Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Любовь к электричеству

Электроэнергетика уже более ста лет является одной из самых развитых отраслей промышленности Норвегии. По уровню потребления электроэнергии на душу населения Норвегия оставила далеко позади все промышленно развитые страны мира. В начале 90-х годов  страна осуществила либерализацию электроэнергетической отрасли, обеспечив разделение сфер производства, транспортировки и сбыта, а также внедрение рыночных механизмов ценообразования. Однако уже второй раз в «постлиберальной» истории Норвегия сталкивается с резким ростом цен на электроэнергию. Политики и исследователи пока не пришли к общему мнению относительно причин недостаточной работоспособности классических рыночных механизмов и предлагают различные, зачастую противоположные, пути выхода из «энергетического кризиса».

Экскурс в историю

 

Первый промышленный подъем в Норвегии произошел на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Уникальные природные условия страны позволили в исторически короткие сроки построить большое количество гидроэлектростанций, которые обеспечивали энергией предприятия металлургии и химической промышленности. В 1904 году в Норвегии был запатентован способ получения азота из воздуха на основе сильного электрического разряда. Тем самым был создан новый и достаточно эффективный по тем временам процесс производства азотных удобрений. На базе этого изобретения в 1906 году была создана компания Norsk Hydro, превратившаяся затем в многопрофильный  концерн, занимающийся производством удобрений, цветных металлов и добычей нефти и газа на континентальном шельфе.

 

На момент обретения Норвегией независимости 90 процентов гидроэлектрических мощностей в стране принадлежало иностранным собственникам. Для противодействия дальнейшей экспансии иностранного капитала, начиная с 1909 года, в стране был принят ряд «концессионных» законов, регулирующих приобретение недвижимой собственности на основе лицензирования. По существу, вся недвижимая собственность в Норвегии, включая объекты энергетики, не может быть приобретена без разрешения государства. Лицензия может быть выдана только на определенный срок, после чего возведенный объект становится собственностью государства без какой-либо финансовой компенсации собственнику. Закон о лицензиях действует и по сию пору: через шестьдесят лет построенный частной компанией энергетический объект станет общественной собственностью без ущерба для бюджета страны.

 

После второй мировой войны правительства, возглавляемые Рабочей партией, провели своего рода индустриализацию страны. В сжатые сроки за общественный счет был возведен целый ряд крупных энергоемких предприятий: алюминиевые заводы в городах Ордал и Сунндал, сталелитейный и коксовый комбинаты в городе Му-и-Рана и другие объекты. Возведение новых промышленных гигантов было призвано, среди прочего, решить важную политическую задачу – создать много новых рабочих мест и обеспечить развитие соответствующих территорий. В результате правительственных усилий норвежская алюминиевая промышленность заняла одно из ведущих мест в мире, а с конца шестидесятых годов алюминиевые заводы наладили экспортное производство автомобильных агрегатов и запчастей, несмотря на то, что в Норвегии никогда не было своего автомобилестроения. Сегодня Норвегия входит в число мировых производителей никеля, молибдена, цинка и меди. Конкурентоспособность норвежской цветной металлургии и химической промышленности в первую очередь объясняется относительной дешевизной электроэнергии, обеспечиваемой мощными гидроресурсами страны.

 

Вода вращает турбины

 

Сегодня норвежские гидроэлектростанции (ГЭС) обеспечивают порядка 99 процентов всех генерирующих мощностей, оставшаяся часть энергии вырабатывается тепловыми электростанциями (ТЭС). В стране насчитывается 826 гидроэлектростанций общей установленной мощностью 27 000 мВт. Как известно, гидроэнергетика критична к погодным условиям, прежде всего - к количеству выпавших осадков. В дождливые годы производство электроэнергии в Норвегии может достигать 140 млрд. кВт-ч, в годы с нормальным средним уровнем осадков – порядка 120 млрд. кВт-ч.

 

Мощность наиболее крупной ГЭС составляет 1240 мВт, а суммарная мощность всех существующих ТЭС - немногим более 280 мВт. До последнего времени гидроэнергетика страны позволяла обеспечивать не только внутренние потребности, но и экспортировать электричество. Благодаря использованию возобновляемых ресурсов, Норвегия имеет также возможность поставлять на внешний рынок основную часть добываемых на морском шельфе углеводородов и, тем самым, наращивать свои золотовалютные резервы.

 

55 процентов генерирующих мощностей Норвегии сейчас находится в собственности коммун и губерний, государственная компания Statkraft является собственником 30 процентов источников энергии, а частным компаниям принадлежит примерно 15 процентов. В Норвегии создан конкурентный рынок производителей электроэнергии, которые отделены от электрических сетей, которыми владеет государство. Теоретически потребитель может выбирать поставщика электроэнергии среди 125 генерирующих компаний и около 20 оптовых перепродавцов. Оптовые компании, как правило, также являются владельцами локальных сетей и находятся в собственности  муниципальных образований.

 

Доступные сети

 

Большая часть электроэнергии производится на западе Норвегии, тогда как восточная часть страны является наиболее густозаселенной. Электроэнергия транспортируется с запада на восток посредством разветвленной передающей сети. Самое высокое напряжение в норвежской передающей сети достигает 420 кВ, перед тем как поступить потребителям, энергия преобразовывается на целом ряде понижающих подстанций. В домашние хозяйства поступает энергия напряжением 230В. Единая передающая сеть Норвегии принадлежит государству в лице предприятия Statnett. Поскольку электрические сети страны остались в руках государства, их монопольная деятельность регулируется государственным органом – директоратом (аналогом отечественного агентства) по водным ресурсам и энергетике, подчиненным министерству нефти и энергетики. В функции директората входят гидрологическое обследование, контроль за безопасностью дамб, инвентаризация гидроресурсов, лицензирование строительства и эксплуатации энергетических объектов. Директорат должен регулировать монополию в передаче и распределении электроэнергии, осуществляя мониторинг инвестиций в электрические сети и контроль над рентабельностью объектов сетевой инфраструктуры.

 

Сетевая компания Statnett владеет примерно 75 процентами сетевой инфраструктуры страны. Основные функции компании заключаются в эксплуатации и развитии сети, планировании энергосистемы страны, координации работы отрасли в качестве системного оператора-диспетчера и торговля электроэнергией с иностранными государствами. Всем клиентам обеспечивается равный доступ к сети, и потребитель может покупать электрическую энергию от любой компании в стране. Если по каким-то причинам клиент остался без поставщика электроэнергии, другие генерирующие компании обязаны предложить ему свои услуги. Важным условием наличия общенационального рынка электричества является действующая в стране система зональных тарифов на транспортировку энергии. Существо системы заключается в том, что страна поделена на определенные зоны, для каждой из которых рассчитывается отдельный тариф. Тем самым, клиенту выгодно покупать энергию у регионального производителя или перепродавца.

 

Предпосылки реформы

 

Норвегия имеет самый высокий в мире уровень потребления электрической энергии на душу населения. Дома и квартиры норвежцев обогреваются главным образом посредством электрической энергии, долгое время в стране было не принято экономить на электроэнергии в быту; так, закрывая на ночь магазины, продавцы не гасят свет в витринах. Программа индустриализации страны, проведенная в семидесятых годах, предусматривала возведение новых крупных энергетических объектов, что привело к перепроизводству электроэнергии. Излишки электроэнергии стали продавать в соседние Швецию и Данию, при этом ежегодный рост потребления составлял примерно 1,4 процента, опережая темпы производства. В конце восьмидесятых годов норвежские политики пришли к выводу, что электроэнергетика нуждается в кардинальном реформировании, поскольку традиционный путь развития уже не соответствовал потребностям постиндустриальной экономики.

 

До начала девяностых годов прошлого века в Норвегии существовала централизованная система энергоснабжения. Началом реформирования отрасли стал Закон об электроэнергетике, вступивший в силу с 1 января 1991 года. Закон ставил целью обеспечить более эффективное использование гидроресурсов страны за счет внедрения рыночных инструментов в производство и сбыт электроэнергии. Сфера распределения, напротив, должна была действовать как естественная монополия, которая предоставляет всем хозяйствующим субъектам право доступа к сетевой инфраструктуре. За счет этих мер предполагалось создать конкурентный рынок электричества и сгладить ценовую разницу на электрическую энергию в различных регионах страны.

 

В стране был введен раздельный учет видов производственной деятельности (генерация, транспорт, сбыт) и созданы оптовый и розничный рынки электроэнергии. Эффект от реформы сначала почувствовали на себе промышленные предприятия, но уже в 1997 году было снято ограничение на величину подключаемой нагрузки при выборе производителя или перепродавца. Тем самым, энергетический рынок стал доступен для домашних хозяйств и мелких клиентов.

 

Вступление в силу закона об электроэнергетике сопровождалось образованием двух независимых государственных компаний – генерирующей Statkraft и сетевой Statnett. За разделением компаний по сферам деятельности не последовало приватизации сектора производителей электроэнергии; в этом состоит одно из основных отличий норвежской модели реформирования электроэнергетики от той, что имела место в Великобритании. Среди производителей электроэнергии по-прежнему доминируют компании, принадлежащие общественному сектору экономики, а участие иностранного капитала в производстве электричества законодательно ограничено. Частный капитал допущен также в сферу транспортировки электроэнергии, однако самой конкурентной частью отрасли стал сбыт – здесь сосредоточена почти половина всех компаний, работающих на энергетическом рынке. 

 

Электричество оптом

 

Следующим шагом в реформировании электроэнергетики Норвегии стало создание оптового рынка электроэнергии. Поскольку реформа электроэнергетики началась практически одновременно во всех скандинавских странах и Финляндии, в 1993 году была создана биржа Nord Pool, на которой торгуются физические контракты и финансовые инструменты на поставку электричества. Акции Nord Pool поровну разделены между норвежской компанией Statnett и шведской Affärsverket Svenska Kraftnät. Биржа Nord Pool каждый час устанавливает цены на электрическую энергию для Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании. Эти краткосрочные, или спотовые, контракты, являются ориентиром для среднесрочных и долгосрочных контрактов.

 

На сегодня на бирже Nord Pool присутствует около трехсот компаний, которые торгуют электричеством на одном или нескольких рынках. Компании Северных стран составляют примерно 55 процентов всех участников биржи, на ней представлены также игроки из Великобритании, Германии, США, Швейцарии, Франции, Италии и Нидерландов. Биржа Nord Pool организована в виде четырех самостоятельных рынков - спотового, фьючерсного, рынка опционов и базового. Спотовый – это рынок торговли физическими контрактами на поставку электроэнергии на следующие сутки. Цена на спотовом рынке формируется в зависимости от спроса и предложения и обновляется каждый час в течение суток. Спотовый рынок является важнейшим ориентиром на рынке электроэнергии, а для компании Statnett – индикатором состояния всей отрасли, поскольку показывает изменения спроса, производства и предложения.

 

Фьючерсный рынок предназначен для страхования от резких изменений цен на электрическую энергию. Фьючерсные и форвардные контракты могут заключаться на срок от одного дня до трех лет. Опционы на покупку и продажу электроэнергии представляют собой обязательства совершения будущих контрактов. Покупка опциона позволяет реализовать право покупки контракта по наименьшей цене. Базовый рынок является инструментом, регулирующим физические контракты, заключаемые на финском и шведском рынках электрической энергии.

 

Nord Pool является не только торговой площадкой, но и предлагает своим клиентам услуги клиринга, т.е. учет взаимных расчетов за контракты и финансовые инструменты. Продавцы и покупатели на бирже заключают не двусторонние, а трехсторонние сделки, что является дополнительным гарантом надежности заключаемых контрактов. Сегодня объем электроэнергии, продаваемой через Nord Pool, не превышает 30 процентов от общего объема, производимого генерирующими мощностями Норвегии, большинство контрактов совершается непосредственно между продавцом и покупателем. Вместе с тем, наметилась тенденция к объединению региональных энергетических рынков и превращению его в общеевропейский энергетический пул.

 

Что делать с рыночной стихией

 

2006 год может войти в историю Норвегии как еще один год «энергетического кризиса». С первым ценовым шоком страна столкнулась зимой 2002-2003 года, в тот период уровень воды в резервных водохранилищах оказался намного ниже нормы, и цены на электричество поднялись до рекордно высоких отметок. Нынешнее лето также выдалось очень засушливым, кроме того, недостаток спроса был обусловлен целым рядом сопутствующих факторов. Свою роль сыграли и непредвиденные остановки ряда энергоблоков на шведских атомных электростанциях, и ошибки при строительстве подводного кабеля из Дании в Норвегию, и проблемы с импортом электроэнергии из Польши.

 

В сентябре цена спотовых контрактов на бирже Nord Pool достигла отметки в 63 эре за кВт-ч (примерно 0,08 евро), тогда как год назад уровень цен находился на отметке в 26 эре. Некоторые эксперты предсказывают новый ценовой шок, который ожидает норвежцев нынешней зимой. Большинство домов в стране отапливается электричеством, и на зимний период приходится пик спроса. Норвежским потребителям придется платить за электричество в лучшем случае 2 кроны за кВт-ч, а в худшем – целых 3 кроны.

 

Проблема высоких цен на электроэнергию стала политической, что во многом связано с предстоящими в следующем году местными выборами. Норвежское правительство было вынуждено объявить о мерах, направленных на поддержку наиболее незащищенных категорий потребителей, и о ряде других нерыночных мер. В частности, планируется выделить ста тысячам домашних хозяйств финансовую помощь  на оплату электричества зимой. Кроме того, правительство обещает финансовую помощь тем, кто согласится установить дома тепловую завесу или камин, работающий на гранулированных отходах от переработки древесины.

 

Министерство нефти и энергетики страны предложило также ввести для частных потребителей двойную шкалу оплаты электричества: тот, кто расходует энергии больше некоторой «социальной нормы», должен платить по повышенной ставке. Оппоненты правительства из числа правых популистов предлагают снизить налог на добавленную стоимость, особенно в те периоды, когда цена особенно растет. Левые партии, напротив, винят в бесконтрольном росте цен слишком либеральные законы и призывают к большему регулированию рынка, например к ограничению экспорта.

 

Аргументам левых не откажешь в логике: этим летом из-за жары вырос спрос на электроэнергию в Германии, и Statkraft не преминула увеличить поставки энергии в эту страну, уменьшая и без того низкие запасы воды в водохранилищах. Они подчеркивают тот факт, что в момент начала реформ в Норвегии имел место избыток установленной мощности, а теперь страна экспортирует электричество во все большем объеме вместо того, чтобы строить новые станции. В дело может вмешаться также Европейский Союз: эксперты этой организации выступают против каких-либо дотаций потребителям и настаивают на еще большей либерализации норвежского рынка, в том числе на отмене закона о концессиях. Поскольку Норвегия входит в Европейское экономическое пространство и обязана подчиняться энергетическим директивам ЕС, ей угрожают подачей иска в международный арбитраж в Люксембурге.

 

Почему растут цены

Поскольку рост цен на электричество коснулся практически каждого норвежца, многие исследователи и организации пытались объяснить своим гражданам феномен ценообразования на скандинавском рынке. Мы предприняли попытку обобщить материалы подобного рода в надежде, что эти знания могут пригодиться и нашему читателю. Цена электричества для конечного норвежского потребителя складывается из рыночной цены энергии, платы за ее доставку по сетям и налогов, которые платятся государству. В общей цене потребителя каждая издержка составляет примерно третью часть.

 

Цена электроэнергии определяется соотношением спроса и предложения, т.е. потребления и производства электричества, на общескандинавском рынке Nord Pool. Примерное соотношение различных видов электрической энергии, вырабатываемых Северными странами, выглядит следующим образом:

- гидроэлектроэнергия (главным образом – Норвегия и Швеция) – 50%,

 - атомные электростанции (Швеция, Финляндия) – 20%,

- электростанции, работающие на газе и мазутном топливе (главным образом Дания и Финляндия) – 10%,

- угольные электростанции (в основном Дания и Финляндия) – 10%,

- ветряные электростанции, а также станции, работающие на отходах от деревопереработки (Дания, Финляндия) – 10%.

Северные страны ведут торговлю электричеством со своими соседями, и на скандинавский рынок поступает энергия из России, Польши и Германии.

 

В Норвегии принято делить потребителей на три основные группы, на каждую из них приходится примерно треть электроэнергии: домашние хозяйства, энергоемкие производства, прочие субъекты хозяйственной деятельности. Призывы правительства к ограничению потребления со стороны домашних хозяйств оправданны, поскольку их вклад в общий спрос на электричество примерно равен потребностям всех энергоемких отраслей страны.

 

Среди факторов, влияющих на ценообразование, отмечаются долговременные и кратковременные. Первые зависят от спроса и предложения: рост экономики и жизненного уровня приводит к росту спроса, что вызывает повышение цен. Инвестиции в новые мощности приводят к росту предложения на рынке электричества, что вызывает снижение цен. Строительство новых кабелей с соседними странами вызывает приток дополнительного электричества, что повышает энергетическую безопасность и снижает разницу между ценами в летний и зимний период.

 

К кратковременным факторам относятся значения температуры в зимнее и летнее время, уровни осадков и воды в водохранилищах, цены на различные виды топлива, состояние сетевого хозяйства. Морозные зимы вызывают дополнительный рост потребления электроэнергии на обогрев, в результате чего растут цены. Жаркое лето в Европе побуждает необходимость кондиционирования воздуха, что также сопряжено с повышенным спросом на электроэнергию, особенно в дневное время, и с ростом цен. Повышенный уровень осадков позволяет быстрее пополнять резервы для гидроэлектростанций, что увеличивает производство и приводит к снижению цен. В засушливые годы, какими являлись 2003 и 2006, наблюдается обратная картина.

 

Высокие цены на уголь, газ и нефть приводят к росту стоимости выработки энергии на электростанциях, работающих на этих видах топлива. В цену электричества, вырабатываемого на таких станциях, теперь входят также расходы на оплату выбросов двуокиси углерода, что является следствием требований Киотского протокола. Наконец, низкая пропускная способность сетей в сочетании с недостаточным производством электроэнергии в какой-либо области страны приводит к невозможности полного удовлетворения спроса, что также приводит к росту цен.

 

Как видим, прогноз ценообразования на норвежском рынке является многопараметрической и весьма сложной задачей, поэтому найти универсальные рецепты, обеспечивающие развитие отрасли и интересы потребителя, пока не удается. Вопрос об оптимальном соотношении рыночных механизмов и государственного регулирования в электроэнергетике Норвегии и других Северных стран остается открытым. Хочется надеяться, что опыт соседей позволит нашей стране хотя бы не повторять чужих ошибок. От своих собственных, скорее всего, уберечься не удастся.