Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Вызов Штокмана

Одной из важнейших дискуссий Х Экономического форума в Санкт-Петербурге станет анализ современных возможностей и вызовов глобализации. На этот раз дискуссия затронет проблемы лидеров растущих экономик мира – Бразилии, России, Индии и Китая. Российские достижения последних лет во многом связаны с ростом спроса и невероятно благоприятной конъюнктурой цен на энергоносители, в области добычи нефти, и особенно газа, наша страна становится если не законодателем мод, то одним из основных мировых ньюсмейкеров.
В условиях растущего спроса на энергоресурсы глобальная экономика подвергается опасным вызовам, самые значимые из которых – геополитические



Дискуссия по глобальным энергетическим проблемам, начатая на Экономическом форуме в июне, так или иначе будет развиваться и на июльском саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. В этом материале попытаемся продемонстрировать особенности современного этапа глобализации на примере одного из важнейших российских (и северо-западных) энергетических проектов ближайших лет – проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.
Взгляд на глобус
Расположенное в центральной части Баренцева моря, Штокмановское месторождение было открыто еще в 1988 году и является крупнейшим в мире. Разведанные запасы газа на месторождении составляют порядка 3,7 трлн кубометров. Значимость этой цифры можно оценить, если сравнить ее с годовым объемом добычи на всех действующих российских месторождениях: в 2004 году Россия произвела 634,3 млрд кубометров, а на экспорт было поставлено 201 млрд. После выхода на проектную мощность Штокмановское месторождение будет способно обеспечивать добычу газа в таком же объеме, как все норвежские месторождения вместе взятые, а сегодня это 14% европейского рынка.
Расположение месторождения определяет как сложности реализации проекта, так и его преимущества. У России пока не было опыта добычи газа на морском шельфе в столь сложных природно-климатических условиях. Осуществление проекта потребует привлечения самых современных технологий подводной добычи и транспортировки углеводородов и гигантских инвестиций – разные источники называют цифры от 10 до 40 млрд долларов. Столь масштабный проект потребовал даже корректировки российского законодательства: он станет одним из первых, реализуемых на основе соглашения о разделе продукции. Подобное соглашение позволяет передать права на добычу и реализацию газа международному консорциуму предприятий, в котором ОАО «Газпром» будет владеть 51% акций.
Огромные запасы Штокмана – не единственное достоинство месторождения. Его «дислокация» на Северо-Западе предоставляет России и целый ряд добавочных преимуществ. Реализация главного из них потребует самых крупных инвестиций, но придаст Штокмановскому проекту совершенно новое качество. Недалеко от Мурманска, в поселках Видяево или Териберка, будет построен один из первых российских заводов, производящих сжиженный природный газ (СПГ). Танкерная транспортировка СПГ позволит осуществлять его продажу на любых рынках, обеспечивая возможность гибкого реагирования на спрос и диверсификацию поставок. Кроме того, оценки американской организации Institute of Gas Technology показывают, что доставка СПГ на большие расстояния становится более выгодной, чем традиционная перекачка природного газа по трубопроводам. Экономические преимущества транспортировки СПГ проявляются на расстояниях свыше 1200 км по сравнению с морскими трубопроводами и на расстояниях свыше 3500 км – по сравнению с наземными.
С самого начала обсуждения планов реализации Штокмановского проекта велась речь о масштабных поставках СПГ на североамериканский рынок, прежде всего в США. Выступая 6 июня на 23−й Всемирной газовой конференции в Амстердаме, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что рынок США является самым емким, а текущие и прогнозные цены на нем – самые высокие в мире. Как отметил Миллер, одного взгляда на глобус достаточно, чтобы увидеть преимущества географического расположения производств СПГ для США и Канады по сравнению с месторождениями Ближнего Востока. Среди важных достоинств географического расположения ресурсной базы Штокмана можно отметить еще два. Во-первых, Мурманск – единственный незамерзающий порт в европейской части России. Во-вторых, суровый климат Арктики на четверть повышает эффективность завода по сжижению газа – эту оценку приводит консалтинговая компания Deloitte Touche в своем прошлогоднем июльском отчете, посвященном развитию производства СПГ в России.
По данным «Газпрома», в настоящее время в США функционируют четыре регазификационных терминала, суммарная мощность которых составляет около 45,8 млрд кубометров в год, при этом планируется строительство ряда новых общей вместимостью порядка 140 млрд кубометров. Как считает директор Института США и Канады АН РФ Сергей Рогов, при благоприятных условиях Россия сможет занять долю в 7,5−10% от всего энергетического рынка США. Однако возможности прихода российских энергоносителей на американский рынок и направления поставок СПГ со Штокмановского месторождения в большой мере зависят от состояния российско-американских политических отношений.
Экономика решает не все
16 сентября прошлого года «Газпром» озвучил список возможных участников консорциума разработчиков Штокмановского месторождения, в шортлист попали пять иностранных компаний: американские ConocoPhillips и Chevron Texaco, французская Total и норвежские Statoil и Norsk Hydro. Руководитель «Газпрома» заявил, что окончательный состав консорциума разработчиков Штокмана будет включать «две-три компании». Первоначально имена победителей «Газпром» обязался назвать в первом квартале этого года, затем срок был перенесен на апрель. Однако решение, которого ждали все мировые информационные агентства и игроки на ведущих биржах, не было озвучено ни в апреле, ни месяцем позже. В середине марта министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко заявил об очередном переносе принятия решения на лето, а в конце мая руководитель «Газэкспорта» Сергей Емельянов обещал обнародовать результат в конце августа. «Каждый из потенциальных участников Штокмановского проекта должен представить новые предложения в августе», – передало слова Емельянова агентство Upstream Online.
«Газпром» объясняет перенос принятия решения исключительно техническими и экономическими причинами, в том числе сложностями, связанными с новизной решаемых задач и оценкой представленных предложений. Не скрывается и то, что российская компания хотела бы произвести обмен активами с иностранными участниками консорциума, хотя это обстоятельство, по словам представителей компании, не является определяющим. Ключевые факторы, как заявлял Миллер, – технологии СПГ, возможности выхода на американский рынок и практический опыт эксплуатации оффшорных месторождений.
Достоянием общественности стали некоторые технико-экономические показатели проектов, представленных «Газпрому» участниками короткого списка. Так, норвежская компания Statoil предложила пять вариантов разработки Штокмановского месторождения. Согласно оценкам компании, 60% стоимости проекта составит строительство завода СПГ, 15 – бурение и обработка скважин, а оставшиеся 25% инвестиций будут затрачены на прокладку подводного газопровода. Срок выхода месторождения на проектную мощность определен в четыре года. Statoil хочет получить 25% акций Штокмана в обмен на 10% активов баренцевоморского месторождения Snoehvit и доступ к регазификационному терминалу Cove Point в США.


По данным компании Norsk Hydro, затраты на первую фазу разработки Штокмановского месторождения составят 10 млрд долларов, что позволит добывать 21,9 млрд кубометров в год. В случае увеличения спроса на СПГ в США и на других рынках, возможно увеличение добычи газа до уровней в 45,3 и 68 млрд кубометров в год. Norsk Hydro предлагает «Газпрому» осуществить обмен части активов в североморском месторождении Ormen Lange на 20% акций Штокмана. Этот обмен может оказаться интересен «Газпрому», поскольку предоставляет компании возможность быстро выйти на газовый рынок Великобритании. Уже в следующем году газ с Ormen Lange в объеме 29 млрд кубометров начнет поступать на английский рынок по самому протяженному в мире подводному трубопроводу Langeled длиной 1200 км. (О конкуренции двух норвежских компаний за попадание в Штокмановский проект мы подробно рассказывали в статье «Белоснежка против Длинного Змея» – «Эксперт С-З» №47, декабрь 2005 года.)
О предложениях других потенциальных участников проекта известно меньше. Французская Total желает стать собственником 20% акций Штокмана, в обмен она готова предложить «Газпрому» 10% акций месторождения Snoehvit (Total владеет 18,4% активов норвежского месторождения) и доступ к терминалу Sabine Pass LNG в Мексиканском заливе. Total также объявляла, что готова инвестировать в развитие месторождения значительные собственные средства. Некоторое время назад считалось, что шансы Total на попадание в Штокман минимальны, однако в середине мая административный директор компании Черри Десмаре заявил в интервью французской газете Les Echos, что смотрит в будущее с оптимизмом. «Total не выпала из игры, в противоположность тому, что пишут у нас и за рубежом, и переговоры с „Газпромом“ продолжаются. В нефтяных делах следует проявлять терпение и неторопливость. Действительно, раньше мы сталкивались с неудачами в России, но сейчас надеемся продемонстрировать уровень нашей технической экспертизы», – заявил Десмаре.
Руководство «Газпрома» объясняет перенос принятия решения по Штокману исключительно техническими и экономическими причинами, в том числе сложностями, связанными с новизной решаемых задач и оценкой представленных предложений
Chevron Texaco и ConocoPhillips также делают «Газпрому» интересные предложения, в частности Chevron Texaco предлагает партнерство в мощностях на терминале Sabine Pass LNG. Но к участию обеих американских компаний в проекте «Газпром» относится с большой осторожностью. Совсем не случайно после подписания в апреле прошлого года меморандума о взаимопонимании с американским газовым оператором Sempra Energy Алексей Миллер заявил следующее: «Важным моментом для «Газпрома» является то, что Sempra позиционируется как торговая и газотранспортная компания, которая не планирует свое участие в добывающих проектах за пределами США». Участие американских компаний в Штокмановском проекте определяется не столько экономикой, сколько политикой.
Груз политических обстоятельств
Несмотря на отрицание «Газпромом» политической подоплеки, связанной с откладыванием решения о составе участников консорциума разработчиков Штокмана, ее скрыть невозможно. На выбор «двух-трех компаний» из трех стран в значительной мере влияют межгосударственные отношения, а отношения с Францией следует рассматривать также в связи с продолжающимся непростым энергетическим диалогом России с Евросоюзом.
В последнее время отношения России с США значительно ухудшились, при этом американская сторона выдвигает все новые условия присоединения нашей страны к ВТО. 18 мая агентство Dow Jones Newswire со ссылкой на заместителя пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова передало заявление помощника президента Игоря Шувалова, сделанное им во время визита в США. «Если Соединенные Штаты будут выдвигать к России на переговорах о ВТО новые требования, которые не предъявлялись к другим странам, то нельзя исключать новых требований к американским компаниям, участвующим в Штокмановском проекте», – заявил Шувалов.
Если раньше речь велась о том, что политическое решение о принятии России в ВТО может быть сделано во время июльского саммита в Санкт-Петербурге, то объявленный «Газпромом» перенос срока объявления состава Штокмановского консорциума на конец августа демонстрирует отсутствие прогресса на очень важном для политического руководства России направлении. В этой связи можно предположить, что исключение обеих американских компаний из Штокмановского проекта, скорее всего, поставит крест на желании «Газпрома» проникнуть на американский рынок. Остается надеяться на то, что в последующих дискуссиях прагматические и экономические резоны возьмут верх над политической риторикой.
Дискуссии нашей страны с Евросоюзом о поставках энергоносителей усугубились январским российско-украинским газовым конфликтом. ЕС требует от России покончить с монополией «Газпрома» на экспорт в Европу, разрешить транзит среднеазиатского газа по российским трубопроводам и допустить иностранные компании к разработке новых месторождений. Кроме того, ЕС возражает против подписания с Россией долгосрочных договоров на поставку энергоносителей, настаивая на приоритете спотовых контрактов. Из-за продолжающихся разногласий ЕС препятствует попыткам «Газпрома» в приобретении газотранспортных активов в европейских странах (такие приобретения снизили бы транзитные издержки российской компании). Несмотря на то что большинство аналитиков отмечают успех России и «Газпрома» на переговорах с ЕС, прошедших на недавнем саммите в Сочи, следует ожидать продолжения дискуссий о глобальной и европейской энергетической безопасности в рамках встреч «большой восьмерки».
Вероятность попадания одной или обеих норвежских компаний в консорциум разработчиков Штокмана очень велика из-за их уникального тридцатилетнего опыта добычи нефти и газа на морском шельфе. Норвегия очень заинтересована в штокмановском газе, поскольку ее запасы углеводородов в Северном море сокращаются. Однако политические отношения двух стран осложнены отсутствием прогресса на переговорах о разграничении морских пространств и несовпадением подходов к статусу акватории Шпицбергена. Завершению переговоров мешает то немаловажное обстоятельство, что в спорной акватории Баренцева моря находится газовое месторождение Федынское, которое, по мнению экспертов, не уступает по запасам Штокмановскому.
Во время мартовского визита в Норвегию премьер-министр России Михаил Фрадков предложил норвежской стороне начать разведку энергоносителей в спорных акваториях, не дожидаясь конца переговоров. Норвежский премьер-министр Йенс Столтенберг российское предложение решительно отверг. К сожалению, прецедент совместного управления «серой зоной», в которой рыбаки двух стран ведут промысел уже 28 лет, пока не удается распространить на добычу минеральных ресурсов.
Несмотря на все сложности, мы склонны смотреть на будущее Штокмановского проекта с оптимизмом. Совсем недавно высокопоставленный функционер «Газпрома» заявил агентству Dow Jones, что «компания может не успеть начать первые танкерные поставки СПГ в 2010 году, но в 2011−м  это вполне выполнимо». Один из самых амбициозных проектов начала XXI века начнет приносить свои плоды и, можно надеяться, даст импульс развитию всех северных регионов России. Однако в условиях растущего спроса на энергоресурсы глобальная экономика подвергается опасным вызовам, самые значимые из которых – геополитические. Бороться с этими вызовами одними экономическими средствами, по-видимому, невозможно, а говорить о создании более справедливого миропорядка пока не приходится.
Адрес статьи в Интернете: http://www.expert.ru/world_business/2006/06/vyzov_shtokmana/