Вам нравится Норвегия?

Вы хотите почерпнуть что-то новое об этой замечательной стране?
Или Вы случайно попали сюда? В любом случае эта страница достойна Вашего внимания.


Pardon my French

С разницей всего в два дня ключевые министры внешнеполитического ведомства Норвегии сделали два взаимоисключающих утверждения. Министр иностранных дел, лейборист Юнас Гар Стёре заявил о приостановлении финансовой помощи правительству Палестинской автономии, а министр развития, социалист Эрик Сульхейм декларировал продолжение прямой и косвенной помощи палестинцам. Оба министра и официальные комментарии МИДа подчеркивали единый взгляд на вопросы ближневосточной политики. Депутаты Стортинга потребовали от министра иностранных дел объяснений, а самые активные оппоненты ставили ему в вину хорошее знание французского и плохое понимание проблем Ближнего Востока.
"Полное единство взгдядов: Эрик Сульхейм (слева) и Юнас Гар Стёре. 
Помощь замораживается, но продолжится

9 апреля министр иностранных дел Норвегии Юнас Гар Стёре в интервью газете Dagbladet, озаглавленном «Стёре затягивает денежный мешок», заявил о приостановке прямой денежной помощи властям палестинской автономии. «В сегодняшней ситуации Норвегия считает неактуальной прямую денежную помощь  палестинским властям», - заявил глава МИДа. Интервью последовало на следующий день после встречи Стёре с координатором внешней политики Евросоюза Хавьером Саланой. Казалось бы, Норвегия, выражаясь языком советского времени, «следует в фарватере империалистической политики Вашингтона и его европейских приспешников». За пределами Норвегии интервью Стёре практически не цитировалось, поскольку в нем, видимо, не содержалось особой интриги.

Интрига последовала буквально через день, когда на официальном сайте норвежского МИДа появился комментарий министра развития Эрика Сульхейма (Erik Solheim), в котором подчеркивалось следующее: «Норвегия продолжит и увеличит помощь Палестине через ООН, добровольные организации и по другим возможным каналам. [...] Норвегия не остановит запланированные платежи властям палестинской автономии. Мы осуществим конкретную денежную помощь, когда это потребуется». Мнение Эрика Сульхейма попало в заголовки новостей и всего через неделю (!) дошло до российского читателя в несколько необычном виде.

«У Хамаса появился новый друг – Норвегия», - гласил заголовок одного из сообщений. Правительство Норвегии сообщило, что рассматривает возможность встретиться с представителями террористической группировки Хамас во время их визита в Осло в мае. Это решение противоречит международному бойкоту, который объявили Евросоюз и США в отношении Хамаса. «Правительство Норвегии верит в диалог даже в том случае, когда не поддерживает политические взгляды определенной организации», - сказал норвежский министр Арик Солгейм. [...] Норвегия официально подтвердила, что продолжит предоставлять помощь Палестинской автономии. Норвежский заместитель министра иностранных дел (выделено нами) заявил, что палестинцы не должны быть наказаны за их демократический выбор. [...] «Норвегия не состоит в Европейском союзе, поэтому ее правительство не обязано следовать решениям, принятым ЕС», - на такой «оптимистической» ноте заканчивалось информационное сообщение.

Кто такой министр развития

Оставим на совести авторов транскрипцию имени и фамилии Эрика Сульхейма, имена норвежских государственных деятелей и публичных персон очень часто пишутся по-русски так, что их просто невозможно опознать, если не знать, о ком идет речь. Более серьезная ошибка состоит в том, что Эрик Сульхейм не является заместителем Юнаса Гар Стёре и формально занимает равный с главой МИДа пост государственного советника, или министра. Еще до того, как были названы персональные имена членов правительства, лидеры красно-зеленой коалиции договорились о том, что в правительстве рука об руку с министром иностранных дел будет работать министр развития (utviklingsminister).

Основной задачей министра развития является координация деятельности МИДа в вопросах оказания помощи развивающимся странам и в проведении миротворческой деятельности. На эту должность был назначен один из руководителей Социалистической левой партии (СЛП) Эрик Сульхейм; напомним, что глава МИД Юнас Гар Стёре является членом Рабочей партии (РП).  В норвежских СМИ Эрика Сульхейма по традиции иногда называют bistandsminister, что означает «министр по оказанию помощи развивающимся странам».

Полное согласие?

Обратившимся в МИД за комментариями журналистам было заявлено, что между позициями ключевых министров нет никаких разногласий. Юнас Гар Стёре, как оказалось, сам «отретушировал» собственные слова и 10 апреля послал реплику в ту же Dagbladet. «Dagbladet пишет, что Норвегия «затянула мешок» денежной помощи властям палестинской автономии. Это требует уточнения. Норвегия продолжает выступать в качестве значительного донора для палестинского народа», - сообщалось в письме министра. Интересно отметить, что норвежский МИД при этом не дезавуировал предыдущее интервью Юнаса Гар Стёре.

 «Хамас возглавляет палестинское правительство после победы на демократических выборах. Норвегия уважает выбор палестинского народа. Вместе с тем, мы ожидаем, что новое правительство будет проводить политику, соответствующую пожеланиям мирового сообщества, особенно в части признания государства Израиль, неприменения насилия и уважения к принятым международным соглашениям. Естественно, мы требуем, чтобы Израиль также уважал достигнутые договоренности, выполнял положения резолюций ООН и не применял насилия. [...] Мы готовы продолжать финансовую помощь и вести политический диалог непосредственно с новым правительством, когда оно со своей стороны подтвердит приверженность международному праву», - писал министр иностранных дел.

Кто встретится с Хамас

Как выяснилось, красно-зеленая коалиция не была едина не только в вопросе предоставления прямой финансовой помощи палестинскому правительству, но и в вопросе контактов с представителями Исламского движения сопротивления, сокращенно именуемого Хамас. В мае в Осло должны приехать высокопоставленные представители организации Салах Мохаммед эль-Бардавил и Мохаммед аль-Рантиси. Рантиси приходится родным братом бывшему лидеру Хамас шейху Абделю Азизу аль-Рантиси, убитому израильтянами во время ракетной атаки в апреле 2004 года. Несмотря на то, что Бардавил и Рантиси были приглашены в Норвегию неправительственной организацией «Палестинский комитет», в печать попали сообщения о том, что представители Хамас встретятся с кем-то из членов правительства. Возможно, причиной таких заявлений явился тот факт, что в конце апреля по приглашению правительства в Норвегию прибудет президент Палестинской автономии Махмуд Аббас.

Юнас Гар Стёре был вынужден заявить, что никто из представителей правительства не будет встречаться с представителями Хамас. Это заявление, как и факт прекращения финансовой помощи палестинскому правительству, был критически воспринят депутатами Стортинга от СЛП. Социалистов поддержали активисты из партии Центра и Рабочей партии, они обратились к правительству с требованием продолжения помощи правительству Хамас. Министр иностранных дел приглашен депутатами от РП для разъяснений в Стортинг, мероприятие должно состояться в среду на следующей неделе. Одна из депутатов парламента от лейбористов заявила, что намерена встретиться с Бардавилом и Рантиси. «Диалог очень важен, Хамас пришел к власти посредством демократических выборов,  признанных международным сообществом. Я рассчитываю, что правительство сделает шаги в сторону сближения с Хамас, как в свое время поступили с Организацией освобождения Палестины (ООП)», - так обосновала свою позицию Эва Кристин Хансен.
           
Социалисты разочаровались в Стёре

Ветеран Социалистической левой партии Стейн Эрнхёй (Stein Ørnhøi) позволил себе одно из самых критических выступлений в адрес министра иностранных дел Юнаса Гар Стёре с момента начала обсуждений норвежской политики в отношении организации Хамас. Стейн Эрнхёй - заметная фигура среди ветеранов СЛП и квалифицированный советник министров правительства из числа социалистов, заявил следующее: «Стёре хорошо говорит по-французски и прекрасно одевается. Но для того, чтобы понять разницу между оккупантом и оккупируемым, не нужно знания французского. Он должен четко отделять международное право от того,  в чем Израиль пытается убедить остальной мир. Когда Стёре предъявляет требования к одной стороне в конфликте, точно такие же требования необходимо предъявить и другой стороне».

Журналисты Aftenposten попросили Эрнхёя дать разъяснения относительно его критических комментариев в адрес главы МИДа.
- Считаете ли Вы, что правительство Хамас должно признать Израиль? «Хамас не признает Израиль до тех пор, пока Израиль не признает право палестинцев на самостоятельное государство. Это совсем не трудно понять».
- Но ведь министр развития Эрик Сульхейм и министр иностранных дел Стёре долгое время заявляют, что в их позициях по отношению к Хамас нет разногласий? «Мне слышатся разные мнения. И я рад этому обстоятельству». Эрнхёй отметил, что скандал не затихнет до тех пор, пока министр иностранных дел не станет лучше разбираться в ближневосточной проблематике.