Страсти по Штокману – I. «Статпром» или «Газойл»?
Решение «Газпрома» об очередном переносе даты объявления состава участников Штокмановского проекта вызвало появление массы публикаций, авторы которых пытаются разгадать подоплеку событий. Помимо официально озвученной «Газпромом», высказываются различные версии – трудности переговоров с США относительно вступления России в ВТО, непростой диалог с ЕС об энергетической безопасности, приближающийся саммит «большой восьмерки». Норвежская экологическая организация «Беллона» разработала собственные сценарии развития Штокмановского проекта, в которых предостерегает норвежские компании от излишнего оптимизма. Офис "Газпрома" в МосквеЮбилейный прогноз На днях экологической организации «Беллона» исполнилось двадцать лет. В Норвегии много экологических организаций, поскольку жители страны привыкли дружить с природой, а любая общественная организация может рассчитывать на финансовую поддержку властей. Однако «Беллона» - одна из немногих, сумевших успешно сочетать активные акции с бизнесом. Организация позволяет себе иметь штат оплачиваемых сотрудников и содержать экспертов, в том числе в России. Именно за счет активности в нашей стране «Беллона» стала весьма известной в Норвегии. Прежде организация неизменно выступала за закрытие всех атомных электростанций в России, особенно Кольской и Ленинградской. Теперь противником поборников экологической безопасности стал Штокмановский проект, в котором хотят участвовать норвежские компании «Статойл» и «Норск Гидро». Чем же может быть опасен для Норвегии Штокман?
9 июля на сайте организации была опубликована статья ее эксперта Кристин Йоргенсен (Kristin Jørgensen) «Штокман – остается только мечтать?» (Shtokman - bare pipe dreams?), в которой автор предлагает сценарный прогноз развития событий вокруг одного из самых крупных в мире будущих энергетических проектов. Мы намерены обильно цитировать эксперта Йоргенсен поскольку читатель сможет создать собственное представление об уровне аналитики экспертов организации, имеющей за плечами двадцатилетний опыт борьбы за светлое экологическое будущее.
Энергетическое оружие ПутинаРешение о том, какие иностранные компании станут участниками Штокмановского проекта, отложено, пишет Йоргенсен. Норвежские компании «Статойл» и «Норск Гидро» являются двумя из шести иностранных предприятий, попавших в финальный список «Газпрома». «Газпром» не раскрывает своих карт, и кандидатам приходится играть друг против друга, бросая тень на конкурента и добиваясь привилегий в очереди.
Уже во втором предложении эксперт «Беллоны» делает досадную ошибку: в финальный, так называемый «короткий», список «Газпрома» попало не шесть, а пять компаний – две американские, французская и две норвежские. Но не будем чересчур строги к молодому эксперту и попробуем проследить дальнейшую логику ее анализа. Эксперт «Беллоны» оценивает преимущества - Йоргенсен называет их наградами, которые могут получить энергетические компании и правительство Норвегии от Штокмановского проекта.
По мнению Йоргенсен, награда А) заключается в том, что «Гидро» и «Статойл» могут выиграть соревнование и завязать долгие отношения с распустившим свои щупальца «Газпромом». «Газпром» уже является одной из самых крупных компаний в мире и известен своими профессиональными приемами ведения бизнеса, когда противника стирают в порошок. В любой кооперации «Газпром» станет старшим братом и держателем большинства акций, поэтому у него будет возможность продавливать свои решения в большинстве случаев. «Газпром» поставил себе целью скупить распределительные активы в Европе, поэтому через 10 лет бензоколонки с названием «Статойл» могут поменять имя на «Газойл» или «Статпром».
«Газпрому» предлагаются часть акций в норвежских месторождениях Снёвит и Ормен Ланге. «Газпром» сначала становится вторым по числу акций владельцем Снёвит, а оттуда уже виден самый короткий путь в мажоритарные акционеры, если возникнет такая необходимость. Ведь «Газпром» провозгласил своей целью стать самой крупной компанией мира, пишет эксперт «Беллоны». За рассуждениями Йоргенсен нетрудно увидеть нехитрую стратегию «Газпрома» - заманить норвежские компании в Россию, обменяться с ними активами, стать мажоритарным акционером, а заодно и владельцем бензоколонок. О каких-то многомиллиардных планах поставок сжиженного природного газа на американский рынок эксперт даже не упоминает. Да и зачем, если задача «Газпрома» проста и понятна – прибрать к рукам нефтегазовые активы Норвегии, не больше не меньше!
Награда В), считает норвежский экологический эксперт, может заключаться в достижении длительных отношений между президентом Путиным и норвежским премьер-министром. Это позитивный и укрепляющий мир фактор. Однако, как мы можем видеть дальше, и здесь Норвегию ждут большие опасности. «С тех пор как президент Путин пришел к власти, энергетические проблемы стали в значительной степени политизированными. Это привело к острой критике смычки Кремля и «Газпрома».
Президент Путин носит «Газпром» в широких карманах своих брюк. По команде Путина будут плясать все 330 000 работников концерна. Кое-кто даже распустил слух о том, что Путин собирается возглавить «Газпром» после того как покинет президентский пост в 2008 году. – Пишет Йоргенсен и продолжает. - «Газпром» активно скупает активы, которые Путин считает весомыми, например, различные телевизионные каналы и газеты, заодно с банками и нефтяными компаниями. С помощью газового гиганта Путин наказывает и воздействует на целые нации, что с точки зрения российской политики вполне логично. Мы это отчетливо могли видеть во время газового кризиса с Украиной в январе 2006 года. Позднее российские политики были весьма удивлены тем, что Запад выступил против России в этом конфликте. По мнению русских, это было не логично».
Что же еще может угрожать Норвегии, если «Газпром» собирается скупить ее энергетические активы? Оказывается, еще одна опасность заключается в несоизмеримости международного влияния России и Норвегии. «Путин очень любит двусторонние отношения. Если на это смотреть русскими глазами, то снова все очень логично. Россия – самая большая страна в мире. Во всех двусторонних переговорах и контактах с другими странами Россия будет старшим братом, и этот факт будет исходной точкой в переговорах. – Считает эксперт «Беллоны» и продолжает. - Этим объясняется та неохота, с которой русские ведут переговоры с Евросоюзом, российская политика – классический пример реализации принципа «разделяй и властвуй». Но его трудно осуществить, когда за столом переговоров находится объединенная Европа». Вероятно, по логике Йоргенсен, Норвегии для участия в Штокмановском проекте и отстаивании своих интересов необходимо вступить в Европейский союз.
Эксперт считает, что Россия сохранила политические арсеналы времен холодной войны, но вместо ядерного оружия Путин использует энергетическое. Анализируя внешнюю политику России можно увидеть, что принцип игры с нулевой суммой, характерной для периода холодной войны, по-прежнему доминирует в российском политическом мышлении, пишет Йоргенсен. То, что одно государство приобрело, то другое обязательно должно потерять. Поэтому государственные интересы затмевают все остальные. Россия – это страна, которая всегда играет козырными картами в любой переговорной ситуации. Примером такой игры является «обмен» участия американских компаний в Штокмановском проекте на российское членство в ВТО. Для русских подобная торговля выглядит вполне логичной, заключает норвежский эксперт.
Напрасные надеждыВ Норвегии мы возлагаем большие надежды на то, что принесет стране Штокмановский эффект, пишет далее эксперт Йоргенсен. Интересно, что ожидавшийся эффект от Снёвит так и не проявился, но эффект от Штокмана все равно ожидается. В норвежских дискуссиях почти не обсуждается то обстоятельство, что в России очень жесткие законы и практика, касающиеся участия иностранцев в деятельности, связанной с нефтью и газом. Интересы российских компаний должны быть на первом месте. Это означает, что норвежские компании, которые участвуют в подобной деятельности, должны работать из России. В довершении во время правления Путина до невиданных высот поднялся политический протекционизм, предостерегает эксперт. По мнению норвежского эксперта, протекционизм способен сильно осложнить работу норвежских компаний, вынужденных иметь дело с российскими поставщиками.
«В сегодняшней ситуации это приводит к политизации всех деловых контактов с заграницей. Целью является понуждение российских компаний к использованию продукции «отечественного производителя». Мы наблюдаем аналогичную тенденцию и в общественной жизни, когда депутаты парламента обвиняют своих коллег в отсутствии патриотизма, или заявления о том, что иностранные организации приносят в страну неприятности, например ВИЧ и СПИД. - Пишет эксперт. - Не последнюю роль в этой кампании сыграли заявления Путина о том, что иностранные деньги – это «грязные деньги». Последствия такой политики приводят к тому, что российские компании обязывают иметь дело с российскими поставщиками и контрагентами». Вероятно, Йоргенсен не знает о том, что компания «Норск Гидро» уже реализовала программу, благодаря которой десятки российских компаний получили европейские сертификаты качества, позволяющие выходить на западные рынки.