Правительство Норвегии разработало программу помощи "Нефть для развития"
Правительство Норвегии разработало программу помощи "Нефть для развития", которая осуществляется в рамках работы Международного энергетического агентства. Ответственные норвежские чиновники заявляют, что проводимые консультации позволяют развивающимся странам превратить "нефтяное проклятие" во благо. Газета Financial Times утверждает, что в мире нарастает недовольство усилиями норвежских властей, а руководители международных нефтяных компаний указывают на конфликт интересов в случаях проведения конкурсов на разработку месторождений, где участвуют норвежские компании. Министр развития Норвегии Эрик Сульхейм и другие высокопоставленные чиновники отвергают все претензии.
Министр развития Эрик Сульхейм отверг критику со стороны Financial Times.
Бескорыстные рецепты от "нефтяного проклятия"Норвегия является членом Международного энергетического агентства, которое призвано наблюдать за развивающимися странами, поэтому не удивительно, что именно в ее адрес была направлена жесткая критика за решение Боливии взять под контроль газовые месторождения. Норвегия утверждает, что ее консультации очень действенны и планирует продолжать оказывать помощь 16 странам, включая Нигерию, Анголу, Сан-Томе и Принсипи, Мадагаскар и Судан.
В Азии этот перечень включает также Восточный Тимор, Камбоджу, Филиппины и Ирак. "Когда я веду дискуссии с норвежскими экспертами, я вижу, что они глубоко разбираются в проблемах нефтяного сектора и могут помочь нам", - считает генеральный секретарь недавно созданного агентства природных ресурсов Мадагаскара. "Они очень бережно относятся к окружающей среде и имеют огромный опыт в развитии своей нефтегазовой отрасли", - полагает высокопоставленный чиновник.
Программа "Нефть для развития" была новой инициативой, c которой выступило прежнее правительство Норвегии. Норвежское руководство считало, что норвежский опыт может продемонстрировать развивающимся странам, как доходы от экспорта нефти и газа могут улучшить жизнь населения этих стран. "Мы желали внести лепту в распространение знаний о том, как огромные доходы от нефти могут уменьшить бедность в Африке и других местах, и как нефть может превратиться во благо, вместо того, чтобы быть проклятием", - такими словами представляла в прошлом году программу прежний министр развития Хильде Фрафьюр Юнсон (Hilde Frafjord Johnson).
Однако пока норвежцы не могут похвастаться результатами усилий, которые распространяются буквально по всему миру, считает Financial Times. Сан-Томе, подписавшая с Норвегией соглашение о помощи в 2005 году, критиковалась за непрозрачное распределение нефтяных месторождений, а ситуация в Нигерии все время ухудшается. Хотя Норвегию трудно обвинить в том, что она не смогла разрушить нефтяное проклятие, руководители нефтяных компаний, послы других стран и представители Мирового банка начали задавать норвежцам неприятные вопросы.
Руководители нефтяных компаний обращают внимание на конфликт интересов в случаях, когда в конкурсах на выдачу лицензий на разработку месторождений участвуют норвежские компании. "Даже если им не предоставляются преференции, перед конкурсом они часто имеют доступ к важным сведениям, таким как сейсмические данные", - сказал один из руководителей нефтяной компании, работающей в Африке. В качестве примера сотрудничества общественного сектора и бизнеса норвежские официальные лица приводят свои компании "Статойл" и "Норск Гидро", в которых значительная доля акций принадлежит государству. Обе эти компании активно ищут возможность приложения своих усилий по всему миру.
Норвежский стиль государственного управленияОдной из важных причин активности Норвегии является желание продвижения своей нефтегазовой отрасли в другие страны. Поскольку норвежские месторождения эксплуатируются уже длительное время, ведущие компании страны надеются найти им замену и увеличивают добычу углеводородов за рубежом, становясь конкурентами таких компаний как английская "Бритиш Петролеум", французская "Тоталь" и американская "Шеврон".
"Преимущество Норвегии и норвежских компаний заключается в том, что мы фактически добываем значительное количество углеводородов и производим очень много нефтепродуктов. Мы достигли большой компетентности в этих производствах", - считает исполнительный вице-президент отделения нефти и газа концерна "Норск Гидро" Туре Турвунн (Tore Torvund). "Подход, с помощью которого государство получало нефтяные доходы, не был изоляционистским, поскольку в добыче всегда участвовали иностранные компании, однако 90 процентов дохода нефтяного сектора доставалось государству посредством взимаемых налогов и с помощью прямого государственного участия", - полагает вице-президент.
Однако на Мадагаскаре, где многие надеются найти, быть может, последнее в мире гигантское нефтяное поле, руководители нефтяных компаний утверждают, что норвежские советы фактически блокируют разведку месторождений. Выставляемые на конкурс участки являются слишком маленькими, что может отпугнуть инвесторов от аукциона, который будет проводиться этим летом. Один из руководителей нефтяной компании сравнил ситуацию с той, что имела место на Филиппинах, где лицензирование месторождений кончилось "полным провалом". В 2004-2005 г.г. Норвегия помогала Филиппинам с выдачей лицензий на месторождения, но дело закончилось привлечением весьма малого числа инвесторов. Как утверждает FT, официальный представитель Мирового банка добавил, что ранее имел место случай, когда норвежские консультации сорвали усилия банка в помощи этой стране. По его мнению, эта страна "заимствовала норвежский стиль государственного управления".
Обвинения абсурдны13 мая норвежская газета Dagbladet попыталась разобраться в том, насколько справедливы упреки в адрес Норвегии, и взяла интервью у влиятельных норвежских чиновников, включая министра развития Эрика Сульхейма. Статья в газете вышла под заголовком "Жесткая критика норвежской политики" (Sterk kritikk av norsk politikk). Как и следовало ожидать, Эрик Сульхейм отверг все претензии в адрес норвежской программы помощи нефтедобывающим странам. "Эти обвинения абсурдны", - заявил министр развития, который успел прочитать статью в FT.
"Мы участвуем в экспертизах месторождений настолько хорошо, насколько это возможно. Норвегия являет пример лучшей в мире организации нефтяного сектора, где сбалансированы интересы как государственного, так и частного сектора. Мы участвуем в консультациях для того, чтобы эти страны могли развить нефтедобычу, а не для того, чтобы получить экономический выигрыш", - подчеркнул Сульхейм.
- Входят ли в состав делегаций, дающих советы развивающимся странам, представители "Статойла" и "Норск Гидро"? "Нет, здесь нет никакой связи. Это миф", - отрезал министр развития.
Советы МоралесуFT распространила также информацию о том, что норвежские власти сыграли свою роль в решении Боливии национализировать газовую отрасль. За пять недель до того, как президент страны Эво Моралес взорвал "бомбу национализации", норвежская делегация встречалась с властями Боливии. Руководитель департамента налогового права министерства финансов Норвегии Стиг Сулюнн был в составе делегации. Он не согласился с обвинениями в причастности Норвегии к национализации боливийской газовой отрасли.
"Мы не участвовали в обсуждении процессов национализации в Боливии, как это представляется. Было бы совершенно неуместным давать какие-либо советы в этом направлении. Нашей целью был сбор информации о том, как Норвегия могла бы помочь Боливии с технологиями и экспертизой. Мы так и не приняли окончательного решения о сотрудничестве. Мы поделились нашим опытом и информировали власти Боливии о том, как организована добыча углеводородов в Норвегии", - заявил в интервью Dagbladet Стиг Сулюнн. Как пишет газета, ответственный чиновник министерства финансов Норвегии не пожелал углубляться в подробности проведенных переговоров.
Эрик Сульхейм также отрицал наличие связи между проведенными переговорами с властями Боливии и решением о национализации нефтяной отрасли страны. "Это сильное преувеличение – считать, что Норвегия может оказать влияние на боливийскую политику. Моралес обещал своим избирателям национализировать энергоресурсы задолго до приезда в страну норвежской делегации", - отметил Сульхейм. Как заявил Сульхейм, он ничего не слышал и об обвинениях со стороны руководителей Мирового банка. "Руководство Мирового банка все время относилось к этой программе позитивно. Мы получали оттуда только лестные отзывы", - подчеркнул министр развития.
Трудно судить окончательно, насколько убедительны обвинения в адрес Норвегии со стороны Financial Times. Как известно, у британской компании BP также есть интересы во всем мире. Вполне можно было обвинить норвежцев и в пособничестве распространению наркотиков. Неслучайно, видимо, также совпадение времени публикации с проведением саммита ЕС - Латинская Америка. Обвинив Норвегию в экспорте собственной модели развития, Евросоюз пытается сделать страну более податливой в вопросе подписания Энергетической хартии и транзитного протокола к ней. Как известно, Норвегия и Россия выступают за заключение долгосрочных контрактов на поставку энергоресурсов и подвергаются давлению со стороны ЕС.
Однако и то, что усилия Норвегии в продвижении программы "Нефть в обмен на развитие" носят далеко не бескорыстный характер, представляется довольно очевидным. И речь идет не столько об экспорте норвежской модели государственно-частного управления, сколько о явном желании политического руководства страны обеспечить интересы своих компаний, прежде всего – "Статойла" и "Норск Гидро". Во многом пути реализации этой программы напоминают ситуацию с норвежскими усилиями стать разработчиками Штокмановского газоконденсатного месторождения.
Адрес статьи в Интернете:
http://www.brcinfo.ru/publics/public.php?id=2565