для президента Путина, находящегося в конце срока своего правления. «Это не тот вопрос, за который охотно возьмется новый или переизбранный президент», – считает Эстренг. Мнение Эстренга представляется основательным в том, что регулирование экономической и хозяйственной деятельности в Баренцевом море в первую очередь касается России и Норвегии. Однако соглашение о разграничении морских пространств должно в максимальной степени учитывать российские интересы в двухсотмильной акватории вокруг архипелага Шпицберген.
Предпоследнее слово
Юнас Гар Стёре (слева) всегда рад встречам с нашими соотечественниками. 8 января 2007 года глава норвежского МИДа посетил Баренц-секретариат (г. Киркенес), где выслушал представителей русской общественности коммуны Сёр-Варангер (на фото справа) |
Норвежские бизнесмены и эксперты активно обсуждали давосское заявление зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева о новом предложении участникам «короткого списка» Штокмана, в числе которых были норвежские компании Statoil и Hydro. Как заявил Медведев, предложение не предусматривает передачу иностранным компаниям части акций Штокмановского месторождения, но делает возможным их участие в проекте «на иных принципах». Бывший руководитель Statoil Арве Юнсен считает, что позиция российской стороны о недопущении прямого иностранного участия в разработке Штокмана может измениться: «Кроме всего прочего, освоение месторождения в одиночку может быть более дорогим, поскольку выбор иностранного партнера, имеющего интерес собственника, приведет к снижению издержек». «Пусть через несколько лет, но я не удивлюсь, если отношение к иностранному участию изменится. Если русские отдадут иностранцам 30% акций Штокмана, но одновременно введут 80−процентное налогообложение, это будет означать, что национальный контроль по-прежнему велик, а за границу уходит небольшая часть прибыли», – заявил Юнсен.
Руководитель российских проектов концерна Norsk Hydro Бенгт Ли Хансен разделяет эту точку зрения: «Сейчас мы видим, что последнее слово о Штокмане не сказано. Hydro участвует в этом проекте уже 17 лет, поэтому мы были сильно разочарованы прошлогодним осенним решением „Газпрома“, но мы по-прежнему продолжаем конструктивный диалог. Есть позитивные сигналы, но пока рано строить какие-либо умозаключения», – отметил 30 января Ли Хансен в интервью новостному агентству NTB. Еще до назначения на свой пост (теперешнюю должность он занимает с начала 2007 года, ранее возглавлял проект Ормен Ланге) Ли Хансен заявлял, что «Газпром» не в состоянии добывать газ на Штокмане самостоятельно. «„Газпром“ не получал от нас описания функционирования всех систем или чертежей, которые раскрывают, как обеспечивается технологический процесс. Мы не передавали технологий, разъясняющих действие устройств, или какие-нибудь поясняющие эскизы», – утверждал бизнесмен в интервью журналу Teknisk Ukeblad 23 октября 2006 года.
Как известно, в июле должно завершиться слияние компании Statoil с нефтегазовым подразделением концерна Norsk Hydro (см. «Color с русским оттенком» «Эксперт С-З» №48 (302) от 25 декабря 2006 года). Надежду на норвежское присутствие на российском арктическом шельфе сохраняет и Столтенберг. «Путин весьма позитивно относится к участию норвежских компаний в добыче нефти и газа на земле и на море, хотя они не станут собственниками доли месторождения. Это касается как Штокмана, так и других месторождений», – заявил 25 ноября 2006 года норвежский премьер в интервью газете Bergens Tidende. Столтенберг обратил внимание прессы на прозвучавшую в ходе беседы реплику Путина о том, что «это был выбор „Газпрома“, а не решение российского правительства». Есть все основания утверждать, что объединенная норвежская нефтегазовая компания не будет спешить соглашаться с новыми предложениями «Газпрома», рассчитывая на политическую поддержку своего правительства и добиваясь прямого участия в Штокмановском проекте.
Санкт-Петербург – Киркенес
Адрес статьи в Интернете:
http://www.expert.ru/printissues/northwest/2007/06/razvitie_severa/